В пресс-службе ведомства уточнили, что цифры в целом сопоставимы: в 2021 году 100 баллов хотя бы по одному предмету получили 7769 участников ЕГЭ, в 2020-м — 8286, а в 2019-м — 6649.
Отметим, что число участников ЕГЭ тоже ежегодно меняется: в 2019 году единый госэкзамен сдавали около 750 тысяч человек, в 2020-м — 713 тысяч, а в 2019-м — 682 тысячи. Если сравнивать процентное соотношение стобалльников и общее количество участников экзаменов, то получается, что их доля составляла в последние годы 0,9–1,2%. То есть разница действительно невелика.
Кстати, количество стобалльников сопоставимо с количеством победителей и призёров олимпиад для школьников: в этом году среди абитуриентов вузов олимпиадников было 6557, и они заняли 1,5% от общего количества бюджетных мест. Но в отдельных вузах их концентрация оказалась очень велика: например, в РАНХиГС, по словам ректора, они заняли порядка 35% всех бюджетных мест московского кампуса. А в Высшей школе экономики олимпиадники последние три года занимают в среднем около 48% бюджетных мест. В некоторых университетах число олимпиадников, получивших право поступить туда без экзаменов, вообще превысило количество бюджетных мест. Это привело к предложению пересмотреть и ужесточить требования к олимпиадам.
В сообщении Рособрнадзора отмечается, что количество ребят, получивших максимальные баллы за ЕГЭ, нельзя спрогнозировать заранее. Это связано с тем, что на результаты влияют как объективные факторы (например, уровень знаний), так и субъективные (например, психологический настрой и общее самочувствие).
Кроме того, в пресс-службе напомнили, что сложность экзаменационных заданий определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта. То есть ЕГЭ определяет уровень освоения школьной программы. Ещё одна функция итоговой аттестации — отбор ребят, которые достаточно подготовлены для поступления в вуз.
Подчёркивается, что на самый высокий результат могут рассчитывать выпускники, которые в течение всего периода учёбы в школе добросовестно осваивали программу, а также самостоятельно получали дополнительные знания по предмету и ознакомились с требованиями к выполнению заданий в ЕГЭ.
Ребят, которые получили 300 баллов (то есть по 100 баллов за каждый из трёх предметов), в этом году стало больше по сравнению с предыдущими периодами. но если соотнести это число с общим количеством выпускников, таких гениев всё-таки традиционно мало: 34 в 2021 году, 26 — в 2020-м и 30 — в 2019-м.
В 2021 году три выпускницы получили в сумме 400 баллов. А в 2020-м и 2019-м такой результат продемонстрировали по два одиннадцатиклассника.
Ранее Рособрнадзор подвёл итоги основного периода ЕГЭ-2021.
Читайте также: Пять вопросов о ЕГЭ к его двадцатилетию