Скевоморфизм в онлайн-образовании: как он может менять обучение к худшему
Пересказываем статью о том, как стереотипы и некритичное отношение к образовательным инструментам могут мешать развитию новых практик обучения.
Катя Павловская для Skillbox Media
Крис Озуна, кандидат технических наук, и Лорна Гонсалес, помощник директора по инновациям и развитию профессорско-преподавательского состава Университета Калифорнии, опубликовали на Educause статью о таком явлении, как скевоморфизм в образовании. Публикуем её реферативный перевод.
Что такое скевоморфизм
Наши навыки и привычки формируются не только благодаря решимости и силе воли. Отчасти формировать их помогает само устройство инструментов, которые мы используем. Сами инструменты как бы «учат» нас ими пользоваться или выглядят настолько знакомо, что нам не составляет труда разобраться в их назначении. Такое свойство в дизайне называется скевоморфизмом.
Механические карандаши, похожие на деревянные, — это скевоморфизм. Другой пример — электромобили, передняя часть которых имитирует решётку радиатора. В подобных сходствах нет функциональной необходимости, но они дают пользователю ощущение чего-то знакомого.
Скевоморфизм был ключевой чертой в дизайне смартфонов первой волны. Например, блокнот и календарь в ранних айфонах напоминали их настоящие аналоги. Так пользователям было проще понять назначение этих приложений.
Скевоморфизм встречается и в образовании. Например, большинство LMS хотя и не прибегают к визуальному скевоморфизму, всё же часто воссоздают практики, применяемые в традиционных классах. Ученикам тут так же, как и в классе, раздают домашние задания, материал уроков собирают в «учебники», разделённые на параграфы, а название одной из известных систем управления обучением Blackboard Learn отсылает к привычному образу классной доски (от англ. blackboard).
Когда скевоморфизм полезен, а когда нет
Скевоморфизм уместен, когда человеку может быть проще начать пользоваться новым объектом благодаря его сходству с чем-то привычным. Но он же может быть препятствием, когда люди слишком привязываются к старым привычкам, считают авторы статьи.
Сходство уместно, когда вы хотите быстрее научить пользователей работать с блокнотом в айфоне. Однако оно может мешать, когда в новом инструменте сохраняются ограничения, которые были присущи ему лишь в момент появления. Когда интернет-образование только зарождалось, системы управления обучением давали возможность только для пассивного взаимодействия с учебными материалами вроде обсуждения заданий на форумах. Обусловлено это было в том числе такими ограничениями, как низкая скорость интернета. Сегодня эти ограничения остались в прошлом. Тем не менее многие по-прежнему продолжают смотреть на традиционные активности вроде лекций, где ученикам отводится роль пассивных слушателей, как на основной формат обучения.
Авторы статьи приводят в пример преподавание в Zoom и других подобных сервисах — они считают, что эти сервисы не лишены недостатков скевоморфизма. В пандемию они стали неотъемлемой частью образовательного процесса, и казалось бы, это хороший повод отойти от старых привычных форматов. Но недавно создатели Zoom обновили интерфейс, добавив возможность отображать участников созвона так, будто те сидят в аудитории класса или лекционного зала — с передними и задними рядами. Поначалу новую функцию пользователи восприняли с энтузиазмом. Однако позже сообщество разработчиков учебных курсов раскритиковало её: разве обучение не может быть чем-то большим, чем сидящие в ряд ученики, сосредоточенные на фигуре преподавателя? Это стереотип.
Поэтому преподавателям и другим специалистам по обучению стоит относиться к скевоморфизму критически. Его нужно распознавать и сопротивляться ему, если он выполняет лишь ритуальную функцию и противоречит вашим знаниям о том, как на самом деле учатся люди.
Когда избегать неуместного скевоморфизма
Авторы статьи дали четыре простые рекомендации, которые, по их мнению, помогут избегать неэффективных, но вошедших в привычку педагогических практик:
- Для преподавателей: поймите, какие методы помогают развитию вашей преподавательской философии, а какие препятствуют ему. Не позволяйте навязывать вам практики, которые могут увести вас в сторону от ваших ценностей.
- Для педагогических дизайнеров, специалистов по образовательным технологиям: прибегайте к критическому проектированию обучения и помните, что не бывает технологий, отделённых от ценностей.
- Для высших учебных заведений: проектируйте обучение, используя такие инструменты, которые будут учитывать ценности и цели вашего заведения.
- Для технологических образовательных компаний: не опирайтесь лишь на привычные преподавательские ритуалы, а учитывайте потребности самих обучающихся, собирая обратную связь, а также мнения экспертов в области преподавания и обучения.
Объём работы преподавателя нередко довольно велик. Поэтому закономерно, что часто учителя, чтобы упростить свою работу, формируют привычные ритуалы и методы — особенно в том, что не является их основной специализацией. Но, по мнению авторов статьи, они не должны забывать, что иногда само устройство технических инструментов намеренно подталкивает их к определённым мыслям и действиям.
Критическое отношение к преподавательским ритуалам позволит специалистам в области образования не забывать об их миссии и ценностях. При таком подходе технические инструменты, используемые в преподавании, будет легко изменять так, чтобы они делали процесс обучения равноправным, эффективным и отвечающим потребностям самих учащихся.