Считается ли бакалавриат полным высшим образованием?
Бакалавриату в России не повезло: с тех пор, как он появился, многие так и не разобрались, что это такое, а теперь система образования снова меняется.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Из этой статьи вы узнаете:
- что такое бакалавриат и что такое неполное высшее образование;
- почему многие считают бакалавриат неполным высшим;
- как вообще появился бакалавриат и почему наряду с ним ещё есть специалитет;
- почему срок обучения в бакалавриате короче, чем в специалитете, и обязательна ли для бакалавров дальнейшая учёба в магистратуре;
- как сейчас меняют бакалавриат и специалитет (почему этих понятий скоро не будет).
Сейчас про бакалавриат каких только мифов нет: и что это неполное высшее, и что его вообще отменяют, поэтому везде скоро будет только пятилетний специалитет, как раньше. Тем не менее вузы как набирали студентов на программы бакалавриата, так и продолжают набирать. Более того, в большинстве вузов и по большинству профессий пока нет других альтернатив, кроме бакалавриата. Давайте разберёмся, что же такое бакалавриат на самом деле и что с ним происходит.
Что такое бакалавриат
Бакалавриат — это уровень профессионального образования, он относится к высшему и является полным образованием.
Цитата из закона
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Источник: ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Как видите, закон относит бакалавриат к высшему образованию без каких-либо оговорок. Тот, кто имеет диплом бакалавра, вправе претендовать на любую должность, предполагающую наличие высшего образования. Редкими исключениями из этого общего правила являются, например, должности судьи и прокурора, а также адвокатский статус. Согласно закону «О статусе судей в РФ» и «О прокуратуре РФ», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», чтобы стать судьёй, прокурором или адвокатом, нужно иметь высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» (то есть окончить специалитет) или иметь два диплома — бакалавра и магистра юриспруденции. Причём для адвокатов такое правило ввели совсем недавно — в 2024 году.
Что такое неполное высшее образование
Сейчас в законе вообще не существует понятия неполного высшего образования. Оно фигурировало в старом законодательстве и означало, что студент отучился в вузе не менее двух лет и успешно прошёл промежуточную аттестацию. Раньше даже можно было получить диплом о неполном высшем, и такое образование могли внести человеку в трудовую книжку. Это было предусмотрено в законе РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (он давно отменён).
Теперь выражение «неполное высшее» используют неформально, а те, кто не завершил учёбу в вузе, могут получить лишь справку о периоде обучения. Да и нужна такая справка уже не для устройства на работу, а, по сути, только для того, чтобы перевестись из одного вуза в другой.
Почему многие упорно считают бакалавриат неполным высшим
К бакалавриату как к неполному высшему относятся в основном представители старшего поколения, которые сами учились ещё в советскую эпоху и привыкли к прежней системе, которая была до реформы высшего образования, начавшейся с 1990-х годов.
Кроме того, действующий закон «Об образовании в РФ» ставит бакалавриат как бы на более низкую ступень, чем специалитет, что тоже поспособствовало такому пониманию, будто специалитет — это полное высшее, а бакалавриат — нет.
Наконец, свою роль сыграло и то, что срок обучения в бакалавриате обычно на год короче, чем в специалитете (хотя и то и другое формально считается полным высшим образованием). Логика такая: раз короче, значит, это неполное образование (ещё раз подчеркнём: это ошибочное представление).
Объясним всё по порядку.
В результате какой реформы в России появился бакалавриат
До 1990-х годов в России вообще не было понятия бакалавриата и магистратуры. Они появились сначала в законе РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (позднее отменённом), а потом и в том законе «Об образовании в РФ», который действует с 2013 года до сих пор.
В унаследованной с советских времён системе образования был только один вид и уровень высшего образования — специалитет (все выпускники вузов получали квалификацию специалиста). На очном (дневном) отделении в вузах учились, как правило, по пять лет.
Но в постсоветскую эпоху наша страна присоединилась к Болонскому процессу. Этот международный процесс представляет собой выстраивание в разных странах мира унифицированной системы высшего образования. Нужно это для того, чтобы студентам проще было, начав обучение в университете одной страны, продолжать его в университетах других стран и чтобы квалификации профессионалов из разных стран легко было сопоставить.
Так называемая Болонская система предполагает, что высшее образование состоит из двух ступеней:
- бакалавриат (это как бы базовое высшее);
- магистратура (это следующая ступень, она доступна только тем, кто уже окончил бакалавриат — подразумевается, что там углубляются в какую-то предметную область детальнее).
Понятия специалитета в Болонской системе нет. Упрощённо можно объяснить так: в Болонской системе общая профессиональная подготовка по профессии и специализация в какой-либо конкретной области этой профессии разделены на два этапа, а в российском специалитете они объединены.
Но когда в России стали переходить на Болонскую систему (то есть вводить бакалавриат и магистратуру), решено было традиционный для нашей страны специалитет тоже сохранить. Правда, не везде, а лишь в некоторых профессиональных сферах — например, в медицинской и сложных инженерно-технических (да и то не во всех), в театральной, художественной и музыкальной. Поэтому получилась гибридная система — частично европейская, частично советская.
При этом выбора между бакалавриатом и специалитетом у абитуриентов практически не было. Дело в том, что для конкретной профессии чаще всего был установлен лишь один вариант, а программ специалитета меньше, чем бакалавриата (как и бюджетных мест на них). Так, в Перечне направлений подготовки и специальностей высшего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 №1061) 211 направлений бакалавриата и 102 специальности.
Специалистов каждый год выпускается примерно в пять раз меньше, чем бакалавров. Вот, например, данные за три года из краткого статистического сборника НИУ ВШЭ «Образование в цифрах: 2024»:
Выпуск бакалавров, специалистов, магистров (тысячи человек)
Получили диплом: | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|
Бакалавра | 528,9 | 540,7 | 532,7 |
Специалиста | 108,0 | 110,5 | 115,0 |
Почему бакалавриат по закону уровнем ниже, чем специалитет
Если прочитать упомянутую выше часть 5 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ», то создаётся впечатление, что бакалавриат ниже уровнем, чем специалитет (так же, как среднее профессиональное образование, которое получают в колледже, ниже уровнем, чем бакалавриат). Почему так? Ведь и в бакалавриат, и в специалитет поступают после школы или колледжа, и оба уровня считаются полным высшим.
Дело в том, что на заре образовательной реформы предполагалось, что, получив диплом бакалавра, многие выпускники будут дальше учиться на следующей ступени по Болонской системе — в магистратуре (её стандартный срок — два года). Эта ступень необязательна, но она даёт более глубокую специализацию.
Одновременно решили, что тем, кто учился на специалитете, эта следующая ступень не нужна, они ведь и так погружаются в какое-то конкретное выбранное направление и учатся дольше, чем бакалавры.
Именно поэтому специалитет в законе «Об образовании в РФ» приравняли к уровню магистратуры, а не к уровню бакалавриата, а также установили, что обучение человека с дипломом специалиста в магистратуре считается получением второго высшего образования (ч. 8 ст. 69 закона «Об образовании в РФ»). Хотя на самом деле специалитет и магистратуру сложно считать равными по уровню: ведь в магистратуру сразу после школы или колледжа попасть невозможно — нужно сначала окончить бакалавриат (то есть это вторая ступень высшего образования именно по отношению к бакалавриату). Было бы более логично, если бы специалитет был равен по уровню бакалавриату, а не магистратуре.
Похоже, к этому же выводу в итоге пришли и законодатели, потому что в новой реформе высшего образования (мы скажем о ней чуть позже) бакалавриат фактически уравнивают со специалитетом, это будет один и тот же уровень образования.
Как соотносятся программы бакалавриата, специалитета и магистратуры сейчас, наглядно можно показать на примере юриспруденции. Согласно Перечню направлений подготовки и специальностей высшего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 №1061), для будущих юристов есть такие варианты обучения:
Получили диплом: | 2021 |
---|---|
Бакалавриат | Юриспруденция (учебные программы не предполагают конкретной специализации) Обеспечение законности и правопорядка (это обучение правоохранительной деятельности) |
Специалитет | Правовое обеспечение национальной безопасности Правоохранительная деятельность Судебная экспертиза Судебная и прокурорская деятельность |
Магистратура | Юриспруденция (вузы предлагают по этому направлению множество разнообразных специализированных программ: частное право, публичное право, корпоративное право, антимонопольное право, медицинское право, цифровое право, уголовное право и так далее) |
Очевидно, что, получив диплом бакалавра, выпускник является как бы юристом широкого профиля, но может дальше получить конкретную глубокую специализацию в интересующей его отрасли права, поступив в соответствующую магистратуру (и выбор таких специализаций в магистратуре широк). А из специалитета юристы уже выпускаются с конкретным профилем (но выбор этих профилей гораздо уже, чем в магистратуре).
Почему срок обучения в бакалавриате короче, чем в специалитете
По продолжительности обучения программы бакалавриата в России короче, чем программы специалитета:
- обучение в бакалавриате на очной (дневной) форме обычно занимает четыре года (бывают исключения с большей продолжительностью — например, на отдельных программах ВШЭ и «Бауманки», но в основном распространён именно четырёхлетний срок);
- обучение в специалитете по очной форме длится от пяти до шести лет (зависит от специальности).
То, что программы бакалавриата короче, чем программы специалитета, связано, опять же, с ожиданиями, что многие бакалавры будут дальше учиться в магистратуре, получая там более глубокую квалификацию. В таком случае учёба получается продолжительностью в общей сложности шесть лет (четыре года в бакалавриате плюс два в магистратуре, если говорить об очной форме).
Но в реальности в магистратуру идут далеко не все выпускники бакалавриата. Дело в том, что для магистратуры государство выделяет гораздо меньше бюджетных мест, чем для бакалавриата, так что желающим получить диплом магистра приходится учиться в основном платно, а это могут себе позволить не все.
Сравните: например, в 2025/2026 учебном году на бакалавриат выделят 334 440 бюджетных мест, а на магистратуру — 128 075.
Поэтому получается, что многие бакалавры погружаются в какую-либо специализацию не в магистратуре, а непосредственно на рабочем опыте, а также с помощью курсов повышения квалификации (они короче и дешевле, чем магистерские программы подготовки).
Какую новую реформу сейчас переживают бакалавриат и специалитет
Из-за того, что срок бакалавриата короче, появилось мнение, что это «неполноценные программы», как бы «недоспециалитет». В некоторых профессиональных сферах (в той же юриспруденции) скептически относятся к бакалаврам, которые не имеют диплома магистра, то есть работодатели зачастую воспринимают как «полноценное» лишь двухступенчатое образование — бакалавриат плюс специалитет.
Но подчеркнём: это касается лишь некоторых профессиональных областей. Например, у половины тех, кто работает в креативных индустриях (сферы IT, маркетинга и PR, дизайна, медиа и журналистики), вообще нет профильного образования. Известно, что 31% попали в эту отрасль с другой специальностью, ещё 20% приобрели навыки на практике, а 9% ― обучались на онлайн-курсах. И работодатели в этих сферах смотрят скорее на навыки и портфолио, чем на корочку. Так, 77% опрошенных представителей работодателей сообщили, что могут принять на работу с дипломом не по профилю. Соответственно, то, какого типа этот диплом — бакалавра или специалиста — и окончил ли соискатель магистратуру, в таких ситуациях вообще не имеет значения.
Однако поскольку для некоторых профессиональных сфер это всё-таки важно, два года назад депутаты и чиновники называли именно недостаточную подготовку бакалавров по сравнению со специалистами в качестве причины того, что России нужно отказаться от Болонской системы и снова реформировать свою систему высшего образования.
Но постепенно после обсуждения этой темы между чиновниками, представителями вузов и реальных индустрий (то есть будущих работодателей выпускников) стало ясно, что ситуация не такая однозначная и возвращать везде пятилетний специалитет точно не стоит. Всё зависит от конкретной профессиональной области — где-то действительно требуется фундаментальная научная подготовка, как, например, в инженерии, и поэтому там срок обучения должен быть не меньше 5–6 лет, а где-то (например, в тех же креативных индустриях) четырёх лет может быть вполне достаточно.
Поэтому в итоге было решено, что в новой российской системе высшего образования сроки обучения будут гибкими, а сами уровни образования будут называться уже совсем по-другому:
- то, что до сих пор называлось бакалавриатом и специалитетом, будет называться базовым высшим образованием — со сроком обучения от 4 до 6 лет (в зависимости от направления обучения);
- то, что относилось к магистратуре, ординатуре и ассистентуре, будет называться специализированным высшим образованием — со сроком обучения от 1 до 3 лет (тоже в зависимости от направления обучения).
Причём потребностей во втором уровне (специализированном высшем), похоже, будет ещё меньше, чем сейчас, поскольку те программы, где обучение должно быть длинным, и так на базовом уровне станут 5–6-летними. Поэтому программы специализированного высшего будут даже не в каждом вузе. В основном они будут предназначены для тех, кто хочет делать научную карьеру.
То есть реформа подчёркивает, что базового высшего образования вполне достаточно для выхода на рынок труда, а сроки обучения на одном и том же уровне могут быть разными.
Унифицированное название первого уровня высшего образования, возможно, сгладит разницу в том, как люди воспринимают бакалавриат и специалитет.
В отдельных учебных заведениях новая система уже сейчас работает экспериментально, а с 2026 года её планируют распространить на все вузы. Подробнее об этом можно прочитать в этой статье.
В конце 2024 года на III Томском форуме «Преобразование образования» врио директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Елена Тумакова рассказала, что участвующие в этом пилотном внедрении новой системы вузы уже сейчас установили разную продолжительность программ одного уровня. В том числе и в тех случаях, когда формально направление подготовки одно, а профили разные: например, будущие педагоги началки могут обучаться четыре года, а педагогам-предметникам требуется не меньше пяти лет.
При этом представительница министерства подчеркнула: «Нельзя искусственно увеличивать сроки, обеспечивая нагрузкой преподавателей, обеспечивая студентов дисциплинами, может быть, важными и нужными, но в которых нет критической необходимости сегодня». Дело в том, что рынок труда ждёт быстрого выхода молодых специалистов, то есть склоняет скорее к тому, чтобы сокращать сроки подготовки, чем к их удлинению.
А ещё Елена Тумакова объяснила, что даже в рамках одних и тех же программ могут быть разные сроки обучения. Например, на программе по химии за четыре года студенты могут стать химиками-технологами, а те, кто планирует быть научными исследователями, могут продолжить учёбу год или два, в течение которых получат исследовательские компетенции и более высокую квалификацию.
Высшее образование со Skillbox
Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.
Узнать подробнее