Перечень содержится в проекте соответствующего приказа. В случае принятия документ вступит в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028-го, как и рамочный законопроект, в котором описаны общие принципы предлагаемого подхода к проведению аккредитации образовательных программ.
О чём речь
Ещё в марте стало известно, что аккредитацию и лицензирование вузов планируют сделать бессрочными. Необходимость разработки нового подхода, в частности, аргументировали тем, что нужно исключить существующее сегодня дублирование требований в этих процедурах. Ранее мы рассказывали о нюансах, которые стали известны уже тогда, — то есть о частоте проверок и последствиях отказа в аккредитации. В июне появились предположения о содержании аккредитационных показателей, касающиеся квалификации преподавателей, уровня подготовки студентов и качества приёма.
Отметим, что изменения затронут не только вузы, но и все образовательные организации, которые реализуют основные образовательные программы (за исключением программ для дошкольников и аспирантуры) и основные программы профобучения. То есть школ и организаций системы СПО это тоже касается.
Тем не менее пока представлен только один проект — с аккредитационными показателями для программ высшего образования. Судя по данным Федерального портала проектов нормативных актов, аналогичные документы для школ и колледжей тоже уже разрабатывают.
В пресс-службе Минобрнауки отметили, что разработка показателей ведётся совместно с Рособрнадзором, профессиональным и экспертным сообществами. По информации министерства, главное изменение в том, что теперь аккредитацию будут получать на основании не субъективного мнения экспертов, а за счёт проверки на соответствие конкретным показателям. Причём их предполагается менять «в зависимости от требований времени и развития науки и технологий».
Кроме того, в Минобрнауки напомнили, что в случае достижения показателей аккредитация будет для университетов бессрочной. При этом для поддержания и развития качества образования планируют проводить регулярный мониторинг вузов на соответствие показателям.
Какими будут аккредитационные показатели
Они касаются шести тематических групп:
1. Студенты
- Баллы государственной итоговой аттестации. Прежде всего обратят внимание на средний балл ГИА студентов-очников. Помимо этого, будут по отдельности смотреть на результаты учащихся бакалавриата, магистратуры и специалитета, а также тех, кто учится на бюджете и на платной основе.
- Доля обучающихся — победителей профессиональных олимпиад, конкурсов и конференций по направлениям подготовки и стобалльников по итогам ЕГЭ.
- Динамика конкурсного отбора за последние три года.
- Численность учащихся бакалавриата, магистратуры, специалитета. Кроме того, будут обращать внимание на студентов разных форм обучения (очной, очно-заочной и заочной). А ещё планируется рассчитывать удельный вес численности разных категорий в общей численности студентов.
- Удельный вес численности учащихся, принятых по целевому приёму. Здесь в рассмотрение будут брать первокурсников и сравнивать их количество по отношению к числу всех студентов первого курса соответствующих направлений подготовки на программах бакалавриата, магистратуры и специалитета.
- Удельный вес общей численности целевиков относительно всех студентов.
- Численность обучающихся, которые осваивают отдельные курсы, дисциплины, модули и онлайн-курсы (не только внутри вуза).
- Соотношение численности учащихся по дополнительным профессиональным программам к обучающимся по программам высшего образования.
- Оценка качества подготовки обучающихся (сформированность компетенций).
- Доля учащихся, прошедших практическую подготовку в организациях, сфера деятельности которых соответствует профилю подготовки студентов.
2. Выпускники
- Соотношение количества выдаваемых дипломов и общего числа зачисленных обучающихся.
- Доля трудоустроенных выпускников в течение года после завершения обучения.
- Численность выпускников, успешно сдавших независимый квалификационный экзамен.
3. Преподаватели
- Удельный вес численности педагогов, у которых есть учёная степень или учёное звание относительно всего профессорско-преподавательского состава.
- Соотношение численности штатного профессорско-преподавательского состава и преподавателей, которые не являются штатными сотрудниками.
- Доля преподавателей, прошедших программы дополнительного профобразования, за последние 3–5 лет.
4. Публикации
- Количество публикаций в ведущих отечественных и зарубежных рецензируемых научных изданиях.
- Доля публикаций вуза, изданных в профильных отраслевых журналах от общего количества публикаций.
5. Программы вуза
- Объём обязательной части образовательной программы по отношению к её общему объёму.
- Привлечение работодателей к разработке и реализации образовательных программ.
- Наличие актуальной программы развития учреждения. Кроме того, будут оценивать долю выполненных показателей программы.
6. Финансирование и оснащение
- Объём финансового обеспечения реализации образовательной программы.
- Объём средств, полученных от научной деятельности (в расчёте на одного научно-педагогического работника).
- Удельный вес средств, полученных от научной деятельности, в общем объёме финансирования вуза.
- Объём финансирования, привлекаемого в рамках научной, исследовательской, экспертной деятельности (на одну ставку).
- Обновление материально-технической базы не реже, чем раз в три года.
Что в итоге
Список получился довольно подробным, и теперь процедура аккредитации действительно может стать более объективной, чем раньше. Однако в перечне не указано главного — целевых показателей, которых должен достичь вуз, чтобы быть аккредитованным. Видимо, их пропишут отдельно.