Образование
#новости

Преподаватели не хотят менять учебные планы под навыки будущего

Стало известно, как в вузах внедряют проект «Университет Future Skills». Продвигается он, встречая внутреннее сопротивление.

25 октября на площадке пресс-центра ТАСС эксперты обсудили развитие проекта «Университет Future Skills», а также подвели итоги его работы в 2022 году.

Что такое «Университет Future Skills»

Программу Future Skills с 2021 года реализуют Минобрнауки, Агентство развития навыков и профессий, а также вузы, являющиеся федеральными центрами. Её суть в том, что в университетские образовательные программы внедряют модули по компетенциям будущего. Речь о навыках, которые позволят работать в будущем с новыми технологиями и в новых организационных условиях — ведь и то и другое сильно меняется уже сейчас, на наших глазах. Это и технологические навыки, и софт-скиллы, такие как адаптивность, умение управлять изменениями, системное и творческое мышление и так далее. Подробнее о них можно прочитать в отчёте «Навыки будущего для 2020-х: новая надежда».

На пресс-конференции замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев отметил, что инновационное развитие базируется на новых знаниях и технологиях. По этой причине формирование практико-ориентированных компетенций — актуальнейшая задача. Но по его словам, нужно обновить нормативно-правовую базу для введения в вузах практико-ориентированных программ. Федеральные центры, в свою очередь, выступают полигонами для отработки таких программ.

Как объяснил гендиректор Агентства развития навыков и профессий Роберт Уразов, задача проекта в том, чтобы научиться из только-только появившегося набора перспективных навыков создавать систему гарантированного минимального уровня для любого студента в России. Проще говоря, вузы должны уметь упаковывать новые навыки в учебные программы — стандартизировать компетенции и превращать уникальное содержание в тиражируемое. «Важно уметь определять перспективные ниши», — подчёркивает он. Причём вузам не нужно гнаться за количеством компетенций — гораздо важнее качество.

«Мы даём в руки университетов современный инструмент, который позволяет быстро, эффективно стандартизировать минимальный набор навыков, который характеризует профессию. Это фактически первая ступень, от которой дальше студент и преподаватель могут отталкиваться, чтобы совершенствовать не мастерство в профессии, а соответствующий вид деятельности, но имея понятный и внятный гарантированный минимум», — подчеркнул он.

Что уже сделано и как планируют развивать проект

В 2021 году разработали модули, пособия и методические рекомендации по 25 компетенциям. Их реализовали пять вузов (ГУАП, ДВФУ, ЮФУ, МИФИ и СевГУ). 1250 студентов сдали демонстрационные экзамены. Ректор ГУАП Юлия Антохина сообщила, что обычно эти модули осваивают учащиеся третьего курса.

Уже в 2022-м прошла разработка и апробация ещё по 18 компетенциям. Предполагается, что к концу года ещё тысяча студентов сдаст демоэкзамены. Помимо этого, проект планируется распространить ещё на 50 вузов — они уже сформировали программы развития и обновляют учебные планы для обучения 5 тысяч студентов в 2023-м. По её словам, ещё 13 университетов стоят на очереди, чтобы войти в проект.

Кроме того, в рамках проекта функционирует семь программ дополнительного профобразования — это направление тоже планируют расширить и масштабировать.

Юлия Антохина отметила, что пока рано говорить о внесении изменений в профстандарты, но при этом практические модули с новым содержанием уже в 2021-м прошли оценку профессионального сообщества, и сегодня их готовы предложить на рассмотрение Федеральным учебно-методическим объединениям для переутверждения стандартов той или иной специальности.

Дмитрий Афанасьев добавил, что речь идёт не о создании новых наименований профессий, а о переработке существующих.

«Образование в целом консервативно, потому что всегда предполагалось, что образование воспроизводит сложившиеся практики, знания в следующие поколения. А сейчас нетрадиционная ситуация, она останется, наверное, теперь уже навсегда, если не надолго. Мы должны и производить это знание, и конструировать лучшие практики, и тут же их делать предметом масштабирования и распространения», — сказал замглавы Минобрнауки.

Какие возникают сложности

Ректор ГУАП сообщила, что проект включает переподготовку профессорско-преподавательского состава. И в рамках неё заметна инертность преподавателей — к изменению образовательных программ многих из них, по сути, подтолкнуло лишь давление администраций вузов.

Кроме того, три университета из 50, которые должны включить новые модули в следующем году, хотят выйти из проекта. Причина как раз в том, что преподаватели не хотят перерабатывать учебные планы, по которым привыкли вести занятия. Хотя при этом, по словам Юлии Антохиной, их обеспечивают методичками.

«Понятно, что эта смена парадигмы требует изменений в сознании, культуре, в привычках поведения. <…> Первыми лучше всего откликаются как раз молодые преподаватели, будущие преподаватели (аспиранты), старшекурсники, собственно говоря, открытые и к новому цифровому миру, и более мобильные, подвижные», — отметил Дмитрий Афанасьев.

Тем не менее Минобрнауки не видит здесь большой проблемы, поскольку за «авангардной группой» вузов в любом случае потянутся и другие. Помимо этого, вузы видят ситуацию и понимают, что нужно двигаться вперёд.

Кстати, ранее мы рассказывали о выводах ежегодного отчёта Horizon Reports. В нём эксперты рассмотрели ключевые проблемы, с которыми сталкиваются университеты во всём мире. Общий вывод такой: если вузы не захотят или не смогут трансформироваться вслед за тем, как сильно меняется мир, то их ждёт коллапс.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована