Приёмы сторителлинга: как объяснить сложные концепции без картонных героев
Хорошей истории подчиняются даже сложные темы образовательных курсов. Разбираем, как это работает на практике.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
КРАТКАЯ СПРАВКА
Кирилл Куликов
Методист и нарративный дизайнер Center-Game, а также образовательных продуктов «Сбера», SAP, «Росатома», «Ростелекома», МФТИ. Эксперт сообщества Edutainment.
Сторителлинг уже давно в топах образовательных инструментов, правда, применяют его часто бездумно: копируют героев или конфликты из развлекательных продуктов и уже к ним «добавляют» образовательное содержание. О принципах и приёмах, которые помогут этого избежать, мы уже рассказывали, а теперь разберём их на практике.
Посмотрим:
- чем помогает хороший сценарий и как превратить сложный термин в понятную историю с помощью аналогии;
- зачем курсу метафоры и как найти работающую;
- как сторителлингу (и мотивации) помогает интерфейс.
Как улучшить восприятие через дидактический сторителлинг
Человек находит своё место в мире и строит социальные связи с помощью историй и ассоциаций. Этим можно воспользоваться в обучении: создать историю, нарисовать картинку, чтобы слушатель лучше воспринял и запомнил информацию. Помогут в этом два инструмента дидактического сторителлинга: сценарии и аналогии.
Сценарии
Сценарии превращают абстрактные концепции в конкретные примеры. Проще говоря, мы объясняем студентам, как новые знания или навыки работают во вполне реальных ситуациях.
Например, таким приёмом мы воспользовались в создании «Школы цифровых навыков». Проект предназначен для людей старшего и пожилого возраста: с помощью уроков в текстовом формате им объясняют, как делать покупки онлайн, контролировать расходы или искать работу. Но вместо стандартной, сухой инструкции каждый урок включает небольшую историю о 60-летнем экономисте из НИИ Яне Викторовне. С ней происходят знакомые читателям ситуации: например, поиск лекарств по аптекам, финансовые проблемы перед зарплатой и так далее. С помощью теоретической информации урока героиня справляется со сложностями.
Так курс превращается почти в сериал, а читатель видит, как это работает в реальной жизни, и не боится сразу же применить новые знания.
Аналогии
Ещё один инструмент дидактического сторителлинга — аналогии. Они отлично работают в ситуациях, когда сложные объяснения могут быстро демотивировать или элементарно запутать человека.
Для примера сравним два объяснения понятия «блокчейн».
❌ Сложно и непонятно
Блокчейн — это база данных, которая работает по принципу распределённого или децентрализованного реестра. Каждый блок в цепочке блокчейна содержит какую-то информацию, свой уникальный номер — хеш — и хеш предыдущего блока. Если информация в блоке меняется, его хеш тоже меняется. Тогда следующий блок становится недействительным, а за ним и вся цепочка.
✅ Наглядно и интересно
Представьте, что вы приходите в продуктовый магазин. За деньги здесь ничего не купишь, только за баллы. А их как раз можно купить за деньги.
На входе вам выдают постоянно включённый диктофон с уникальным идентификатором. Каждый раз, когда кто-то покупает баллы или обменивает их на продукты, продавец кричит на весь зал, что человек с таким-то идентификатором диктофона произвёл операцию, — и диктофоны всех посетителей записывают это. Если вы захотите что-то купить за баллы, продавец будет сравнивать ваши записи: так как физически никаких баллов на руках у вас нет, все полагаются на то, что зафиксировал диктофон. Вы не сможете придумать себе пару лишних баллов, потому что всё и в строгой последовательности записано у сотен пользователей. Звучит абсурдно, но примерно так и работает блокчейн.
Возможно, второе объяснение покажется кому-то странным (особенно тем, кто понимает, что такое блокчейн), зато новичкам хорошо доносит сам принцип его работы.
