Про вузы и рынок труда: «Единицы работодателей понимают свою потребность через 6 лет»
Ректор НИУ ВШЭ объяснил, почему подстраивать образование под запросы работодателей — не вполне удачная практика.


Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Никита Анисимов
Ректор НИУ ВШЭ с 2021 года (до этого — ректор ДВФУ).
На прошедшей 28 октября конференции «Больше чем обучение: новые приоритеты в меняющемся мире», организованной СберУниверситетом, ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов высказался о том, что работа с бизнесом негативно сказывается на миссии современных университетов.
Сотрудничество вузов и бизнеса не помогает выполнить общую цель — развивать человеческий потенциал и создавать кадры для экономики будущего, считает ректор «Вышки». Причина проста: редкая компания на нынешнем рынке занимается стратегическим планированием вообще и кадровым в частности. Проще говоря, запросы, которые получают университеты, быстро становятся неактуальными, а вместе с ними и программы подготовки тоже.
«Они инвестируют триллионы в производства, по которым не знают кадровую потребность. Коллеги, я в четырёх университетах работал, я знаю, о чём говорю. Единицы работодателей понимают свою потребность через шесть лет», — объясняет ректор.
Миссию университетов Никита Анисимов видит в том, чтобы помогать работодателям перестать жить прошлым и даже от настоящего переориентироваться на будущее. То есть вузы должны выступать не просто мостиком между работниками и работодателями, а действовать как институты развития будущего.

Фото: пресс-служба «Сбера»
«Если университет не воспринимает себя как институт развития будущего, то он обречён на догоняющее развитие», — подчёркивает спикер.
Впрочем, догоняющее развитие тоже о прошлом. Эксперт приводит в пример тот же тезис: если вуз реагирует на сегодняшний запрос и начинает по нему готовить студентов, то он выпустит специалистов, чьи компетенции к тому моменту устареют на четыре года. А это, в свою очередь, влияет на университетское сообщество и на качество обучения.
«Мы не туда ведём университеты. Они должны встраивать себя в общую цель, в общество, в котором они являются институтами развития, понимать эту цель для себя», — убеждён Анисимов.
Для этого университету нужно работать со всеми участниками образовательного процесса, причём и человеко- и клиентоцентрично, уверен ректор «Вышки». То есть вузам нужно и студентов развивать, и уметь отвечать на запросы всех участников образовательного процесса, в том числе работодателей, родителей и школ.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее