Что это за исследование
В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» НИУ ВШЭ провела онлайн-опрос среди 14 337 родителей школьников с первого по одиннадцатый класс из разных регионов России. В результате появилось исследование «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В числе прочего было изучено, как обстоят дела с дополнительным образованием школьников.
Сколько школьников занимаются где-то дополнительно
Подавляющее большинство опрошенных родителей (78%) ответили, что их дети посещают дополнительные занятия в школе или вне её.
Из тех, кто получает дополнительное образование, 32% ходят только в один кружок или секцию, 23% — в два, а ещё 23% школьников — в три и более.
Среди тех, кто не посещает никакие дополнительные занятия, наиболее заметная доля живёт в сёлах (33%). В крупных городах их всего 11%. Ясно, почему: образовательное пространство в мегаполисах, конечно, шире. Неравенство проявляется ещё заметнее, когда речь заходит о дополнительных занятиях именно вне школы — их нет больше чем у половины сельских детей.
Где конкретно чаще всего занимаются дети
Те, кто чем-то занимается, чаще всего ходят в профильные государственные или муниципальные учреждения — например, спортивные (28%) и художественные (21%) школы, центры детского творчества (19%), дворцы или дома культуры (16%). Четверть школьников посещает частные образовательные учреждения. И 6% ходят на дополнительные занятия в других школах. Лишь 5% школьников проходят онлайн-курсы.
Всего среди опрошенных доля тех, кто занимается допобразованием через интернет (в том числе с репетиторами), составляет 7,6%. Как заметили исследователи, интернет мог бы дать более широкие образовательные возможности детям из маленьких населённых пунктов, где выбор очных занятий невелик или их вовсе нет. Но на практике среди жителей сёл допобразование через интернет получают лишь 4%, тогда как среди жителей мегаполисов этот показатель составляет 15%. Кстати, в рамках этого же большого исследования выяснилось, что доля ребят, у которых нет доступа к технике и слабые цифровые навыки, среди сельских жителей больше, чем среди других групп. Это ставит их в неравное положение в доступе к онлайн-образованию.
Также выявлена связь между тем, посещает ли ребёнок дополнительные занятия вне школы, и тем, какое образование у его матери. Даже если семья живёт в селе, но у матери есть высшее образование, то ребёнок с большей вероятностью будет чем-то заниматься вне школы. И наоборот — дети женщин без высшего образования, даже если они живут в мегаполисе, с меньшей вероятностью пойдут в какие-то кружки или на курсы за пределами школы.
Какие типы дополнительного образования для школьников наиболее популярны
Исследователи также узнали у родителей, какие именно дополнительные занятия посещают их дети.
Во многом это зависит от возраста школьника. С восьмого класса увеличивается среднее количество часов в неделю, посвящённое компенсаторным занятиям. Это те, которые дополняют школьную программу или устраняют её пробелы. Популярность таких занятий, скорее всего, связана с тем, что подростки начинают готовиться к итоговым экзаменам. А вот количество часов, которые дети уделяют развивающим занятиям, не связанным со школьной программой, с седьмого класса начинает уменьшаться.
Что касается направлений подготовки допобразования школьников, то самыми популярными оказались спортивные секции. Их посещают больше половины всех ребят, которые вообще чем-то занимаются дополнительно. Чуть менее популярны разные виды искусств. На третьем месте — иностранные языки.
Опрошенные родители могли отмечать более одного направления допобразования ребёнка.
В выборе курсов, кружков и секций исследователи обнаружили гендерные и возрастные различия. Так, девочки из начальной школы чаще посещают кружки по ремёслам и искусству, тогда как мальчики — спортивные секции, шахматные и технические кружки. Занятия иностранными языками, подготовку к экзаменам и олимпиадам девочки и мальчики посещают примерно в равных пропорциях.
Кстати, учёные из Лондонского университетского колледжа недавно выяснили, что подростки, которые увлекаются пением, театром, музыкой и другими видами искусства, менее склонны к антисоциальному поведению. А если подобные проблемы уже наблюдались, то творчество способно их снизить — правда, эффект в большинстве случаев проявляется через несколько лет.