Что предлагает Следственный комитет
Ведомство считает, что нужно обучать педагогов определять у подростков признаки деструктивного поведения и работать над формированием здорового психологического климата в учебном коллективе. Кроме того, СК предложил создать алгоритм работы с учениками, склонными к деструктивному поведению, а также обозначить условия для постановки детей на учёт и снятия с него, сообщает ТАСС.
«Принимать меры по доступности квалифицированной психологической и психиатрической помощи, а также информировать людей, что такая помощь не зазорна, — нормальная практика. Она должна осуществляться», — подчеркнул руководитель организационно-аналитического отдела управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СК России Виктор Свечинов.
С чем связано предложение
Напомним, в казанской школе и пермском университете в этом году произошли вооружённые нападения. С тех пор чиновники и представители общественности обсуждают возможные превентивные меры — от усиления охраны до развития психологической помощи.
Какие ещё меры обсуждаются
После трагедии в Казани председатель СК Александр Бастрыкин высказывался о необходимости ввести психологическое тестирование учащихся и усилить воспитательный потенциал в образовании. Детские омбудсмены тоже связывали нападения с нехваткой воспитательной работы.
При этом есть исследование о том, что более 20% первокурсников российских университетов имеют эмоциональные проблемы, а у почти 9% есть поведенческие проблемы. Поскольку речь идёт о первокурсниках, появляются эти проблемы, по всей видимости, ещё в школьном возрасте.
Воспитательной работой как в школах, так и в вузах государство уже плотно занялось: в ФЗ «Об образовании» внесли поправки, согласно которым учебные программы должны включать и воспитательную составляющую. Среди недавних поручений президента РФ в области образования вопросы воспитания занимают не последнее место. Правда, у воспитательной политики заметен патриотический уклон. Как он может защитить от психологических проблем, вызывающих деструктивное поведение, — вопрос.
Президент также поручил обновить Концепцию развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года, а после трагедии в Перми Минпросвещения пообещало подготовить программы для развития психологических компетенций у классных руководителей.
Похоже, всё идёт к тому, что заниматься выявлением подростков с деструктивным поведением поручат не только психологам, но и учителям. Кстати, наработки, позволяющие педагогам заметить факторы риска, уже есть у Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
В сентябре стало известно о ещё одной мере — планируется разработка специального софта для выявления подростков с деструктивными наклонностями по их письменным работам. О проекте стоимостью почти 1,6 млрд сообщило РБК.