Проектирование обучения от результата: 3 концепции, о которых нужно знать методисту
Разбираемся, как проектировать обучение на основе желаемых результатов.
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Часто обучение проектируют, основываясь на содержании будущей программы. Но это не всегда даёт нужный эффект. Есть иной способ проектирования — от результата.
Из этой статьи вы узнаете:
- что не так с разработкой на основе контента и почему лучше брать за основу результат;
- что такое обратный дизайн и обучение на основе результатов;
- как эти концепции объединила модель «понимание через проектирование»;
- зачем ставить цели на освоение, понимание и перенос;
- как построить программу помогут ключевые вопросы.
Контент vs результат
Проектирование «от контента» — распространённая практика.
Выглядит разработка обычно так: тот, кто выступает в курсе экспертом, расписывает список тем и тезисов, которые хотел бы включить в обучение, прикидывает, сколько времени займёт объяснение того или иного блока, и добавляет удобные для себя форматы проверочных заданий. И вроде бы базово программа готова.
У такого подхода есть три существенных недостатка:
- «Границы» содержания определяются субъективно и не учитывают потребностей целевой аудитории программы. То есть эксперт просто рассказывает всё, что знает сам, и ему неважно, нужна ли учащимся абсолютно вся эта информация и соответствует ли она их уровню знаний.
- В основе обучения — теория. Практика, конечно, тоже есть. Но если разработчики не задумываются, как студенты будут переносить полученные знания на практику, пользы от такого курса или программы будет мало.
- Задания носят формальный характер или не помогают в достижении результата. Возможно, преподавателю удобно будет их проверять, но сформируют ли они нужные ученикам навыки — большой вопрос.
Чтобы обучение давало реальные результаты, с них и стоит начинать. В чём преимущества проектирования от результата:
- Образовательные результаты создают границы для содержания обучения, то есть дают проектировщикам чёткое представление о том, что действительно нужно включать в программу, а что будет лишним и не поможет студентам в дальнейшем.
- Понимая конечный результат, можно обоснованно распланировать не только теоретическое содержание, но и релевантную практику. Тогда задания будут не простой формальностью, а эффективным инструментом формирования знаний и навыков.
- Студенты яснее поймут, что получат по итогам обучения.
Для проектирования от результата можно воспользоваться тремя подходами:
- обратный дизайн (backward design);
- обучение на основе результатов (outcome-based education);
- понимание через проектирование (understanding by design).
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Обратный дизайн
Концепция обратного дизайна была предложена американским педагогом Ральфом В. Тайлером в 1949 году, хотя сам термин появился только через несколько десятилетий. Тайлер считал, что для планирования учебной деятельности важно сначала описать, как именно изменится поведение студента к концу обучения.
Сам процесс можно сравнить с движением по заданному маршруту — от точки А к точке Б. Сначала мы задаёмся вопросом — где будет точка Б, в чём она выражается? Затем определяем, как понять, что эта точка достигнута, — как должны измениться знания и умения после обучения. И уже после этого планируем, как довести до неё студентов.
Предположим, мы проектируем курс для альпинистов. Ключевой результат — успешное восхождение на Эверест. Студентам нужно добраться до вершины целыми и невредимыми, верным маршрутом и за определённое время. Это и будут показатели того, что студенты всему научились.
Понимая результат и способы его проверки, мы планируем программу: описываем теорию по восхождению, включаем практику по оказанию первой помощи и составляем простые маршруты, которые студенты пройдут с инструктором заранее, чтобы подготовиться.
Три шага в модели обратного дизайна:
- Формулируем образовательные результаты.
- Подбираем инструменты измерения или оценки результата.
- Расписываем план программы.
Конечно, очень важно корректно определить требуемые образовательные результаты. Они должны быть:
- конкретными: сформулирован точный результат, который должен получить студент;
- достижимыми: студент может прийти к этому результату по итогам обучения;
- измеримыми: степень освоения новых знаний и навыков можно оценить.
Сравним два примера:
✘ Один методист сформулировал результаты курса по публичным выступлениям так: «Студенты научатся быть креативными и увереннее проводить презентацию своих проектов». В этом случае оценить результат обучения и измерить его сложно — а если итог абстрактный, то как привести к нему учащихся?
✓ Другой методист сформулировал результаты иначе: «За десять дней студенты освоят три инструмента для генерации идей и смогут применить как минимум один из них при решении финального задания». Здесь всё понятнее — есть конкретная цель, можно проверить, действительно ли ученики до неё дошли.
Сформулировать результаты обучения поможет метод CABD. Он включает четыре элемента:
- Condition (условие/контекст) — в каком контексте происходит действие.
- Actor (аудитория) — кто ваши студенты.
- Behavior (поведение) — наблюдаемое действие, то есть что сделает студент.
- Degree (степень/уровень) — скорость, точность, качество и так далее, то есть на каком уровне будет студент.
Все элементы объединены в формулу:
Образовательный результат = контекст (в каких условиях проходит действие?) + аудитория (кто студенты?) + наблюдаемое действие (что сделают?) + на каком уровне (как?)
Приведём два примера:
- Завершив модуль «Внутренняя политика Петра I», студент в эссе сможет указать минимум три предпосылки для царских реформ в начале XVIII века.
- После окончания курса студент сможет аргументированно и безошибочно объяснить, что подтолкнуло импрессионистов к изменению академического стиля в живописи.
Однако не всегда получается описать образовательные результаты так подробно, поэтому можно использовать и более короткую формулу:
Образовательный результат = действие (чему научится студент) + объект изучения
Например: студент сможет создать авторскую картину из эпоксидной смолы.
В выборе нужных действий поможет таксономия Блума.
Обучение на основе результатов
Подход «обучение на основе результатов» (англ. outcome-based education) разработал в 1994 году американский педагог-психолог Уильям Спэйди.
Идея проста и похожа на предложенную Ральфом В. Тайлером: разработка начинается с чёткого описания конечного результата, к которому должен прийти студент. За этим следует подбор методик и критериев оценки, разработка учебного плана.
Подход строится на четырёх принципах:
- Чёткость фокуса. Все действия преподавателя направлены на развитие у студентов знаний и умений, необходимых для достижения запланированного результата.
- Проектирование с конца. Проектирование учебного плана начинается с чёткого определения конечного результата. Когда конечная цель сформулирована, можно переходить к выбору методик. При этом каждая методика должна способствовать достижению запланированной цели.
- Высокие ожидания. Преподаватели устанавливают определённые стандарты, которые побуждают студентов активно участвовать в процессе обучения, становятся вызовом для учеников. Идея в том, что чем выше стандарты — тем лучше люди будут учиться. А чем лучше они учатся, тем выше их мотивация.
- Расширенные возможности. Не все студенты могут изучать один и тот же материал в одно время и одним способом. Чем больше возможностей для учёбы, тем выше вероятность, что результаты получатся хорошими.
Понимание через проектирование
Концепции обратного дизайна и обучения на основе результата объединила модель понимания через проектирование (англ. understanding by design, UbD). Предложили её американские специалисты Грант Уиггинс и Джей МакТиг. Они же, кстати, придумали и термин «обратный дизайн», принципы которого мы уже рассмотрели.
Модель понимания через проектирование очень похожа на обратный дизайн, отличает её только цель. Эта цель заключается в понимании материала, причём в широком смысле слова. Понимание позволяет студентам концептуализировать полученные знания и применять их в реальной жизни. То есть ученики осознают, зачем им новая информация и как её использовать в разных обстоятельствах.
Модель включает несколько этапов, разберём их подробнее.
Этап 1. Постановка целей
Процесс формулирования образовательных результатов или учебных целей в этой модели многоступенчатый. Учебные цели делятся на три категории:
- цели на перенос,
- цели на понимание,
- цели на освоение.
Причём формулировать их важно именно в такой последовательности. Цели на перенос формируют финальный результат — умение применять полученные знания вне учебного контекста. А цели на понимание и освоение помогают этого достигнуть.
Цели на перенос
Цели на перенос — знания и умения, которые студент будет использовать в реальной жизни, за пределами учебного класса.
Чтобы сформировать их, нужно помнить о нескольких важных критериях:
- Цель на перенос всегда требует понимания. Студент не просто припоминает изученное, а осознаёт.
- Цели реализуются в реальной жизни, в ситуациях, не всегда похожих на учебные.
- Цели на перенос требуют от студентов стратегического мышления, ведь им понадобится определить, какие из новых знаний или материалов нужно применить в конкретных обстоятельствах.
- Учащийся должен самостоятельно продемонстрировать новые умения.
- Чтобы прийти к цели или выполнить задачу подходящим способом, студенту нужно будет проявить не только понимание, знание и навыки, но и здравый смысл и саморегуляцию.
Примеры целей на перенос:
- Студент сможет объяснить в дружеской беседе три предпосылки, подтолкнувшие Петра I к изменениям во внутренней политике.
- Студент в музее отличит картину импрессиониста от постимпрессиониста.
- Студент сможет сделать заказ в ресторане на английском языке.
- Студент сможет испечь пирожное «Наполеон» по собственному рецепту.
Цели на понимание
Цели на понимание описывают:
- инсайты, которые могут прийти к учащимся в процессе учёбы;
- выводы, к которым учащиеся придут.
Чаще всего такая цель формулируется как развёрнутое утверждение, отражающее выводы по какой-то теме. При этом просто передать студентам нужную информацию недостаточно — они должны сами прийти к определённым выводам с нашей помощью.
Примеры целей на понимание:
- Студент понимает, что к появлению импрессионизма привело не столько личное желание художников, сколько научно-технический прогресс.
- Студент понимает, что география, климат и природные ресурсы региона влияют на экономику, культуру и образ жизни его обитателей.
- Студент понимает, что сбалансированное питание способствует физическому, ментальному здоровью и поддержанию уровня энергии.
Цели на освоение
Цели на освоение — это знания и умения, которые студент должен получить к концу обучения.
Здесь можно воспользоваться формулой из обратного дизайна: понять, в каком контексте проходит обучение, кто учится (целевая аудитория), что учащиеся сделают и на каком уровне (то есть как быстро, точно и качественно).
Примеры целей на освоение:
- Студент знает вопросы для уточнения маршрута на английском языке.
- Студент может перевести текст на заданную тему с английского языка на русский.
- Студент может перечислить имена основных представителей школы импрессионистов.
- Студент может использовать навыки исследования и поиска информации, чтобы узнать подробности биографии Клода Моне.
Этап 2. Выбор инструментов оценивания
Выбор инструментов оценивания в этой модели, конечно, напрямую зависит от вида цели.
Как оценить цели на перенос
Обычные оценочные события вроде упражнений и тестов в случае с такими целями не сработают. Понадобится аутентичное оценивание: оно происходит в ситуации, приближенной к реальной, чтобы студенты применили концептуализированные, абстрактные (не относящиеся к учебному контексту) знания и навыки на практике.
Вот как это может выглядеть:
- Ролевая игра на курсе по английскому языку: учащийся якобы оказывается на шумном вокзале, за короткое время ему нужно узнать информацию о расписании поездов и о ближайших отправлениях. Некоторые собеседники будут говорить быстрее других и использовать больше идиом в своей речи.
- Студенту нужно воспользоваться уравнениями и инструментами для графического представления данных, чтобы сравненить стоимость тарифных планов различных мобильных операторов.
Как оценить цели на понимание
Авторы модели выделяют шесть граней понимания:
- способность объяснить,
- интерпретировать,
- применять,
- видеть перспективу,
- сопереживать,
- проводить самооценивание.
Эти индикаторы помогут оценить, достиг студент цели на понимание или нет. В зависимости от предметной области можно выбирать наиболее подходящие грани для конкретной программы.
Например, в курсе по литературе студенту предлагают написать эссе о его отношении к герою — и так проверяют его понимание через сопереживание. А в курсе по созданию мебели учеников просят сделать чертёж табуретки или даже саму табуретку, то есть идёт проверка через применение.
Как оценить цели на освоение
Вариантов оценивания целей на освоение, то есть оценивания знаний и навыков, много.
Для этого подойдут и тесты, и отдельные упражнения на отработку умений, и даже игровые механики. Всё ограничивается только фантазией и здравым смыслом.
Этап 3. Учебные активности
Когда результаты и методы оценивания определены, можно планировать и обучение: выбрать модели и форматы, логику программы, контентное наполнение. В общем, всё, что приведёт студента к намеченным результатам.
Среди активностей на развитие понимания можно выделить то, что Грант Уиггинс и Джей МакТиг называют ключевыми вопросами (англ. essential questions). Смысл их не в том, чтобы получить конкретный и чёткий ответ, а в том, чтобы вызвать любопытство и побудить учащихся понять, почему то, что они изучают, действительно важно.
Ключевой вопрос удовлетворяет нескольким критериям:
- Вызывает искреннее желание исследовать тему или концепцию.
- Способствует глубоким размышлениям, оживлённым дискуссиям и появлению новых вопросов.
- Требует от студентов рассматривать альтернативы, искать свидетельства, аргументировать свои идеи.
- Побуждает постоянно переосмыслять изученные концепции и предположения.
- Создаёт значимые связи с уже имеющимися знаниями и опытом студента.
- Может быть перенесён на другую сферу или ситуацию.
Грант Уиггинс приводил такой пример из школьной математики. В начале курса учеников спрашивают: «Что такое справедливость?» Эта тема волнует многих детей, поэтому, скорее всего, вызовет живой отклик.
После обсуждения учитель переходит к другому вопросу — как в понимании того, что справедливо, а что нет, может помочь математика? Когда этот вопрос задан, можно переходить непосредственно к изучению математических концепций, решать проблемы и задачи.
А вот как будут выглядеть вопросы в курсах для взрослых:
- Реформы Петра I вывели страну на новый уровень развития или нарушили естественный ход её истории?
- Почему импрессионисты решили изменить привычный академический стиль живописи?
- Как контекст может помочь в понимании значения незнакомых слов английского языка?
Философия UbD также предполагает принцип постоянных улучшений. Это значит, что сформированный учебный план можно и нужно корректировать, основываясь на результатах предыдущего потока студентов, обратной связи от них и тех выводах, которые вы сделали в процессе обучения.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!