Образование
#новости

Россия повышает качество школьного образования быстрее, чем планировалось. Или нет?

Оценка зависит от того, как смотреть на цифры в паспорте нацпроекта.

mohamed_hassan / pixabay

Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко заявил, что показатель под названием «средневзвешенное место России» в группе международных исследований в 2020 году составил 13,5 (плановое значение — 14; самый высокий возможный результат — 1). Об этом сообщает пресс-служба Рособрнадзора.

Что это за средневзвешенное место?

Этот показатель отражает положение России относительно других стран по качеству школьного образования. Чтобы рассчитать его, используются результаты международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Методология расчёта утверждена приказами Минпросвещения и Рособрандзора.

На пресс-конференции министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что, несмотря на вызовы пандемии в целом и вынужденный переход на дистант в частности, российские школьники продемонстрировали высокую математическую и читательскую грамотность.

А Сергей Станченко добавил, что при этом снизились результаты по естественно-научным дисциплинам — всё из-за того, что их сложнее развивать на удалёнке. Большое значение здесь имеет практика с применением лабораторного оборудования, а возможности работать с ним не было в течение нескольких месяцев.

Почему успех сомнительный

В изначальной редакции паспорта нацпроекта «Образование», утверждённой в декабре 2018 года, указаны другие значения. Согласно документу, в 2020-м показатель «средневзвешенное место России» должен был составить не 14, а как минимум 12. Так что факт ускорения вызывает сомнения.

Однако эти плановые показатели, как поясняется в паспорте, должны были пересмотреть после оглашения результатов исследования PISA за 2018 год (это произошло спустя год после его проведения). Вероятно, это всё-таки реализовали, поскольку результаты PISA 2018 года оказались хуже предыдущих: в списке из 79 стран российские школьники оказались на 31-м месте по читательской грамотности, на 30-м — по математической грамотности и на 33-м — по естественнонаучной. В исследовании PISA за 2015 год, в котором участвовали только 70 стран, Россия была, соответственно, на 26-м, 23-м и 32-м местах по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Более того, если изначально предполагалось, что Россия до 2024 года войдёт в топ-10 стран по качеству образования, то теперь на сайте Минпросвещения указано, что к этому сроку «средневзвешенное место» должно быть не ниже 12,25. Цель войти в десятку лучших по качеству общего образования сдвинулась на 2030-й. Этот срок установлен в указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», который президент издал прошлым летом.

Похоже, планы из первоначальной редакции паспорта нацпроекта оказались чересчур оптимистичными. По подсчётам экспертов, в 2019 году показатель составлял 16,1, а в 2020-м — 15,6.

Напомним, нацпроект «Образование» имеет следующие цели:

  • Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. Для этого предполагается повышать качество школьного и вузовского обучения, что должно отражаться в международных рейтингах.
  • Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, а также исторических и национально-культурных традиций. Здесь смотрят на то, сколько детей получают допобразование и до какой степени они вовлечены в деятельность общественных объединений.

Регулярных исследований, по результатам которых рассчитывают показатель «средневзвешенное место России», всего три:

  • PISA — Programme for International Student Assessment («Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся»). Исследование проходит раз в три года, в нём участвуют 15-летние школьники. Оно оценивает умение применять знания на практике.
  • PIRLS — Progress in International Reading Literacy Study («Международное исследование качества чтения и понимания текста»). Проводится раз в пять лет среди младшеклассников. В рамках исследования сравнивают уровень и качество чтения и понимания текста в разных странах. Оно также показывает различия в национальных системах образования.
  • TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study («Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования»). Проводится раз в четыре года среди учеников четвёртых и восьмых классов. Исследование сравнивает уровень и качество математического и естественнонаучного образования в разных странах. Помимо этого, оно помогает выявить отличия школьных и университетских программ в разных странах.
Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована