Образование
#статьи

Необычная практика: репетитор из Зимбабве готовит к экзаменам через WhatsApp

Причём он педагог-самоучка, но результаты у его учеников такие, что он составил конкуренцию дорогим частным школам.

Катя Павловская для Skillbox Media

У Максвелла Чимедзы, молодого репетитора из Зимбабве, нет компьютера — он просто не умеет им пользоваться. Зато есть телефон с объёмом памяти в 32 гигабайта и приложение WhatsApp. Оказалось, что этого вполне достаточно для подготовки учеников к сложным школьным экзаменам. Эту историю рассказало южноафриканское издание Sowetan Live.

Предпосылки

В Зимбабве 136 тысяч профессиональных учителей, но Чимедза к ним не относится. Получить профильное образование помешала бедность: у родителей парня просто не было денег на обучение в университете. Он окончил школу с отличными отметками и сдал 14 экзаменов, но построить хоть какую-то карьеру после обучения помешала безработица — с ней африканская страна борется уже много лет. Невозможность учиться или полноценно работать побудила Чимедзу открыть собственное дело.

«Как человек, который не смог поступить в университет из-за отсутствия средств, я был уверен, что у меня есть возможности и знания, чтобы помочь другим школьникам получить высшие оценки на экзаменах. Я запустил классы WhatsApp в 2019 году, но они начали набирать обороты в 2020 году, в начале пандемии», — рассказал репетитор.

Приложение было выбрано неслучайно — оно считается самым популярным в Зимбабве, настолько, что на него уходит половина интернет-трафика всей страны. Для зимбабвийцев в WhatsApp транслируют новости и дают рекламу, а не так давно там запустили интерактивный сериал (признайтесь, вы хотели бы на такое посмотреть!).

Практика

Чимедза создал в WhatsApp отдельные чаты для классов, добавил туда обучающие материалы, организовал расписание и подготовил пробные тесты, чтобы проверять знания школьников.

Поступить в класс могли дети из разных регионов страны — в 2021 году экзамены сдали 64 ученика Чимедзы. Итоги: 100% его подопечных справились с выпускными испытаниями, отличных оценок — 41. По словам педагога, для подготовки учеников ему нужно всего три месяца.

Благодаря такому успеху о «непрофессиональном» учителе заговорили и узнали. Ведь его результаты сравнимы с теми, которые демонстрируют ученики дорогих частных школ, а денег на обучение у Чимедзы уходило гораздо меньше: подготовка по одному предмету стоит десять долларов в месяц. При этом сам Чимедза тратит на оплату мобильного интернета 40 долларов.

Даже такие суммы — почти роскошь для бедной страны, ведь далеко не у всех её жителей есть смартфоны или доступ к интернету. Этим же объясняется и малое по привычным меркам количество учеников. Когда с началом пандемии школы Зимбабве закрылись, власти страны при поддержке ЮНИСЕФ транслировали уроки по радио, куда более доступному, чем интернет, чтобы хоть как-то восполнить огромный пробел в образовательном процессе.

Фото: страница Максвелла Чимедзы в Facebook*

Масштабирование

Сам Максвелл Чимедза считает, что правительству Зимбабве стоит хорошенько подумать о масштабировании его опыта — WhatsApp-школы не требуют затрат на содержание зданий, покупки школьной формы или печатных учебников. Это помогло бы сделать образование для местных детей гораздо доступнее. О ещё одном плюсе приложения высказались в ЮНЕСКО: с помощью виртуальных уроков продолжать образование могут девочки, которые в Зимбабве нередко становятся жертвами ранних браков и насилия. Благодаря WhatsApp и другим подобным инструментам порядка шести тысяч школьниц учились во время пандемии.

WhatsApp используют и в школах других стран. Так, для обучения их активно применяли в Ливане после взрыва в порту Бейрута и Индии на время закрытия школ из-за загрязнения воздуха.

В Мексике с помощью приложения школьные тьюторы поддерживают связь с учениками и родителями (для каждого студента и его семьи создают отдельный чат). А исследование, проведённое в 2017 году в Турции, показало пользу WhatsApp как дополнительного инструмента на уроках литературы.

В этом исследовании 30 школьникам 15–16-летнего возраста отправляли во время уроков по WhatsApp небольшие информационные тексты с количеством слов от 19 до 81 и изображениями по теме текста. Тексты писали педагоги по основной учебной программе. Предварительное и последующее тестирование участников эксперимента и контрольной группы, для которой обучение в WhatsApp не организовывали, показало, что у экспериментальной группы рост успеваемости оказался заметнее, чем в контрольной группе.

На основе опросов участников эксперимента исследователи пришли к выводу, что отправка таких сообщений может способствовать обучению даже без каких-либо особых усилий, если ученик просто следит за публикациями. Кстати, заодно выяснилось, что сообщения с изображениями срабатывают лучше, чем сообщения с одним только текстом. А раздражающим фактором ученики назвали сообщения в чате не по теме обучения. Поэтому, если надумаете попробовать эту практику у себя, стоит сразу чётко договориться о правилах: не засорять чат флудом.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Онлайн-репетитор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована