Образование
#статьи

Смешанное обучение, или blended learning: что это такое

Рассказываем о подходе, который сочетает очные занятия с преподавателем и обучение с помощью цифровых технологий.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Что такое смешанное обучение

Когда речь заходит о смешанном обучении (англ. blended learning), исследователи по‑разному формулируют определение этого термина. Однако, как отмечает международная группа исследователей в обзоре «Подготовка к цифровому университету» (англ. Preparing for the Digital University), все формулировки можно свести к главному:

Смешанное обучение — это подход, сочетающий разнообразные форматы очного и дистанционного взаимодействия между учащимися, педагогами и образовательными ресурсами.

В большинстве случаев это означает, что часть времени учащиеся занимаются в классе или аудитории, а другую часть — в онлайне, синхронно или асинхронно. Хотя иногда к смешанному обучению относят и такие практики, когда курс проходит полностью в традиционном формате, но для формирования учебных планов и коммуникации используются цифровые ресурсы, например LMS. А ещё смешанным называют дистанционное обучение, в котором используются и синхронный, и асинхронный форматы.

Этот термин не стоит путать с гибридным обучением (англ. hybrid learning), хотя их довольно часто используют как синонимы. Гибридное обучение проходит синхронно, то есть вся группа учащихся занимается одновременно, вместе, только часть присутствует в аудитории очно, а часть — дистанционно онлайн.

В смешанном же обучении активности могут быть и синхронными, и асинхронными. Скажем, вся группа сначала посещает лекцию в аудитории, а затем студенты проходят электронный тест или выполняют задания на онлайн-платформе для закрепления материала. Но, разумеется, на практике гибридный и смешанный подходы могут сочетаться.

Как возникло и развивалось смешанное обучение

Смешанное обучение возникло задолго до появления общедоступного интернета. Эксперт в сфере HR и развития персонала Джош Берсин в своей работе «Книга по смешанному обучению: лучшие практики, проверенные методологии и извлечённые уроки» (англ. The Blended Learning Book: Best Practices, Proven Methodologies, and Lessons Learned) выделяет четыре стадии развития этого подхода к обучению.

1960–1970-е: обучение на основе мейнфреймов

Среди первых высокотехнологичных примеров — компьютерная система PLATO, разработанная Иллинойсским университетом. Она содержала образовательные курсы по множеству дисциплин, от математики до музыки, и применялась для обучения в школах, университетах и даже тюрьмах. Кстати, именно на PLATO, которая просуществовала до 2006 года, впервые появились электронные тесты, форумы и чаты, режим демонстрации экрана и онлайн-игры.

Компьютерная система PLATO
Фото: Wikimedia Commons

1970–1980-е: обучение с помощью телевещания

В США в семидесятых распространились видеотрансляции с помощью спутниковой связи. В крупных компаниях сотрудники собирались в аудиториях и проходили тренинги в сопровождении инструктора на экране. С помощью специальных технических средств ему можно было даже задавать вопросы. А университеты, например Стэнфорд, транслировали лекции профессоров для студентов-заочников.

1980–1990-е: образовательные курсы и программы на CD

Этот формат стал популярен с появлением относительно доступных персональных компьютеров. Провайдеры обучающих программ теперь могли использовать видео и аудио высокого качества (по тем временам), а также широкие интерактивные возможности. Например, компания Boeing разрабатывала для своих сотрудников образовательные курсы на CD, которые нужно было пройти перед очным тренингом.

1998-й — наши дни: интеграция онлайн-формата в процесс обучения

Первопроходцы в онлайне просто загружали образовательный контент, разработанный для CD, в интернет, однако это работало не очень эффективно — из-за медленной интернет-связи и других технических ограничений качество образовательного опыта падало. Однако с тех пор в арсенале преподавателей появилось много новых, более удобных и полезных инструментов, чтобы встроить высокие технологии в обучение — как в классе, так и вне его.

Какие модели смешанного обучения существуют

Моделей, в которых реализуется смешанное обучение, может быть огромное множество. Это гибкий подход, который позволяет учителю, методисту или тренеру настраивать учебный процесс под конкретные образовательные задачи и аудиторию.

Фото: LightField Studios / Shutterstock

Тем не менее можно назвать семь основных моделей, которые не взаимоисключают друг друга и могут сочетаться в том или ином виде.

Расширенная очная модель

По сути, это привычная классная или аудиторная модель, в которую учитель или преподаватель время от времени добавляет онлайн-активности — чтобы заменить, расширить или дополнить традиционные методы обучения.

Смена форматов

Учащиеся по установленному расписанию переходят от одного вида активности к другому. Среди этих видов обязательно должно быть онлайн-обучение. Например, после лекции в аудитории ученики работают над проектом в командах, а затем проходят образовательную онлайн-игру или тест. От расширенной очной модели этот подход отличается систематичностью онлайн-занятий.

Если в обучении задействован компьютерный класс, куда учащиеся переходят после традиционных занятий «лицом к лицу», такой подход называют ротацией лабораторий.

Смена рабочих зон

Эта модель очень похожа на смену форматов, только учитель к тому же делит класс на группы, каждая из которых занимается своим видом учебной деятельности, а через некоторое время группы меняются местами. Например, пока одна группа работает с учителем, вторая самостоятельно трудится над проектом, а третья занимается онлайн. Причём это происходит, как правило, в одном помещении с выделенными зонами для разных видов занятий.

Иногда смена рабочих зон реализуется по индивидуальным образовательным траекториям — в зависимости от результатов и целей конкретного ученика. Этот вариант называется моделью индивидуальной ротации.

Перевёрнутое обучение

Согласно этой модели, ученики самостоятельно осваивают теорию с помощью материалов, заранее подготовленных учителем (в современных реалиях это часто бывают предзаписанные онлайн-уроки или целый курс), а в классе обсуждают сложные вопросы и отрабатывают знания на практике. По сути, в этом подходе домашняя и классная работа меняются местами. У перевёрнутого обучения много преимуществ, однако на педагога ложится дополнительная нагрузка: нужно и подготовить контент для самостоятельного изучения, и разработать практические или интерактивные уроки.

Фото: insta_photos / Shutterstock

Модель «по запросу»

Это вариант для самостоятельных учащихся — взрослых людей или хотя бы старшеклассников. Они по собственной инициативе дополняют традиционные очные занятия обучением на онлайн-курсах. Например, если хотят углубить знания по профильным дисциплинам или посещать факультативы, которые по каким-либо причинам не преподаются в их школе или вузе.

Гибкая модель

Эта модель, пожалуй, дальше всего от традиционных подходов к обучению и не применяется массово. Учащийся сам планирует своё обучение, которое проходит преимущественно онлайн. Он посещает учебное заведение, но практически не ограничен расписанием или выбором активности. Учитель в такой модели выступает скорее тьютором и куратором — проводит консультации индивидуально или в малых группах и обеспечивает поддержку.

Расширенная виртуальная модель

В этом подходе учащиеся занимаются в основном на онлайн-платформе, причём дистанционно, однако в образовательный процесс входят и очные консультации с учителем или тьютором — запланированные с определённой регулярностью или по необходимости.

Какие преимущества имеет смешанное обучение

По идее смешанное обучение должно брать лучшее от очного и дистанционного форматов, интегрировать самые эффективные практики, чтобы помочь учащимся достигать образовательных целей.

На самом деле, как показало недавнее исследование китайских учёных, проведённое среди студентов вузов, смешанное обучение практически по всем показателям уступает очному, хотя и опережает полностью дистанционное. Исключение — показатель удовлетворённости студентов обучением, по нему смешанный подход лидирует. Неудивительно: этот формат действительно удобен и позволяет учащимся гибче подходить к процессу.

Опрос об отношении к смешанному формату российских студентов и преподавателей провело и российское Минобрнауки. В прошлом году респонденты оценили цифровые подходы к обучению выше, чем в 2020-м.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

А исследователи из Турции проанализировали результаты 44 научных работ, посвящённых эффективности смешанного обучения по сравнению с традиционным. И выяснили, что наибольший положительный эффект выявлен на уровне основного общего образования (англ. secondary school). Что касается учебных дисциплин, то лучше всего смешанное обучение проявило себя в освоении естественных наук.

Чтобы однозначно ответить, как смешанное обучение влияет на академические успехи учащихся, понадобятся новые исследования. Но уже известные преимущества смешанного обучения перед традиционным точно стоит принять во внимание.

В корпоративном обучении гибкость смешанного формата тоже ценится. Как показали результаты опроса, проведённого британской компанией Elucidat, современные сотрудники хотят большей свободы в выборе форм обучения и ценят высокотехнологичные методы вроде виртуальных занятий под руководством инструктора (Virtual Instructor-Led Training, или VILT).

Гибкость и индивидуальный подход

Объясняя новую тему у классной доски, учитель подстраивается под «средний по больнице» темп усвоения материала. Если же включить в программу самостоятельное изучение темы с помощью онлайн-ресурсов, это поможет оптимизировать процесс. Когда каждый ученик движется в своём темпе, те, кто схватывает на лету, не заскучают от повторения того, что они уже и так поняли, а учитель сможет уделить больше внимания тем, кому нужна поддержка и дополнительные объяснения.

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Более широкие образовательные возможности

Выше мы уже упоминали о выборе онлайн-факультативов в расширенной очной модели обучения. И конечно, это касается любых уровней и видов образования — цифровые технологии открывают доступ к учебным материалам, курсам и инструментам независимо от физического местонахождения учащегося.

А учитель может использовать цифровые инструменты для вовлечения учеников и развития у них софт‑скиллов, цифровой грамотности и других универсальных компетенций. Например, можно предложить ученикам написать вместо привычного эссе сценарий для короткого ролика, снять и смонтировать его с помощью смартфона.

Вообще, смешанный подход хорошо сочетается с активными методами обучения — среди них, например, задачецентричное обучение.

Удобный контроль и обратная связь

Смешанное обучение в своей цифровой части может включать в себя использование технологий, которые собирают данные об успеваемости учеников и предоставляют их педагогу, родителям и самим учащимся. С помощью LMS можно контролировать, когда учащийся зашёл в систему и как проходили его самостоятельные занятия. И конечно, широко распространены онлайн-тесты, которые автоматически оценивают результаты и дают обратную связь, экономя время преподавателя.

Какие сложности бывают в смешанном обучении

Многие из тех, кто хочет внедрить смешанное обучение в образовательный процесс, сталкиваются с теми же проблемами, которые возникли при внезапном переходе на дистант весной 2020 года:

  • недостаточная техническая оснащённость и неразвитая интернет-инфраструктура;
  • низкий уровень владения цифровыми компетенциями — как у учащихся, так и у самих педагогов;
  • некачественно составленная программа или занятие.

Две первые проблемы, к сожалению, решить довольно сложно. Как показало исследование НИУ ВШЭ, у 26% школьников нет доступа к компьютеру с подключённым интернетом, а у 48% отмечается низкая степень владения цифровыми навыками — хотя участвовать в большинстве онлайн-активностей им поможет подробный и понятный инструктаж.

На третьем пункте остановимся подробнее. Начиная внедрять смешанное обучение, стоит помнить, что если просто перевести привычные методы в цифровой формат (скажем, только заменить печатный учебник электронной книгой), это вряд ли будет эффективно. Зачастую требуется пересмотреть программу обучения и определить, какие элементы лучше всего оставить в очном взаимодействии, а какие перенести в онлайн, что добавить и что исключить. Появился даже специальный термин — цифровая дидактика (методы обучения в цифровом пространстве).

Разрабатывая тренинг или урок в смешанном обучении, можно обратиться к матрице PICRAT, предложенной американскими педагогами. Эта модель помогает проверить, что нового привносят цифровые инструменты и активности в учебный процесс, и оценить, как с этими технологиями взаимодействуют учащиеся.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Менеджмент в онлайн-образовании Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована