Образование
#статьи

Роль преподавателя на синхронном онлайн-занятии: как её видят учёные

На самом деле учёные выделили в процессе онлайн-преподавания не одну, а целых пять ролей (четыре из них — дополнительные к педагогической).

Иллюстрация: Ground Picture / Addictive Creative / Gorodenkoff / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Синхронное онлайн-обучение за последние четыре года из сомнительной новинки превратилось в норму. Однако до сих пор нет толковой цифровой дидактики и не сформулированы до конца особенности преподавания в таком формате: какие компетенции требуются тем, кто ведёт синхронные онлайн-занятия? Ответить на этот вопрос попытались исследовательница Маайке Грамменс и её коллеги по кафедре исследований образования Гентского университета в Бельгии.

Учёные провели метаанализ 30 научных исследований по этой теме, а результаты опубликовали в ноябре 2022 года в научном журнале Educational Research Review. В итоге им удалось составить своеобразный скиллсет (набор навыков) преподавателей для синхронного обучения. Результаты могут быть полезны и преподавателям-практикам, и тем, кто выступает организатором онлайн-обучения.

Как проводили исследование

Чтобы понять, какие компетенции нужно преподавателям в синхронном онлайн-обучении, Маайке Грамменс и её коллеги изучили более трёх тысяч научных публикаций на сайтах Web of Science и Google Scholar. Учёные отобрали 30 работ, целиком посвящённых этой теме:

  • 20 из них затрагивали онлайн-обучение в контексте высшего образования;
  • пять касались начального и среднего образования;
  • ещё в пяти образовательный уровень не уточнялся.

В качестве фреймворка аналитики использовали список ролей преподавателей в онлайне, который в 2011 году предложила профессор Эврим Баран (она получила докторскую степень по учебным программам, технологиям обучения и взаимодействию человека с компьютером в Университете штата Айова) и её коллеги:

  • педагогическая роль (pedagogical role);
  • роль фасилитатора (facilitator role);
  • роль педагогического дизайнера (instructional designer role);
  • социальная роль (social role);
  • управленческая роль (managerial role);
  • техническая роль (technical role).

Правда, оказалось, что у такой канвы для описания и систематизации преподавательских навыков есть два недостатка. Во-первых, роли, которые описала Эврим Баран, подходят скорее для преподавания в асинхронном формате (а различия между синхронной и асинхронной формой, конечно, существенные). Во-вторых, некоторые компетенции, обнаруженные бельгийскими исследователями, не всегда вписывались в эту схему или относились одновременно к нескольким ролям.

Фото: Studio Romantic / Shutterstock

В результате учёные добавили новую роль преподавателя — коммуникативную (communicational role). А роли педагога, фасилитатора и педагогического дизайнера — из-за того, что необходимые для них компетенции часто совпадали, — бельгийские исследователи объединили в учебную роль (instructional role).

Итогом стал обновлённый фреймворк из пяти ролей преподавателя в синхронном онлайн-обучении:

  • учебная роль (instructional role);
  • управленческая роль (managerial role);
  • техническая роль (technical role);
  • коммуникативная роль (communicational role);
  • социальная роль (social role).

Для каждой из них исследователи определили ключевые компетенции — «наборы навыков, необходимых для эффективной работы в специфическом контексте» синхронного онлайн-обучения. Эти наборы учёные назвали кластерами.

Как выглядят роли и компетенции преподавателей в синхронном обучении

Следует сразу отметить, что исследование сосредоточено не на конкретных практических советах, — оно лишь указывает на основные точки приложения усилий для преподавателей, которые работают в синхронном онлайн-формате. Однако некоторые идеи для практики в нём всё же прослеживаются.

Учебная роль

Учебной ролью учёные называют «владение базовыми педагогическими компетенциями, которые создают основу для разработки эффективного обучения в разных контекстах, включая контекст видеоконференций». Проще говоря, это умение проектировать обучение, владение набором преподавательских инструментов и активностей для учащихся и умение применять все эти навыки в онлайне. Вот кластеры компетенций, актуальных для учебной роли.

Организация учебного процесса

Преподавателю необходимо понимать, как выстраивать процесс обучения, уметь выбирать нужные цифровые инструменты, исходя из учебных целей. Кроме того, педагогам нужно пользоваться возможностями синхронного формата (теми, которых нет в асинхронном обучении): например, в процессе давать дополнительные материалы, которые могут понадобиться ученикам.

Если в асинхронном формате можно заранее и эффективно подготовить материалы, то на синхронном занятии преподавателю нужно «позитивным образом вмешиваться в учебный процесс» и своевременно предоставлять ученикам дополнительную информацию.

