В Москве 8 июня прошёл десятый ежегодный форум «Будущее высшей школы». Его организаторы — Российский союз ректоров (РСР), Ассоциация составителей рейтингов (АСР) и компания «РАЭКС-Аналитика».
Дискуссии и выступления спикеров — ректоров и проректоров российских вузов — посвятили вопросам развития высшего образования. По итогам обсуждений рабочая группа РСР собрала предложения участников форума в единый документ — для дальнейшего обсуждения в самом Российском союзе ректоров и соответствующих органах власти. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте общественной организации.
Рабочая группа Российского совета ректоров сформулировала восемь направлений развития системы высшего образования.
1. Объединить все преимущества и достижения российской высшей школы и Болонской системы
В планах — до осени 2022 года разработать принципы формирования новых схем обучения: бакалавриат, магистратура, бакалавриат + магистратура, специалитет + магистратура. В документе подчёркнуто, что без этого невозможно обоснованно распланировать контрольные цифры приёма, то есть количество бюджетных мест.
2. Изменить роль аспирантуры
Авторы документа отмечают, что с 2010 года число аспирантов сократилось практически вдвое (со 157 тысяч до 87,7 тысячи человек) и что лишь десятая часть обучающихся в итоге защищает диссертацию. По мнению участников рабочей группы, такая ситуация мешает преемственности в профессорско-преподавательском составе, поэтому необходимо тщательно проанализировать текущие реформы аспирантуры.
3. Актуализировать программы развития вузов
Как указано в документе, развитие высшего образования должно быть связано с социально-экономическими задачами страны в целом — с импортозамещением, обеспечением технического лидерства и так далее. Участники рабочей группы отмечают, что «необходимая база для наращивания потенциала науки и исследований в вузах уже имеется», и предлагают создавать новые лаборатории и развивать существующие.
4. Улучшить обеспеченность научным оборудованием
С учётом санкций, как отмечают авторы документа, решением может стать совместное использование научного оборудования разными вузами. Но кроме того, по мнению участников рабочей группы, необходимо работать над ускоренным импортозамещением в сфере научного приборостроения.
5. Повысить качество целевого набора и обучения
Процедура отбора целевиков должна стать более прозрачной, а информация для абитуриентов о наличии соответствующих мест — более доступной, считают авторы документа (на самом деле работа над этим уже ведётся). Отмечается ещё одно важное направление — стимулировать предприятия на работу с целевиками, чтобы как можно раньше вовлекать их в профессию.
6. Скорректировать критерии оценки эффективности вузов
«Важно понимать, что и раньше, и тем более сейчас наукометрические показатели, опирающиеся на западные базы и платформы, — это один из возможных способов давления на нашу высшую школу и науку», — указывают авторы документа. Они предлагают дополнить количественные показатели эффективности качественными, развивать отечественные научные журналы, а также сформировать национальную шкалу цитирования вместо индекса Хирша и систему оценки научной репутации, учитывающую специфику научного направления.
7. Внедрить созданную РСР систему рейтингов
Участники рабочей группы считают, что вузам в России нужны международные, российские, локальные и предметные рейтинги, чтобы анализировать чужой опыт и объективно оценивать свои позиции. И предлагают внедрить в практику Минобрнауки систему, разработанную Российским союзом ректоров и содержащую все вышеназванные виды рейтингов.
8. Пересмотреть образовательные программы вузов
Как указано в документе, стоит подумать о базовых знаниях и навыках, которые преподавались бы студентам независимо от их специальности. В этот набор предлагается включить в первую очередь фундаментальные науки (математику, физику, информатику), а также дисциплины, развивающие критическое, системное и дизайн-мышление (философию, историю, культурологию). Кроме того, всем студентам необходимо владеть большим количеством языков в широком смысле: не только иностранными языками, но и языками программирования или, например, инженерно-чертёжным и организационно-деятельностным языками.
Кстати, недавно стало известно, что в России хотят ратифицировать конвенцию ООН о международном признании высшего образования. Соответствующий документ Правительство уже внесло в Госдуму. Но стоит заметить, что сама по себе ратификация не повлияет на признание российских дипломов в зарубежных странах. Этот документ лишь определяет общие принципы и нормативы, в которых государствам будет проще разрабатывать двусторонние соглашения.