Образование
#новости

Ректоры обсудили, как решить проблемы с математикой, физикой, химией и биологией в школах

Цель — повысить уровень подготовки учителей по этим предметам и устранить разрыв в школьной и вузовской программах по ним.

На заседании совета Российского союза ректоров обсудили, как нужно изменить подготовку учителей по STEM-дисциплинам. Тему руководители вузов подняли, представляя новые концепции развития образования по этим предметам.

Что это за концепции

До сих пор в России действовала только утверждённая распоряжением правительства концепция развития математического образования, а теперь разрабатываются аналогичные документы и для других важных дисциплин (и обновлённая концепция для математики). Решение об их создании приняли в ноябре 2023 года на совещании Российского союза ректоров с участием руководителей Минобрнауки и Минпросвещения. МГУ поручили подготовить концепции развития математического и биологического образования в стране, МФТИ — физического, Российскому химико-технологическом университету имени Д. И. Менделеева совместно с МГУ — химического.

Почему потребовалась разработка таких концепций, на заседании совета Российского союза ректоров напомнил помощник президента по науке и образованию Андрей Фурсенко:

«У нас сегодня бюджетных мест на инженерных специальностях больше, чем людей, которые могут на них поступить. Ребята не учат физику, не учат химию, не учат все предметы, о которых сегодня говорилось».

Руководители методических групп, которые разрабатывают новые концепции, связали проблемы школьного STEM-образования с несколькими факторами, в том числе с их недостаточной популяризацией. Об этом говорил представлявший концепцию физического образования ректор МИФИ Владимир Шевченко. Он предложил создавать художественные фильмы о знаменитых российских и советских учёных.

Но больше внимания в выступлениях уделили нехватке педагогов и их недостаточно качественной подготовке. Например, ректор Адыгейского государственного университета Дауд Мамий отметил, что за годы реализации концепции развития математического образования удалось создать во многих регионах математические кружки и вывести одарённых школьников на уровень международных олимпиад по математике. Но разрыв между уровнем знаний учащихся, увлечённых математикой, и остальных не сократился, то есть проблемы с математикой в массовой школе не решены.

Какие изменения предлагается внести в подготовку учителей

Ряд предложений из проектов новых концепций связан с развитием педагогического образования. Так, вице-президент РАН, научный руководитель химического факультета МГУ Степан Калмыков заявил, что все будущие учителя химии для поступления в педагогические вузы должны сдавать ЕГЭ по профильному предмету. Представляя концепцию химического образования, он также предложил вернуть в подготовку педагогов специалитет. Как это будет соотноситься с переходом на новую систему, в которой бакалавриат и специалитет заменяют на базовое высшее образование, спикер не объяснил, но, вероятно, имел в виду, что срок базовой подготовки педагогов должен быть не менее пяти лет.

Декан биологического факультета МГУ Михаил Кирпичников также отметил нехватку учителей биологии из-за текучки кадров и большой разрыв в школьной и вузовской программах по соответствующим дисциплинам. По его словам, первые общие биологические курсы на профильных факультетах всегда посвящены тому, чтобы развеять у первокурсников неверные представления о биологии, выученные в школе.

Чтобы учителя могли следить за открытиями в науках о жизни, Михаил Кирпичников предложил создать «Передовые преподавательские школы» — центры повышения квалификации педагогов по предметным областям на базе классических университетов и научных организаций. Они должны связать школы, а также классические и педагогические университеты.

Ректор МГУ Виктор Садовничий в заключение сообщил, что работа над новыми концепциями продолжается — идёт сбор предложений от ректоров и работа методических групп. Кроме того, все выступающие поддержали идею о том, чтобы экспертизу научного содержания школьных учебников проводила Российская академия наук. Такого решения пока нет, но вопрос на январской встрече с президентом Владимиром Путиным поднял президент РАН Геннадий Красников. То есть, помимо классических и технических университетов, педагогическими вопросами в ближайшее время может заняться и РАН.

О привлечении естественно-научных факультетов классических университетов к подготовке учителей говорили и на другом недавнем мероприятии — совещании о ходе капитального ремонта школ. Об этом высказался Владимир Путин. По его словам, использовать потенциал классических университетов необходимо, чтобы учителя в будущем могли «преподавать свой предмет с опорой на новые технологии, помочь своим ученикам начать уверенный путь в науке, в IT, в генетике и медицине, поддержать школьников в выборе инженерных и рабочих профессий».

Напомним, идеи по повышению престижа и уровня STEM-образования обсуждали на заседании Совета по науке и образованию в начале февраля. Тогда ректор СПбГУ Николай Кропачев предложил сделать ЕГЭ по математике обязательным для поступления в вузы на любые направления — даже связанные с культурой и гуманитарными науками.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована