Telegram-канал «Научно-образовательная политика» (НОП) сообщает, что уже несколько кураторов сферы образования в регионах заявили о возможном внесении изменений в нацпроект «Образование».
Что может поменяться
По словам инсайдеров, кураторам субсидий, выделяемых в рамках нацпроекта, поручили до конца февраля подготовить предложения по корректировке мероприятий в рамках направлений, за которые они отвечают. Причём инициативы не должны предполагать изменения контрольных показателей и результатов проекта.
Например, можно предложить:
- исключение направлений проекта или их замену другими;
- уменьшение объёма обязательного для закупки оборудования и выделение в отдельный перечень такого, которое нужно закупать напрямую у производителя;
- уменьшение минимального количества оборудования, ранее запланированного к закупке.
По информации НОП, такое поручение дала замминистра просвещения Татьяна Васильева. Предполагается, что внести изменения в нацпроект нужно из-за значительных изменений конъюнктуры рынка, рисков непоставки иностранного производства и общего повышения стоимости технического оснащения, доходящего до 30%.
Какие могут возникнуть трудности
Канал перечислил существующие риски, касающиеся закупок. Прежде всего они связаны с изменением курсов валют и неясностью относительно их дальнейшей динамики, а также с логистическими сложностями.
Рост стоимости оборудования, связанный с изменением курсов и неопределённостью срока, на который стоит планировать закупки, а также изменения конкурсных процедур могут стать причинами для смещения определённых ранее сроков реализации федеральных проектов. А это значит, что все эти факторы могут повлиять на показатели национальных проектов.
Помимо этого, есть риски, связанные с поставками иностранного оборудования и комплектующих. Хотя в России импортозамещение достигло высоких показателей, часть оборудования, которое предполагалось использовать в рамках ряда проектов («Образование», «Наука и университеты», «Цифровая экономика»), — зарубежного производства. Его поставки могут сорваться. Либо это оборудование могут заменить низкокачественным. Ещё одна трудность — невозможность спланировать закупки из-за негативного влияния на логистические цепочки.
Какую предлагают альтернативу
Авторы канала считают, что в сложившихся условиях нужно не пытаться достичь ранее запланированных индикаторов нацпроектов, а частично изменить их содержание и показатели. При этом важно не исказить их суть, также отражённую в национальных целях России.
Кстати, в мае прошлого года российские IT-компании просили приостановить закупку иностранной техники для школ. Речь шла о приобретении оборудования в рамках внедрения цифровой образовательной среды (ЦОС). Тогда производители заявили, что не могут участвовать в проекте из-за избыточных требований.
Что известно о ЦОС
Цифровая образовательная среда — это эксперимент, который должен продлиться до 2023 года. Его цель — «модернизация и развитие системы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов РФ и обеспечение возможности дальнейшего внедрения и использования ЦОС на постоянной основе на всей территории России». ЦОС предполагает как техническое оснащение школ, так и применение особых цифровых ресурсов, полезных школьникам и педагогам.
Порядок отбора регионов для участия в эксперименте был утверждён в феврале 2021‑го. По сообщению ТАСС, участниками стали 15 субъектов РФ, экспериментом в них будут охвачены 40% образовательных организаций. Стандарт технического оснащения для школ с ЦОС утвердили в декабре 2021 года, хотя формально эксперимент начался ещё в декабре 2020-го.
В феврале 2021 года стало известно, что в рамках этого проекта будет разработана платформа «Моя школа». Контракт с разработчиком заключили уже ближе к концу года. Как сообщалось, на разработку потратят более 2 млрд рублей.
Ранее мы подробно разбирали госпроекты по инновациям в образовании.