Высшее образование, как показывают дискуссии, переживает кризис во всём мире. И пока неясно, по какому сценарию будет разворачиваться будущее вузов. Нерешёнными остаются одни из самых важных вопросов — какой должна быть миссия современного учебного заведения и что именно можно считать качественным высшим образованием?
Профессор Гарвардской высшей школы образования Говард Гарднер, автор теории множественного интеллекта, и его коллега Венди Фишман, руководительница проекта Zero, направленного на изучение и развитие человеческого потенциала, попытались найти ответы на эти вопросы.
Исследователи проанализировали более 2000 интервью со студентами, выпускниками и их родителями, преподавателями и другими сотрудниками десяти американских колледжей — в США это аналог наших институтов, где учащиеся могут получить степень бакалавра.
Гарднер и Фишман хотели выяснить, какие цели ставят перед собой люди, поступающие в колледжи, какие мотивы ими движут, как они воспринимают обучение, с какими сложностями сталкиваются. На основе полученных выводов исследователи написали книгу «Реальный мир колледжа: что такое высшее образование и каким оно может быть» (англ. The Real World of College. What Higher Education Is and What It Can Be), а её основные тезисы представили на вебинаре, организованном Институтом образования НИУ ВШЭ.
Рассказываем, какие ключевые выводы были озвучены.
Зачем люди получают высшее образование
Между студентами нашлось гораздо больше общего, чем ожидали Гарднер и Фишман. Изначально исследователи предполагали, что опыт и установки учащихся из селективных учебных заведений и студентов более демократичных колледжей будут отличаться, однако оказалось, что это не так.
Один из ключевых вопросов исследования — почему вообще молодым людям важно поступить в колледж? Проанализировав интервью респондентов, Гарднер и Фишман выявили четыре ментальные модели, описывающие мотивы студентов для получения высшего образования:
- Инерционная. После окончания старшей школы у выпускника нет осознанных целей и понимания, зачем ему поступать в вуз. Колледж для него просто следующая ступень, на которую он переходит, потому что «так положено».
- Транзакционная. Для студентов с этой ментальной моделью колледж — это способ получить диплом и завести полезные социальные связи, чтобы в будущем построить успешную карьеру.
- Исследовательская. Студента привлекают различные дисциплины и виды деятельности, ему интересно взаимодействие с сокурсниками и преподавателями не как средство для достижения какой-то цели, а само по себе.
- Трансформационная. Такие студенты воспринимают обучение в колледже как возможность для самопознания. Они ждут новых открытий и вызовов, желают понять что-то важное о себе и мире.
Исследователи обнаружили, что почти половине из всех опрошенных студентов свойственна транзакционная модель. Чуть менее популярна исследовательская, а на третьем месте находится трансформационная. В инерционную модель попадает меньшинство учащихся — менее 5%.
Читайте также:
Гарднер и Фишман не обнаружили связи между конкретными ментальными моделями и полом студентов, профилем образовательной программы и другими факторами. Однако была замечена специфическая черта учащихся менее престижных колледжей. Они часто демонстрировали сочетание транзакционной и трансформационной модели, то есть рассматривали обучение как шанс качественно улучшить жизнь своей семьи, тогда как студенты из элитных учебных заведений были больше нацелены на личный карьерный успех.
Что высшее образование даёт студентам
Чтобы ответить на вопрос, что учащиеся приобретают во время учёбы в колледже, исследователи ввели понятие капитала высшего образования (англ. higher education capital, HEDCAP). Этим термином Гарднер и Фишман обозначают показатель развития мышления студента — умения рассуждать, анализировать, продуктивно общаться.
Для измерения HEDCAP исследователи составили специальный опросник и попросили студентов заполнить его в рамках интервью. Полученные данные оценили в соответствии с заранее разработанной шкалой (подробнее о методике измерения можно будет прочесть в книге «Реальный мир колледжа»). В результате каждому студенту присвоили от одного до трёх баллов HEDCAP.
Как и ожидали Гарднер и Фишман, большинство студентов (55%) получили два балла. Ещё 24% респондентов показали результаты, соответствующие трём баллам, а 21% — одному баллу. Однако здесь появились различия между первокурсниками и учащимися выпускного курса — так, например, один балл HEDCAP получили 30% студентов первого курса и только 12% выпускников. С тремя баллами ситуация оказалась обратной.
Что любопытно, исследователи обнаружили также связь между количеством баллов HEDCAP и разновидностями ментальных моделей. Так, студенты с трансформационной моделью гораздо чаще получали три балла HEDCAP, чем все остальные. Тогда как большинство учащихся с одним баллом проявляли транзакционную ментальную модель. Иными словами, как правило, больше всего пользы для развития мышления получают от образования студенты, которые воспринимают обучение в колледже как возможность для самопознания. Меньше всего — те, кто учится ради карьеры.
С какими сложностями на самом деле сталкиваются студенты
Ответы на этот вопрос тоже оказались достаточно неожиданными. Одни из самых обсуждаемых проблем высшего образования в США — социально-экономические, в частности высокая стоимость обучения в колледже и образовательные кредиты. Также, как и во всём мире, дискуссии вызывает влияние пандемии и локдаунов на образование.
Однако результаты, полученные в исследовании Гарднера и Фишман, показали, что современных американских студентов чаще всего волнуют иные проблемы. А именно: ментальное здоровье, чувство отчуждения в коллективе, социальная напряжённость среди однокурсников — представителей разных рас и разного уровня дохода.
Читайте также:
Проблема формирования сплочённого сообщества и сложности с коммуникацией отразились, по словам Фишман, и в семантическом анализе интервью: говоря о своём опыте обучения в колледже, студенты в подавляющем большинстве случаев использовали слово «я», а не «мы».
Как улучшить ситуацию с высшим образованием
Большинство колледжей, как отмечают исследователи, действуют согласно транзакционной модели — то есть готовят будущих специалистов к профессиональной карьере. Долгие годы это было вполне оправдано экономическими причинами.
Однако, как считает Фишман, многие вузы теряют из виду истинную цель образования, распыляясь на множество побочных проектов и инициатив. Нынешний кризис, по словам исследовательницы, может стать стимулом для того, чтобы колледжи пересмотрели эту позицию и начали ориентироваться на создание среды, которая поощряет в первую очередь познание, самостоятельное мышление и творчество, то есть соответствует исследовательской и трансформационной моделям.
Фишман предлагает вузам сформулировать для себя конкретную миссию и чётко доносить её до сотрудников и студентов, чтобы придерживаться верного направления. Это поможет ответить на вопрос «Зачем нужно высшее образование?», а он, утверждает исследовательница, гораздо более важен, чем «Чему учить?» и «Как учить?».