Образование
#подборки

Слово года: кто его определяет и какие слова характеризуют 2023-й?

Разбираемся в словах года и соотносим их с трендами в мире образования.

Иллюстрация: Moy Vazquez / Noah Naf / Unsplash / Rawpixel / Annie для Skillbox Media

Издательства словарей, институты и другие организации ежегодно выбирают слова или выражения, которые стали наиболее актуальными или популярными в уходящем году. Это могут быть названия общественных явлений и трендов, яркие неологизмы или давно существующие слова, которые приобрели новое значение.

Акцию «Слово года» (нем. Wort des Jahres) впервые провело Общество немецкого языка в ФРГ в 1971 году. С 1977-го лингвистический символ уходящего года стали выбирать регулярно, а позже к акции подключились и другие немецкоязычные страны.

Англоязычные слова и выражения года с 1991 года отмечает Американское диалектологическое общество. В 2000-х это начали делать издательства Oxford University Press и Merriam-Webster, Inc. Сейчас слова года на английском публикуют многие словари, в том числе — словарь Коллинза, Кембриджский словарь и ​​Dictionary.com.

На русском языке слово года ежегодно выбирает Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Универсальной методики для выбора слова года нет. Где-то это решает экспертный совет, где-то ориентируются на итоги общественного голосования, а где-то замеряют число поисковых запросов (например, на сайте словаря) или анализируют использование определённых слов и выражений в СМИ и социальных сетях. Поэтому разные аналитики обычно называют разные слова года. Хотя бывают и исключения — например, среди слов 2020 года по понятным причинам оказались «пандемия», «локдаун», «карантин» и «самоизоляция».

Мы собрали слова, которые получили статус «слово года» в 2023-м, и взглянули на них с той точки зрения, как в них проявляются тренды образования. На момент публикации статьи некоторые участники акции «Слово года» уже опубликовали свои варианты — приводим их здесь. Материал будет дополняться.

Слово года по версии словаря Коллинза: ИИ (AI)

Аббревиатуру термина «искусственный интеллект» — ИИ — отметили в качестве слова года составители словаря английского языка Коллинза. Они объяснили свой выбор так: «ИИ, способный вызвать следующую великую технологическую революцию, стремительно развивается, и о нём много говорили в 2023 году».

Поспорить сложно: ИИ-решения активно вводят в самые разные сферы, в том числе в образование. Многие образовательные цифровые платформы и сервисы внедрили в этом году в свои решения чат-ботов на основе ИИ, которые выступают помощниками и репетиторами для учащихся.

Есть мнение, что ИИ поможет сделать обучение персонализированным, подстраивая его под потребности, цели, особенности и интересы каждого ученика, и что благодаря этому ИИ совершит переворот в образовании, как предсказывает, например, Билл Гейтс. Но есть и те, кто призывает не переоценивать возможности ИИ.

Билл Гейтс
Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock

В то же время не утихают дискуссии о том, как искусственный интеллект изменит рынок труда, а значит, и то, чему следует учить людей, если говорить о профессиональном образовании — какие рабочие задачи останутся людям, если многое сможет взять на себя ИИ?

И всё чаще звучат слова о том, что в то время как ИИ уже сейчас меняет привычную нам реальность и рабочие задачи, система образования от этого процесса отстаёт и поэтому не готовит адекватно человека к современному миру.

Слово года по версии Института Пушкина и портала «Грамота.ру»: «нейросеть»

В этом году тема ИИ стала особенно актуальной в связи с громадным качественным рывком, который сделала в своём развитии одна из разновидностей ИИ — генеративные нейросети, такие как ChatGPT и Midjourney. Взрыв популярности ChatGPT взбудоражил всю сферу гуманитарного образования, поставив перед ней очень сложные вопросы. И именно «нейросеть» назвал словом года Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, как и портал «Грамота.ру». Эксперты Института Пушкина также отмечают, что по частоте употребления «в русскоязычном сегменте „нейросеть“ уверенно побеждает своего ближайшего конкурента — словосочетание „искусственный интеллект“ и аббревиатуру ИИ».

Умение применять рабочие инструменты на основе генеративного ИИ — те же ChatGPT, Midjourney и им подобные — становится таким же необходимым рабочим навыком, как умение пользоваться интернет-поисковиками. Поэтому в этом году набрали популярность курсы по промпт-инжинирингу и просто по обучению пользованию этими инструментами. Появился такой курс и у Skillbox.

Кстати, ChatGPT за этот год стал рабочим инструментом для многих учителей и методистов, помогая им в составлении учебных материалов и заданий.

Слово года по версии Кембриджского словаря: «галлюцинировать» (hallucinate)

Бурное развитие и распространение генеративных нейросетей в 2023 году наглядно проявило не только их потенциал, но и ограничения. Среди них — фактические ошибки и генерация чепухи: в тех случаях, когда ChatGPT не хватает нужной информации по теме, нейросеть её «выдумывает». Например, может выдать за исторический факт событие, которого на самом деле никогда не было, или сослаться на результаты исследования, которое никто не проводил. Этот феномен назвали «галлюцинациями», а склонность нейросетей «галлюцинировать» стала словом года по версии Кембриджского словаря английского языка.

Эксперты объясняют причины «галлюцинаций» так: нейросеть «понимает», какой должна быть структура того или иного текста, и если по логике в нём нужно указать некий факт, но данных о реальных фактах нейросети не хватает, то она выдаёт оптимальную фейковую «догадку», подходящую по смыслу.

Скриншот: Кембриджский словарь / Skillbox Media

Причём заметить ошибки и недостоверную информацию бывает не так-то просто, если читающий её человек не является экспертом по теме, ведь описано это всё может быть вполне связно и убедительно.

«Галлюцинации ИИ напоминают нам, что людям всё ещё необходимы навыки критического мышления при использовании этих инструментов. Большие языковые модели надёжны настолько, насколько достоверна информация, на основе которой они обучаются. Возможно, сейчас человеческая экспертность важна как никогда, чтобы создавать для обучения ИИ проверенный и актуальный контент», — отметили составители словаря.

Для образования это означает, во-первых, то, что даже появление суперпродвинутых цифровых инструментов и баз данных не отменяет для людей необходимость и самим изучать множество различных фактов. То есть полностью заменить человеческую экспертность и профессионализм «умные машины» не могут.

Во-вторых, ещё актуальнее становится задача развивать у людей с детства критическое мышление и прививать привычку проверять достоверность данных. Для этого продвинутые учебные заведения и преподаватели уже сейчас используют ChatGPT, а также прочие подобные генеративные нейросети: учащимся дают такие задания, для которых нужно воспользоваться нейросетью, а затем проанализировать этот опыт, найти ошибки и фейки. Это нужно для того, чтобы у детей и молодых людей не формировалась привычка слепо доверять контенту, сгенерированному искусственным интеллектом.

Слово года по версии словаря Мерриама — Вебстера: «подлинный» (authentic)

Отчасти с развитием и распространением искусственного интеллекта связано и слово года, выбранное составителями словаря Мерриама — Вебстера. Authentic переводится с английского как «подлинный», «настоящий», «достоверный», в некоторых контекстах — «искренний». Эти свойства становятся особенно ценными в эпоху дипфейков и машинной генерации чего угодно, когда границы между настоящим и фальшивым размываются. И это касается не только выдумывания несуществующих фактов.

Появление того же ChatGPT обострило давнюю проблему академического мошенничества — так называют списывание, обман на экзамене и плагиат чужих письменных работ. Проблема академического мошенничества и раньше была актуальна во всём мире, но преподавателям было проще выявить плагиат, проверив работу в специальном сервисе на уникальность, а заказать написание по-настоящему уникальной письменной работы могли позволить себе далеко не все — из-за цены. Теперь ChatGPT позволяет бесплатно или дёшево и очень быстро сгенерировать уникальную письменную работу, по которой невозможно понять, писал её сам автор или она была создана автоматически. В России, например, прошлой зимой случился громкий скандал с университетской дипломной работой, автор которой признался, что она была сгенерирована нейросетью.

Фото: TommyStockProject / Shutterstock

И хотя в ответ на эту проблему стали появляться сервисы по выявлению текстов, сгенерированных нейросетью (в России о такой функции заявил «Антиплагиат»), даже разработчик самого ChatGPT, выпустивший аналогичный сервис, заявил, что он не является полностью надёжным. Словом, эти проверочные сервисы могут ошибаться в анализе.

В академическом сообществе всё это послужило стимулом для обсуждения давно назревшего вопроса о том, что пора менять подход к учебным заданиям. Бессмысленно задавать письменные работы, будь то эссе, сочинение, курсовая или диплом, если невозможно быть уверенными в том, что ученики напишут их сами.

Кроме того, по этим же причинам в вузах по всему миру стали внедрять принципы использования генеративных нейросетей и принципы оценки студенческих работ в эпоху ИИ.

Слово года по версии Оксфордского словаря: «привлекательность» (rizz)

Эксперты издательства Оксфордского университета, выпускающего Оксфордский словарь английского языка, выбрали слово года при помощи публичного голосования. Им стал сленговый неологизм rizz, популярный среди поколения зумеров и означающий стиль, обаяние и привлекательность, способность привлечь романтического или сексуального партнёра. Вероятно, сформировался этот неологизм как сокращение от слова «харизма». «В то время как поколение Z начинает оказывать всё большее влияние на общество, различия во взглядах и образе жизни отражаются и в языке», — отмечают лексикографы.

Конечно, рассматривать прямое значение слова года в контексте образования неуместно. Но если обратиться к теме профессиональной харизмы преподавателей, то она в цифровую эпоху тоже приобретает особое значение.

Так, данные большого исследовательского проекта показывают, что впечатление, которое преподаватель производит на студентов, меняется в зависимости от формата занятия — очного или дистанционного. Студенты в аудитории ценят эмоциональность и артистичность, а вот при просмотре онлайн-лекций они предпочитают, чтобы преподаватель транслировал в первую очередь профессионализм и уверенность в излагаемом материале. При этом впечатление профессионализма может зависеть в том числе от того, как преподаватель одет — например, деловой стиль одежды вызывает больше доверия.

А с учётом того, что современные цифровые технологии позволяют создавать такие тренинги и курсы, где в роли преподавателя выступает не человек, а бот, которому можно сгенерировать любой внешний образ (аватар), исследователи озадачились вопросом: какой аватар будет для учащихся наиболее привлекательным и эффективным для обучения? Одно исследование в 2023 году показало, что учиться в VR легче, если аватар преподавателя похож на… самого учащегося. Особенно важными оказались параметры пола, возраста, роста и телосложения. Другое исследование и вовсе продемонстрировало, что учащиеся эффективнее осваивают навыки, если в качестве тренеров видят цифровые копии самих себя.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована