Рособрнадзор впервые представил рейтинг регионов по качеству школьного образования
В топе — Санкт-Петербург и Москва. В хвосте оказались республики Северо-Кавказского федерального округа.
Рособрнадзор оценил российские регионы по качеству образования в школах. Результаты представлены на специальном ресурсе. Это интерактивная карта, где можно увидеть данные по разным показателям, кликнув на регион.
В ходе конференции, на которой презентовали рейтинг, руководитель ведомства Анзор Музаев заявил, что главная цель ресурса — обеспечить гражданам свободный доступ к информации о состоянии школьного образования в их регионах. Предполагается, что такая открытость поспособствует развитию региональных систем и поможет руководству субъектов принимать правильные управленческие решения.
Для составления сводного рейтинга субъектов ведомство использовало 12 показателей, разбитых по трём направлениям: результаты обучения в школе, практикоориентированность, а также эффективность управленческих механизмов в системе образования.
Результаты обучения
Сюда вошли комплексные показатели, которые составлялись на основе данных об итогах ВПР (всероссийских проверочных работ), ОГЭ и ЕГЭ. Особое внимание уделили объективности их проведения.
Отмечается, что эти показатели рассчитывали с учётом обширной статистики, не ограничиваясь лишь числом двоек и пятёрок: здесь охвачены как учащиеся, которым не удаётся освоить школьную программу, так и те, кто успешен в учёбе.
Практикоориентированность школьного образования
В этом разделе анализируют, используются ли в школе компьютеры и лабораторное оборудование и если да, то в какой степени. А ещё здесь отражены показатели поступления выпускников школ в колледжи и вузы регионов, в которых они проживают.
Управление системой школьного образования
Тут учтены результаты многоплановой оценки управления региональными системами образования, которую осуществляет Рособрнадзор. В эту группу показателей входит организация ЕГЭ и контроль качества образования с использованием современных подходов.
Кто в топе и конце рейтинга
Лучшие результаты, конечно, показали столичные регионы — Санкт-Петербург (сводный показатель — 92,1) и Москва (92). В топ-5 также вошли Ленинградская (77,1), Калининградская (76,5) и Ярославская области (76,2). На последних местах оказались регионы Северо-Кавказского федерального округа: Калмыкия (22), Чечня (13,7), Дагестан (10,6) и Ингушетия (7,8).
«Для регионов, которые оказались в аутсайдерах рейтинга, уже организовано консультационное и методическое сопровождение, сформированы „дорожные карты“, не реже раза в месяц мы встречаемся, обсуждаем ситуацию, обеспечивая полную поддержку и открытость с нашей стороны», — цитирует Музаева пресс-служба Рособрнадзора.
При составлении статистики специалисты ведомства использовали данные за 2019 год. Обновление аналитики запланировано на осень текущего года, проводить переоценку намерены не менее двух раз в год. По задумке Рособрнадзора система показателей будет расширена. В дальнейшем там хотят представлять данные не только на региональном, но и на муниципальном уровне.
Почему нельзя оценивать регионы только по ЕГЭ
Музаев считает, что некорректно оценивать качество школьного образования в конкретном регионе по среднему баллу ЕГЭ. Обусловлено это тем, что его сдаёт примерно половина ребят из соответствующей возрастной группы: из-за этого аналитика выходит неполной. Так, если в ОГЭ участвуют около 1,2 млн учащихся, то участниками ЕГЭ становятся лишь 610–615 тысяч, потому что после девятого класса многие поступают в колледж.
Руководитель Рособрнадзора добавил, что попытки оценивать регионы по результатам ЕГЭ регулярно предпринимались из-за отсутствия других видов годовых контрольных работ. Однако теперь есть ещё и ВПР.
Кстати, Музаев призвал учителей не «натаскивать» учеников на ВПР и не «подкручивать» их результаты. Он подчеркнул, что эти работы должны показывать реальные знания школьников и положение дел в региональных системах образования. Глава ведомства отдельно отметил, что результаты ВПР не являются оценкой работы педагога.