Развитие EdTech — угроза университетам? Что думают эксперты
Никто не ждёт, что высшее образование исчезнет, но впереди серьёзные перемены. Публикуем главные тезисы дискуссии в ВШЭ.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Международная Обсерватория трансформаций высшего образования провела на базе Высшей школы экономики экспертную дискуссию на тему «Стремительный рост частного сектора EdTech — альтернатива университетам?». Оценку развитию профессиональных курсов и других форм образования вне традиционных институтов, а также прогнозы будущего вузов в связи с этим явлением дали российский и европейский эксперты по высшему образованию и руководитель Skillbox.
Выгоднее не конкурировать, а сотрудничать
Заведующий лабораторией цифровой трансформации образования ВШЭ Иван Карлов отметил в начале своего выступления, что «стремительный рост рынка EdTech», о котором говорится в названии дискуссии, — не такое уж очевидное явление.
Во-первых, всё ещё нет полной ясности, какие вообще компании можно отнести к рынку EdTech. Те, в продуктах которых есть учебный контент? А если это специальные сервисные решения для образования, не связанные напрямую с обучением? Этот вопрос ещё не решён.
Во-вторых, по сравнению со школами сегмент EdTech-рынка для высшего образования выглядит узким. Только 2% российских образовательных стартапов нацелены на вузы, подчеркнул Карлов. Может быть, дело в количестве дисциплин на разных уровнях образования: в школах их разнообразие невелико. Даже если разработчик EdTech-решения ограничит свой продукт, например, математикой для 5-го класса, всё равно он будет иметь дело с достаточно большим потенциальным рынком. В вузах всё иначе, рассказал Карлов:
«В крупном университете мы увидим несколько сотен магистерских и бакалаврских образовательных программ, каждая из которых включает в себя большое количество курсов. И они чаще всего не унифицированы даже внутри одной организации, то есть разные для разных факультетов и институтов, несмотря на одинаковые названия… Поэтому у EdTech’a встаёт вопрос, насколько целесообразно инвестировать в разработку продукта, который имеет ограниченный рынок сбыта».
Конечно, примеры EdTech-продуктов, которые находят своих клиентов внутри действующих вузов, уже есть. С одной стороны, это программы для изучения общих дисциплин, например, иностранных языков, математики или анализа данных — потребность в них есть на разных специальностях. С другой стороны, напротив, — специализированные продукты. Это симуляторы и тренажёры, например, с использованием виртуальной реальности для будущих медиков, инженеров и других специальностей, где требуется длительная отработка практических навыков в безопасной среде. Рынок для таких решений узкий, но на нём они очень востребованы — самостоятельно разработать и поддерживать высокотехнологичный симулятор вуз, как правило, не в состоянии.
Компании, которые работают за пределами этих рыночных ниш и сами предлагают профессиональное образование, потенциально могут составить вузам конкуренцию, считает Карлов. Уже сейчас заметны тревожные для университетов тенденции. Но пока, уверен он, взаимодействие вузов и EdTech можно выстроить как симбиоз, а не борьбу.
Иван Карлов
Заведующий лабораторией цифровой трансформации образования ВШЭ
— Студенты, особенно в региональных вузах, либо отказываются от получения высшего образования, либо в какой-то момент бросают его, потому что считают, что, используя технологии онлайн-обучения, они смогут быстрее и качественнее получить необходимые знания и выйти на рынки труда. Однако не всё так просто. Стоит посмотреть на процесс, который мы наблюдали буквально десять лет назад, связанный с распространением открытых онлайн-курсов. Когда эти технологии только появились, очень много мнений высказывалось, что онлайн-курсы ведущих университетов убьют более слабые вузы. Но на самом деле революции не произошло, и реальной угрозой для университетов массовые онлайн-курсы не стали. Более того, мы видим новую стратегию эффективного симбиоза между онлайн-платформами и университетами: она заключается в использовании одними университетами цифрового контента, который разрабатывают другие.
В использовании продуктов частного EdTech Карлов видит ту же тенденцию: вузы начинают сотрудничать с компаниями ради доступа к более современному и практико-ориентированному материалу, например, по цифровым профессиям. Это отражает общий тренд на формирование цифровых экосистем, уверен Карлов, и тот факт, что университетам и EdTech-компаниям на самом деле ничего не нужно делить: «Их миссии, цели и задачи существенно отличаются, и это даёт возможность не конкурировать напрямую, а успешно сотрудничать и получать от этого выгоду». Чтобы достичь симбиоза и интегрировать новые подходы EdTech так же, как это произошло с онлайн-курсами, вузам, по мнению Карлова, нужно перейти к другому восприятию технологий. Смотреть на них стоит не как на изменения ради изменений, а как на возможность усилить свои образовательные программы.
Технологии — не просто инструмент
Директор центра исследований центра политики высшего образования (CHEPS) в Университете Твенте (Нидерланды) Баренд ван дер Мюлен выступил с более пессимистичным докладом. Он согласился с Иваном Карловым в том, что университеты не превратятся в пережиток прошлого. Но в то же время нидерландский эксперт считает, что вузы уже не настолько прочны и устойчивы, как в прошлом. Решения, которые предлагает современный EdTech, глубоко меняют высшее образование — вслед за форматами перестраиваются и социальные отношения, характерные для традиционных университетов. Впрочем, ван дер Мюлен подчеркнул, что не считает вероятными ни апокалиптические, ни чрезмерно оптимистические сценарии будущего.
Баренд ван дер Мюлен
Директор центра исследований центра политики высшего образования (CHEPS), Университет Твенте, Нидерланды
Фото: сайт Института образования НИУ ВШЭ
— Обещания EdTech адресованы руководителям университетов, администраторам, IT-специалистам. Только две аудитории пропускают: студентов и преподавателей. <…> Если отвечать на вопрос, что такое EdTech, первое, что приходит в голову, — это MOOK, онлайн-обучение. Но цифровизация пришла и во многие другие ситуации в высшем образовании — это цифровая инфраструктура знаний, онлайн-библиотеки, платформы для обучения, административные сервисы, цифровые репутационные игры — рейтинги, сайты, социальные сети. <…> И всё это — не просто инструменты.
Идея ван дер Мюлена в том, что технологические изменения, нацеленные на отдельные процессы в работе вузов, в итоге меняют его базовое устройство — принятые социальные практики и отношения, обязанности и ожидания участников образовательного процесса.
Традиционно университеты так или иначе существовали в контексте национальных государств — как немецкие, российские, американские вузы. Реализация образовательных программ происходила внутри коллектива преподавателей и студентов. Процесс обучения базировался на взаимодействии студента и лектора. Все эти три пространства — национальное, университетское, личное — уже изменились под действием растущей международной мобильности учащихся и учёных и гонки за местами в рейтингах.
Читайте также:
Но цифровые технологии трансформируют старые связи с невиданной ранее скоростью. Например, возможности защищённых блокчейн-контрактов подрывают значение традиционных дипломов об образовании. А внедрение цифровых инструментов окружает работу преподавателей новыми стандартами, так что университет превращается в цифровую платформу. Ван дер Мюлен считает, что опыт цифровизации других общественных благ и социальных услуг позволяет предсказать негативные последствия цифровизации и для высшего образования:
«Часто проекты по цифровизации разрастаются, становятся неконтролируемыми и из рук государства переходят технологическим компаниям. Ещё важнее, что это не такой уж клиентоориентированный процесс — часто происходит стандартизация индивидуальных случаев. <…> Клиенты и граждане становятся потребителями, а операционная эффективность вытесняет общественную ценность. В результате те, кто не вписывается в стандартизированные пакеты услуг, исключаются».
Поэтому, считает ван дер Мюлен, университеты не должны смотреть на предложения EdTech как на инструменты отдельных улучшений. Они могут решить те проблемы, на которые направлены, но в результате высшее образование станет фундаментально другим — с иными сложностями и проблемами.
Должно ли высшее образование быть практико-ориентированным
CEO Skillbox Дмитрий Крутов выступил со стороны EdTech — но в защиту традиционных университетов. Он считает, что вузам не нужно торопиться кардинально менять свои программы и перестраивать внутреннюю структуру в конкуренции с частным образовательным рынком.
— Должны ли вузы за четыре года выдавать рынку бакалавра, практико-ориентированного, который может сразу же решать бизнес-задачи? <…> Или же всё-таки университет должен готовить так называемого культурного человека, который умеет мыслить и способен не просто выполнять свои задачи, но и быть созидательным? Мне кажется, сейчас самое страшное, что происходит с вузами, — это попытка заниматься практико-ориентированным образованием. Это абсолютно проигрышная ситуация. В этом смысле EdTech-компании за счёт гибкости, использования любых методологий и понимания требований рынка вузы переиграют.
Готовить специалистов под конкретные задачи — например, решать проблему дефицита IT-кадров в России — стоит, по мнению Крутова, с помощью частных корпораций.
Читайте также:
Вузам же гораздо важнее не гнаться за требованиями рынка, а заниматься теми задачами, которые способны решить только они. Например, обучать будущих исследователей. В России, напомнил Крутов, существенно сократилось количество учёных, и одна из причин этого — недостаточное внимание к особенностям, культурному коду страны в реформах высшего образования:
«Количество вузов увеличилось в разы, количество учащихся в вузах увеличилось в разы, а результат в виде научных работников мы получить не смогли. <…> Мы видим девальвирование университетского образования, девальвацию диплома. Мотивы и стереотипы, из-за которых люди идут учиться в вуз, не позволяют решать задачу. И то количество выпускников, которые работают по специальности, в районе 20%, — не тот результат, на который все рассчитывают».
Во многом вузы и EdTech-компании, по мнению Крутова, могут обогатить друг друга. Но барьеров на этом пути много, в том числе (по крайней мере, в России) — барьеров из-за человеческого фактора. «До пандемии с нами никто даже разговаривать не хотел», — признался он. Высшее образование было закрытым клубом, куда частные компании сферы онлайн-образования не допускались. Ситуация начала меняться: например, у Skillbox появились совместные онлайн-программы с РАНХиГС и МПГУ. Но до полномасштабного сотрудничества двух систем ещё далеко.