Сколько друзей нужно, чтобы... быть умнее?
Нет, принцип «чем больше, тем лучше» тут не работает. Результаты большого исследования китайских учёных вывели интересные закономерности.
Иллюстрация: freepik / Freepik / Shanna Beasley / Jose Antonio Gallego Vazquez / Dave Pullis / Tim Mossholder / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Не имей сто рублей, а имей сто друзей — эту фразу мы слышим с детства. Китайские учёные из Университета Фудань проанализировали, как число друзей связано с психическим благополучием и когнитивными (умственными) способностями ребёнка, а также с особенностями работы мозга. Рассказываем, к каким выводам они пришли.
Какова связь количества друзей и успехов в учёбе
Наука достаточно давно уже успела определить, что социальные контакты человека так или иначе связаны с его успехами в учёбе. Например, отсутствие друзей у детей часто сопряжено с проблемами: низкой успеваемостью, социальной дезадаптацией, плохим настроением и даже психическими расстройствами. Связывают это с тем, что в подростковом возрасте развивается так называемый социальный мозг, то есть структуры мозга, ответственные за обработку социальной информации и принятие решений в социальных ситуациях.
«Социальный мозг» помогает человеку распознать, кто его друзья и враги, как окружающие к нему относятся, какие у них намерения, какие эмоции они переживают. А развитие «социального мозга» тесно связано с сетью контактов и многообразием социальных ситуаций, в которых оказывается школьник.
Кажется логичным, что если отсутствие друзей может негативно сказываться на самочувствии и учёбе, то большое их количество, наоборот, должно сказываться позитивно. Авторы исследования решили это проверить: они проанализировали, как число друзей связано с психическим благополучием и когнитивными способностями ребёнка, а также с особенностями мозга.
Учёные предположили, что зависимость окажется квадратичной: то есть можно выделить некое число, при котором показатели благополучия и когнитивных способностей выходят на пик, а если друзей становится больше, они начинают снижаться.
Как проводили исследование
Чтобы проверить свою гипотезу, учёные воспользовались несколькими источниками и сопоставили данные из них.
Во-первых, они проанализировали данные лонгитюдного исследования, которое сейчас проводят в США, — «Когнитивное развитие мозга подростка» (Adolescent Brain Cognitive Developmental study). Его проводят в течение нескольких лет с участием больше 11 тысяч детей в возрасте 9–10 лет и членов их семей. Ежегодно они проходят ряд тестов: исследователи оценивают их физическое и ментальное здоровье, социальные и культурные условия взросления. Оценивают и когнитивные функции — при помощи комплексного теста на эпизодическую и рабочую память, скорость обработки информации, языковые способности и исполнительные функции (их ещё называют функциями когнитивного контроля, потому что они отвечают за способность к самоконтролю — подавлению нежелательных реакций — и за управление вниманием, а также за когнитивную гибкость — умение целенаправленно переключаться между задачами).
Учёные взяли из этого исследования данные 4290 школьников за два года, в том числе результаты их компьютерной томографии, информацию о ментальном здоровье и когнитивных способностях, а также о количестве их близких (это важно) друзей.
Во-вторых, учёные взяли данные из исследования, которое проводили в 2016 году в школах штата Нью-Джерси (США). Его авторы проводили эксперименты с социальными связями и разрешением конфликтов, а в их выборку попали больше 24 тысяч учеников из 56 школ штата. Китайские учёные извлекли из этого исследования данные около 16 тысяч школьников — об их социальных связях (то есть количестве друзей), общем благополучии и средних отметках.
К каким выводам пришли учёные
Авторы предполагали, что по числу близких друзей ребёнка можно предсказать его результаты по большинству когнитивных и психологических тестов. Это оказалось действительно так, и число друзей объясняет примерно от 40% до 50% дисперсии, то есть разнородности результатов.
Связь между числом друзей и результатами тестов оказалась не линейной (чем больше друзей, тем лучше результаты), а квадратичной. Что это означает?
Пока число друзей меньше пяти, добавление ещё одного друга идёт на пользу учёбе: дети, у которых до трёх близких друзей, справлялись с когнитивными задачами хуже, чем их сверстники с 4–5 друзьями, и чаще сталкивались с психологическими трудностями.
А вот если друзей больше пяти, то ситуация резко менялась: появление новых друзей шло уже во вред: у ребят с семью друзьями и более результаты когнитивных тестов получались хуже, чем у тех, чей круг близких друзей ограничивался пятью-шестью.
В основном это было заметно на показателях того, что учёные называют кристаллизовавшимся интеллектом. Проще говоря, если друзей, условно, «слишком» много, то ребёнок хуже применяет знания и навыки.
Разница между кристаллизовавшимся и подвижным интеллектом
Интеллект можно разделить на два типа:
- кристаллизовавшийся — накопленный опыт и способность применять знания и навыки;
- подвижный — способность логически мыслить и решать задачи за пределами уже существующего опыта.
В исследовании ABCD выделяют также общий или полный интеллект — это сочетание показателей кристаллизовавшегося и подвижного интеллекта.
Такая же закономерность обнаружилась и для структурных параметров мозга: у детей предподросткового возраста с числом друзей от 4 до 6 суммарная площадь поверхности коры больших полушарий и площадь отдельных участков мозга оказалась больше, чем у ребят, у которых было меньше четырёх друзей или которые, наоборот, имели больше шести друзей. А эти участки мозга, отмечают учёные, играют важную роль в развитии социальных навыков.
Иными словами, оптимальное для когнитивного развития число близких друзей школьника колеблется от четырёх до шести. Этот вывод согласуется с теорией о том, что максимальное число по-настоящему близких социальных контактов, которое способен поддерживать человек, — около пяти других людей.
К слову, значение имел также пол друзей ребёнка: связь между количеством друзей, психологическим благополучием и когнитивными способностями прослеживалась лучше у тех детей, чьи друзья были одного с ними пола. Такие дети демонстрировали наилучшие показатели ментального здоровья и когнитивных функций.
Почему больше шести друзей — плохо для развития?
Точного объяснения связи между количеством друзей и когнитивными способностями нет. Авторы исследования предположили, что чрезмерно общительные школьники просто уделяют меньше времени себе и своей учёбе. Кроме того, ребята с очень большим кругом друзей могут быть неразборчивы в их выборе, а готовность дружить со всеми подряд повышает риск попадания в «плохую компанию». Это, конечно, негативно влияет на успеваемость и эмоциональную сферу.
Ещё одна причина может быть в том, что чрезмерное количество друзей, как правило, вредит и качеству самой дружбы: поддерживать действительно близкие отношения одновременно с большим числом людей невозможно. Вполне возможно, что школьники «с большим числом друзей» называют друзьями приятелей, а по-настоящему близкого друга у них при этом нет ни одного. Исходя из этого, авторы исследования сформулировали ещё одну гипотезу — неспособность адекватно оценить число близких друзей может быть связана с когнитивными дефицитами и психическими проблемами.
Стоит ли слепо полагаться на выводы исследователей?
Сами авторы этого исследования подчёркивают, что их работа предполагает ряд ограничений:
- Исследование ничего не говорит о том, какова связь близких социальных контактов и благополучного развития. Проще говоря, неясно, влияет ли количество друзей на это развитие или же дело обстоит ровно наоборот — число друзей является следствием благополучного развития. Авторы предполагают, что, скорее всего, эти два фактора взаимно влияют друг на друга.
- Исследование опиралось на самооценку детьми числа своих близких друзей. Учёные не могли проверить, действительно ли у ребёнка их столько и правда ли это всё близкие друзья, или на самом деле речь идёт о приятелях.
- В выборку попали только американские школьники 9–11 лет, поэтому результаты исследования нельзя автоматически переносить на другие культуры и другие возрастные группы. То есть четыре-шесть друзей — оптимальны для американских детей, а вот у подростков постарше или у ребят такого же возраста, но в странах с другой социокультурной средой ситуация может обстоять иначе. Любопытно было бы провести такую оценку в разных странах и возрастных группах.
Конечно, связь числа друзей и когнитивного развития нуждается в дальнейшем изучении. В частности, ещё предстоит выяснить, от чего именно зависит число близких друзей и в чём заключаются индивидуальные различия в их количестве. Но истина про пользу «ста друзей» в контексте детского когнитивного развития, кажется, неактуальна.