Как донести идеи и вовлечь в обучение через метафору
В обучении донести идею и объяснить «правила игры» можно через метафору. Понятные образы помогут передать ценность и полезность нового материала.
Например, нам нужно показать важность системы продаж. Можно описать её так:
«Чтобы повысить эффективность отдела продаж, нужно создать систему, в которой слаженно работают все компоненты: CRM, скрипты, аналитика, навыки общения. Когда эти процессы не связаны, продажи не работают».
А можно придумать интересную метафору, которая передаст идею куда понятнее:
«Система продаж — как автомобиль. Чтобы он работал, должны быть в порядке все компоненты: ходовая часть, кузов, бортовой компьютер. Без этого автомобиль не поедет или будет опасен».
Чтобы подобрать реально работающую метафору, проведите аналогию: на что похож предмет курса? С чем его можно сравнить? При этом старайтесь не переборщить: ту же работу отдела продаж можно сравнить с устройством автомобиля, а вот с кодексом ритуалов индейцев Латинской Америки — вряд ли.
Затем оцените свою целевую аудиторию — что будет ей близко, с кем ассоциирует себя сотрудник? Чтобы мотивировать, метафора должна «попасть» в ЦА.
В пример приведём всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий «Урок цифры». Его целевая аудитория — ученики старшей и средней школ — лучше воспринимает научную теорию через понятные образы. А интересная подача помогает им иначе посмотреть на сложную дисциплину.
Например, в разделе о квантовой физике используется метафора параллельной вселенной. Квантовый мир и его технологии — пространство безграничных возможностей, в котором кот перемещается со скоростью света, а лампочка одновременно горит и не горит. Такие метафоры понятны, цепляют ребят и будоражат воображение. А значит, и запомнятся они отлично.
Другой пример: международный социальный проект «Эволюция доверия». Там с помощью теории игр объясняют, как люди взаимодействуют, принимают решения о кооперации или соперничестве. Пользователь играет от лица мини-человечка: ему нужно заработать как можно больше монеток в специальном автомате, а выигрыш зависит от степени доверия к противнику по игре. Противники — это стереотипные герои (например, имитатор, обманщик и детектив-аналитик).
В процессе пользователь проверяет собственные предположения: могут ли обманщики победить наивных? Правда ли, что если все будут доверять друг другу или имитировать доверие, то «добро победит»? В реальности это сложные концепции, и в игре приводится немало научной информации, но с помощью хорошей метафоры пользователь увлекается процессом и быстрее схватывает материал.
Как повлиять на мотивацию через карту курса
Сторителлинг может воздействовать не только на понимание или восприятие, но и на мотивацию. В этой части хорошо помогают визуализация и интерфейсы.
Приведём пример из корпоративной сферы: сотрудник открывает LMS и видит бесконечный набор карточек или список курсов. Такое оформление не говорит ему ничего о цели обучения, прогрессе и реальном объёме изученного. Понятно, что мотивации это никому не добавит и скажется на ней скорее негативно.
А что, если исправить ситуацию и в прямом смысле показать ему прогресс? Например, когда мы разрабатывали платформу для проекта «Сбера» «Лидеры идей», то представили серию курсов как подъём в гору. Пользователи платформы — создатели инновационных проектов — проходят три этапа. Каждый — это более высокий уровень навыков и знаний, и по мере прохождения компетентность участников растёт. На такой карте курсов человек видит свой прогресс, траекторию развития и конечную цель.
Кстати, такой же приём можно использовать и с базой знаний, когда вместо единой траектории есть множество разрозненных тем. Например, базу знаний акселератора для молодых предпринимателей Pre.Inc мы представили в виде интерактивной кастомной карты. Визуально курс стилизован под путешествие: фоны видео отражают локации, а спикеры играют роли проводника и случайных попутчиков.
То есть с помощью интерфейса набор курсов превращается в путешествие-трансформацию. Вместе с прогрессом меняется карта, и человек вовлекается в эти изменения, хочет довести их до конца.