Стимулирование активного обучения

В синхронном онлайн-обучении преподавателю важно позаботиться о том, чтобы ученики активно вовлекались в процесс обучения и самостоятельно мыслили. Для этого надо уметь подбирать подходящие инструменты, подталкивать к взаимному общению и искать техники, которые компенсировали бы недостатки онлайн-формата (например, невозможность участвовать в невербальной коммуникации). Кроме того, педагог должен быть хорошо знаком с принципами групповой работы в виртуальном классе.

Разработка и (вос)создание материалов и задач

Преподавателям нужно обладать навыками педагогического дизайна и разработки учебных материалов, которые будут наиболее эффективны в контексте синхронного онлайн-обучения. Например, можно разбивать задания на мелкие подзадачи и оставлять паузы в своей речи, чтобы убедиться, что ученики понимают материал.

Оценивание

В синхронной среде у оценивания свои особенности, и педагогам нужно продумывать, как следить за успехами учеников «здесь и сейчас». В качестве примера исследователи приводят квизы и онлайн-опросы, которые помогают собрать данные в процессе занятия и дифференцировать обучение.

Обратная связь

Преподавателям в синхронном обучении нужно владеть разными способами предоставления обратной связи. С учётом возможностей сбора данных об учениках, обратная связь может быть сфокусированной, персонализированной, а главное — моментальной.

Внимание к индивидуальным потребностям учеников

В отличие от асинхронного, синхронный формат позволяет проявлять внимание к нуждам отдельных учеников. Оно может выражаться, например, в разнообразии учебных активностей: одиночные задания могут сочетаться с групповыми, визуальный контекст — со звуковым.

Мотивация студентов

У некоторых учащихся онлайн может вызывать негативные чувства, отмечают исследователи. Поэтому преподавателям важно уметь вовлекать их в учебный процесс и помогать им привыкнуть к синхронному формату. В пример авторы научной работы приводят ситуации, когда учителя динамично начинают онлайн-занятия, создавая дружелюбную атмосферу.

Управленческая роль

Под этой ролью авторы исследования понимают «практическую организацию и административный контроль учебного онлайн-процесса». При этом они отмечают её особую важность для виртуальной и синхронной среды. Эта роль включает четыре кластера навыков.

Контроль над проведением учебного курса

Управление учебным процессом в режиме онлайн требует многозадачности, подчёркивают исследователи: например, придётся одновременно решать технические трудности, следить за чатом, уделять внимание и активным ученикам, и тем, кто предпочитает молчаливо слушать. К этому кластеру относится и умение отлично управлять своим временем, чтобы вовремя начать и завершить занятие.

Установление правил и контроль за их соблюдением

Педагогу важно обговорить не только правила участия в учебном процессе (например, когда включать камеру и микрофон, как поднимать руку и в каком порядке отвечать), но и нормы этикета.

Управление оборудованием (учебными материалами и инструментами)

Оборудованием исследователи называют необходимые для занятия материалы, которые надо заранее подготовить: как физические (если преподаватель будет демонстрировать что-то ученикам — например, картинку из книги), так и цифровые (если он планирует использовать вместе с группой какие-то сервисы, то нужно заранее позаботиться о доступе для каждого участника).

Планирование и организация занятия

А вот в этом кластере речь идёт скорее о технической подготовке. Требования синхронного формата куда серьёзнее, чем асинхронного: нужно подумать о стабильной работе сети, протестировать работу сервисов и инструментов, проверить все настройки. А в некоторых случаях и заранее обговорить детали работы с «третьей стороной» — например, с родителями учеников.

Техническая роль

Работа в синхронном формате подразумевает, что преподавателю недостаточно выполнять исключительно педагогические функции, ему приходится играть и «техническую» роль — одновременно и подбирать нужные инструменты, и управлять процессом. Эта роль объединяет пять кластеров компетенций.

Техническая поддержка учащихся

Преподаватель должен быть готов оказывать техническую помощь участникам занятия. Кроме того, ему нужен план на случай возникновения проблемы, которую нельзя будет решить немедленно. Также стоит знать, к кому обратиться за технической помощью, если самостоятельно справиться не получится.

Владение техническими средствами

«Очевидно, что учителя, преподающие в синхронном формате видеоконференций, должны знать, как использовать различные технические средства», — пишут учёные. Под очевидными техническими навыками они понимают, например, способность запускать онлайн-конференции, создавать сессионные залы и делиться документами в чате.

Выбор адекватных цифровых инструментов

Опираясь на учебные цели, требования конкретных задач, способности учеников и ограничения самих технических средств, преподаватель должен выбирать только подходящие цифровые инструменты.

Демонстрация положительного отношения к образовательным технологиям

Педагогам необходимо подавать ученикам пример, показывая свою готовность экспериментировать с новыми технологиями. А поэтому им стоит стремиться к уверенному владению ими, считают исследователи.

Демонстрация безопасного и здорового поведения в Сети

Педагогам необходимы знания о цифровой грамотности и высокая степень осознанности в отношении информации, которую они передают своим подопечным. Примером здесь может служить соблюдение интеллектуальных прав: педагогу в первую очередь нужно соблюдать их самому и подталкивать к этому учеников.

Коммуникативная роль

Взаимодействие педагога и учеников в реальном времени — это именно то, что отличает синхронный формат занятия от асинхронного. Коммуникативная роль преподавателя заключается в том, чтобы сделать это взаимодействие максимально простым и беспрепятственным. Она включает четыре кластера компетенций.

Фасилитация и поощрение общения

Педагог должен придумать, как он будет побуждать учеников к обсуждению и выражению своего мнения. Исследователи со ссылкой на коллег указывают, что особенно важным здесь становится умение верно ставить вопросы. Например, можно задавать закрытые вопросы с помощью опросов или в чате, а вслед за ними — открытые вопросы, подразумевающие более подробные устные ответы.

Компетентное использование коммуникативных инструментов

Преподавателю нужно обращать внимание на особенности использования микрофона, веб-камеры, чата и других технических инструментов коммуникации — причём уже не с технической, а с педагогической точки зрения. Например, при преподавании иностранного языка важно располагать камеру таким образом, чтобы участники занятия хорошо видели губы преподавателя (это важно для понимания, как произносятся новые для них слова).

Выбор подходящих каналов коммуникации для конкретных учебных сценариев

Преподавателю в синхронном формате необходимо как минимум несколько стратегий для взаимодействия с учениками в разных ситуациях и понимание, когда они действенны. Например, в одном случае обратную связь можно дать голосом, в другом текстовым комментарием, а в третьем — в виде эмодзи в общем чате.

Мастерство коммуникации

Преподавателю надо уметь давать ясные объяснения, подводить итоги обсуждений, выделять их основные идеи и демонстрировать свою готовность к разговору с любым участником онлайн-занятия. Кроме того, важно позаботиться о качестве аудио, чтобы речь преподавателя была понятна всем учащимся.

Социальная роль

Учителя в синхронном онлайн-формате должны, по мысли авторов исследования, облегчать социальное взаимодействие учащихся и способствовать формированию «аутентичных и устойчивых отношений» — как своих со студентами, так и студентов друг с другом. Социальная роль включает четыре кластера компетенций.

Формирование онлайн-сообщества учащихся

Задача педагога — создать психологически безопасную атмосферу, давая подопечным возможность взаимодействовать с ним и друг с другом. Нужна атмосфера благополучия и взаимовыручки, пространство, где общие цели достигаются с помощью обучения peer-to-peer.

Внимание к культурным различиям

Этот кластер подразумевает среди прочего готовность учителя преодолевать собственные культурные предрассудки. Кроме того, педагоги должны позволять ученикам делиться своим культурным опытом.

Выстраивание аутентичных и благополучных отношений с учениками

Это означает стремление преподавателя узнать учеников получше. Авторы исследования считают, что стоит находить время на неформальные беседы, например перед занятиями. Кроме того, нужно уделять внимание эмоциям учащихся и реагировать на них. В некоторых случаях (например, если речь о школьных уроках) педагоги могут также общаться с семьями учеников и приглашать их посмотреть на онлайн-занятия.

Помощь в выстраивании отношений между учениками

Наконец, педагоги должны помогать ученикам выстраивать отношения друг с другом. Это особенно важно потому, что формат синхронного онлайн-обучения предоставляет мало пространства для социализации — в отличие, например, от холлов учебных заведений, где всегда есть возможности для дружеского общения. Помочь могут, например, так называемые айсбрейкеры — развлекающие активности в начале каждого онлайн-урока. Кроме того, групповые активности стоит разрабатывать таким образом, чтобы это стимулировало обмен мнениями.

Какие выводы сделали исследователи

По мнению бельгийских учёных, им удалось очертить роли преподавателей в онлайн-обучении чётче, чем это сделали их коллеги десять лет назад, — в основном благодаря внедрению новых функций и новому подходу к распределению компетенций.

Кроме того, научная работа Грамменс и её коллег подчёркивает, что роль педагога в синхронном онлайн-формате не ограничивается только преподаванием. Описанная схема может стать руководством к действию для тех, кто перешёл или желает перейти на синхронный формат обучения, резюмируют исследователи. Но, кажется, польза работы не только в этом. Это исследование ещё наглядно демонстрирует управленцам в образовании, насколько усложняется роль педагога в цифровой среде. Очевидно, что это необходимо учитывать и при оценке нагрузки преподавателей, и при планировании повышения их квалификации.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована