Образование
#Руководства

Принципы Розеншайна для учителей: что это такое и как их применять

Как управлять когнитивной нагрузкой на уроке и что делать, чтобы не объяснять материал заново по двадцать раз? Это объясняют принципы Розеншайна.

Фото: Peter Cade / Getty Images

Не у каждой педагогической практики эффективность подтверждена научными исследованиями. Американский психолог и педагог Барак Розеншайн именно на основе исследований и реального учительского опыта сформулировал десять принципов, которые важно применять в школьном преподавании. Впервые они были опубликованы в 2010 году, но популярность получили несколько позже — и сегодня их используют многие педагоги-практики за рубежом. Эти принципы помогают качественно спроектировать занятия и учитывать при этом уровень когнитивной нагрузки.

Российским учителям имя Розеншайна вряд ли о чём-то говорит, но его принципы заслуживают внимания. Расскажем о них на основе статьи самого автора.

На чём строятся принципы Розеншайна

Специализация Барака Розеншайна — способы измерения эффективности работы учителей. Именно поэтому в качестве одного из трёх источников для его принципов послужили исследования того, как проводят занятия высококлассные педагоги. Они позволяют выделить наиболее успешные учительские практики. А вот в качестве научной основы исследователь использовал два ключевых источника:

  • исследования в сфере когнитивных наук, которые посвящены тому, как наш мозг получает, использует и хранит новую информацию;
  • исследования по когнитивной поддержке человека при выполнении комплексных задач — проще говоря, научные работы, которые проверяют эффективность тех или иных известных сегодня учебных инструментов и подходов.

По этим источникам можно понять, что исследователь — активный приверженец теории когнитивной нагрузки. Напомним, что, согласно этой теории, существует два вида памяти: рабочая (или «оперативная») и долговременная. Новую информацию мозг обрабатывает с помощью рабочей памяти, объёмы которой ограничены. Затем она переходит в память долговременную, её объёмы значительно больше. Хранится информация в человеческом мозге в виде своего рода ментальных схем, в которых разная информация связана между собой.

Изученные Розеншайном исследования стали основой для 17 «педагогических процедур», которые успешные учителя регулярно используют. Звучат они скорее как набор советов:

  • Начинайте каждый урок с краткого описания того, что было на предыдущем.
  • Разбивайте новый теоретический материал на небольшие блоки, после каждого из них должна быть практическая отработка.
  • Ограничивайте объём материала, который ученики получают за один раз.
  • Давайте понятные и детализированные инструкции и объяснения.
  • Задавайте много вопросов и проверяйте понимание материала.
  • Дайте возможность всем ученикам активно практиковаться.
  • Направляйте учеников, когда они приступают к практике.
  • Думайте вслух и моделируйте дальнейшие шаги.
  • Предлагайте алгоритмы для решения проблем.
  • Попросите учеников объяснить то, что они выучили.
  • Проверяйте ответы всех учеников.
  • Давайте системную обратную связь.
  • Используйте больше времени для объяснений.
  • Предлагайте множество примеров.
  • Если это потребуется, объясняйте материал заново.
  • Подготовьте учеников к самостоятельной практической работе.
  • В начале самостоятельной практической работы последите за ними.

Со временем исследователь превратил 17 процедур в десять принципов. Впрочем, сейчас дело «сокращения» отчасти продолжают — например, британский педагог и консультант Том Шеррингтон перегруппировал их в четыре направления (последовательность объяснений и алгоритмов, вопросы, повторение изученного, практические этапы).

Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Однако мы приведём принципы так, как сам автор сформулировал их в оригинале.

Принцип 1


Проводите ежедневные обзоры пройденного (повторение)

Суть: начинайте занятия с краткого повторения пройденного — так ученики укрепят знания и навыки, а потом быстро вспомнят нужное во время изучения новой темы. Повторение снижает нагрузку на рабочую память в процессе изучения нового. Напоминать о том, что уже пройдено, лучше до изучения новой темы или до начала освоения нового навыка, чтобы не перегружать рабочую память.

Розеншайн рассказывал про эксперимент, который проводили на уроках математики в начальной школе: педагоги ежедневно посвящали повторению восемь минут в начале урока — например, проверяли домашние работы, разбирали решения, где были допущены ошибки, или просто предлагали детям попрактиковаться в задачах, которые объяснялись на прошлом уроке. В результате успеваемость в этих классах стала выше по сравнению с теми, где такую практику не применяли.

Эксперт приходит к выводу, что уделять повторению или обзору пройденного нужно по 5–10 минут на каждом занятии. Это вовсе не означает пересказ прошлого урока. Например, можно:

  • напомнить о наиболее важных аспектах изученной темы (о формулах, событиях, словах);
  • дать несколько заданий по пройденному, чтобы в какой-то момент повторение привело к автоматизму;
  • проверить домашнюю работу;
  • узнать, что вызвало сложности в домашней работе, разобрать её или попросить ребят проверить работы друг друга.

Принцип 2


Выдавайте новый материал постепенно

Суть: разбивайте новый материал на несколько небольших блоков, а между ними обязательно организуйте практику.

В основе второго принципа Розеншайна также лежат особенности рабочей памяти. Её объёмы, как уже говорилось, ограничены: за один подход человек может запомнить гораздо меньше информации, чем принято думать. Если за раз рассказать тему всего параграфа учебника, то ученики вряд ли многое запомнят из услышанного. Поэтому нужен пошаговый подход: сначала небольшая часть темы, потом практика — конечно, под руководством учителя, — и снова небольшой блок темы. Причём переход к новой части происходит только тогда, когда ученики освоили предыдущую. Иначе, если у учеников возникли с чем-то сложности, придётся возвращаться и заново объяснять непонятные моменты.

Исследования, проанализированные Бараком Розеншайном, демонстрируют: более успешные учителя тратят довольно много времени на работу с новым материалом, например на объяснение, демонстрацию, вопросы, разбор примеров. А их не столь эффективные коллеги, напротив, стараются в два раза быстрее объяснить тему, не останавливаясь, чтобы посвятить оставшуюся часть урока самостоятельной работе. В результате им всё равно приходится повторять объяснения — экономия времени приводит лишь к двойному усилию.

Принцип 3


Постоянно задавайте вопросы

Суть: задавайте побольше вопросов ученикам и проверяйте ответ каждого — это поможет им лучше запомнить новую информацию и связать её с уже изученной.

Для закрепления нового материала и развития автоматизма (а именно он говорит о том, что нужные данные сохранились в долгосрочной памяти) требуется постоянная практика. Отличный инструмент для такой практики — вопросы и дискуссии, ведь они помогают проверить, хорошо ли ученики поняли материал или им требуются дополнительные разъяснения. Важно не просто задавать вопросы, но и уточнять, как именно ребята пришли к полученному ответу.

Конечно, если учеников много, то времени на беседу с каждым из них у учителя нет. Вот несколько способов, помогающих проверить, как весь класс усвоил материал, и сэкономить время:

  • попросите учеников обменяться ответами друг с другом — сказать свой ответ на ваш вопрос соседу по парте или, например, показать короткое объяснение, написанное на листке;
  • предложить написать ответ на листке бумаги (или карточке) и поднять его, чтобы видели одноклассники;
  • попросить поднять руку всех, кто знает ответ или же согласен с ответом, который дал конкретный ученик.

Так все будут активно участвовать в занятии, а вы сразу заметите, если большинство пока не справились с темой.

Ещё один интересный вариант, о котором упоминал Розенштайн, — упражнение, в котором ученики должны сами сформулировать вопрос по теме и задать его другим. Такими вопросами могут быть: «Чем похожи X и Y?», «В чём заключается основная идея Х?», «В чём преимущества и недостатки Х?», «Что ты пока не понимаешь по теме?»

Принцип 4


Дайте ученикам алгоритмы решения

Суть: ученики будут быстрее решать задачи, если вы регулярно предлагаете им чёткие алгоритмы и множество примеров.

В решении задач или выполнении других практических заданий ученикам нужна когнитивная поддержка со стороны учителя: например, дайте им алгоритм решения задачи, рассуждайте вслух во время демонстрации примеров. Поможет всё то, что позволяет сформировать понятные логические связи и снизить нагрузку на рабочую память. Чем больше примеров и чем яснее алгоритм, тем лучше.

В одном исследовании, проведённом в Австралии, школьники решали серию задач. После каждой следовал пример решения, так что, по идее, сложностей в самостоятельном выполнении задания не должно было быть. Однако в примеры вчитывались не все. Тогда учёные поступили так: они предложили школьникам задачи, которые были частично уже решены либо в их решении были пропущены те или иные шаги, — и на примеры стали обращать больше внимания.

Принцип 5


Направляйте учеников во время практики

Суть: применять на практике новые знания и навыки школьникам в первый раз нужно под руководством учителя, а не самостоятельно.

Для развития автоматизма и закрепления новой информации необходимо постоянно перефразировать, разбирать и обобщать её. Чем тщательнее вы отрепетируете выполнение заданий перед реальной практикой, тем легче детям потом будет извлекать из памяти нужную информацию.

«Когда репетиционная практика слишком короткая, у учащихся меньше возможностей хранить, запоминать или использовать информацию. Как мы знаем, положить что-то в картотеку относительно легко, но бывает очень сложно вспомнить, куда именно мы это положили. Повторение помогает нам вспомнить, куда и что мы сохранили, чтобы при необходимости мы могли легко получить к этому доступ», — писал Барак Розеншайн.

Фото: DGLimages / Shutterstock

Здесь сработают уже упомянутые инструменты: вопросы, примеры, разборы вместе с учениками. Последний крайне важен: во-первых, групповая работа обеспечивает вовлечение — оно требуется для запоминания, а во-вторых — это позволит избежать неприятной ситуации, когда ребята запомнят не то, что услышали, а то, как услышали. Проще говоря, у них в памяти отложится искажённая информация.

Принцип 6


Проверяйте каждый раз, верно ли ученики всё поняли

Суть: важно отследить, чтобы каждый ученик верно понял содержание темы.

Казалось бы, очевидно, что нужно обязательно проверять, как ученики поняли изученный материал. Однако важно, чтобы такие проверки были постоянными — согласно второму принципу, их стоит проводить после каждого небольшого блока изученной темы. Связано это с тем, что люди не просто получают знания в готовом виде, а знания конструируются в сознании, и новую информацию наш мозг связывает с уже полученной.

Без помощи педагога учащиеся нередко допускают ошибки в процессе создания таких связей между новой и уже имеющейся в их памяти информацией. Просто их базовые знания пока не до конца сформированы, так как опыта и понимания темы ещё нет. При этом самим школьникам может казаться вполне логичной связь, которая на самом деле ошибочна.

Понимание можно проверить множеством способов: попросить учеников обобщить услышанное, порассуждать вслух в процессе выполнения задания или аргументировать свой или даже чужой ответ.

Принцип 7


Стремитесь к высоким показателям успешности

Суть: успешная практика в классе имеет первостепенное значение.

Барак Розеншайн приводил статистику из двух крупных исследований, посвящённых эффективности преподавания: в классах успешных педагогов доля правильных ответов, данных учениками на уроке, достигает 82%. У «отстающих» учителей она ниже — 73%. При этом чем лучше ребята работают на занятии, тем качественнее выполняют домашние задания без помощи взрослых.

«Важно, чтобы студенты достигали высокого уровня успешности во время обучения и практической деятельности. Практика, как нам говорят, приводит к совершенству, но она может привести к катастрофе, если ученики практикуют ошибки! Если уровень успешности практической работы невысок, есть вероятность, что ученики отрабатывают и усваивают ошибки. После того как ошибки усвоены, их очень трудно преодолеть», — предупреждал исследователь.

Придерживаться высоких показателей требует и предыдущий принцип — проверка понимания. Розеншайн подчёркивал, что необходимо стремиться к тому, чтобы проверять всех без исключения учащихся. Он приводил в пример такую показательную историю: «Однажды я наблюдал за классом, в котором опытная учительница ходила от стола к столу во время самостоятельной работы и вдруг осознала, что ученики испытывают трудности. Она остановила работу и сказала всем учащимся не выполнять домашнее задание, пообещав заново объяснить им материал на следующий день. Она остановила работу, поскольку не хотела, чтобы ученики практиковали ошибки».

Принцип 8


Используйте для трудных задач скаффолдинг

Суть: ученикам нужна поддержка при решении сложных задач, но её уровень нужно постепенно снижать.

Скаффолдингом называют процесс, когда обучающийся решает задачу при поддержке учителя или просто более опытного человека, но с последующим уменьшением этой поддержки. Смысл в том, что поначалу задача настолько сложна, что в одиночку ученик не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам. Чем более независим и компетентен становится ученик в решении задачи, тем меньше ему требуется поддержки.

Поддержка может проявляться по-разному. Например, учитель рассуждает вслух, выполняя задания, и при этом обозначает этапы процесса — так новички узнают, как думает и решает задачу профессионал. При этом важно понять и то, как рассуждают учащиеся, то есть их тоже стоит попросить решить несколько примеров «вслух».

«Одна из черт эффективного преподавателя — умение предупреждать ошибки учеников и предупреждать их о возможных ошибках, которые они могут допустить. Например, преподаватель может предложить учащимся прочесть отрывок, а затем исправить плохо составленное содержание отрывка. Обучая делению или вычитанию, учитель может показать и обсудить с учащимися ошибки, которые часто допускают другие ученики», — писал Барак Розеншайн.

Ещё один инструмент скаффолдинга — чек-лист, который позволит ученикам самостоятельно оценить их работу. Он может, например, состоять из вопросов по ключевым этапам выполнения задания (например, «Нашёл ли я наиболее значимую информацию, которая подскажет мне основную идею текста?»). Есть ещё один вариант: пример для сравнения — то есть готовое решение, с которым ученики могут сравнить собственное.

Принцип 9


Организуйте самостоятельную практику

Суть: учащимся нужна длительная независимая тренировка навыков, причём успешная.

Практическая работа приводит к автоматизму, а благодаря этому новая информация и навыки больше не занимают рабочую память и переходят в долговременную. Самостоятельная практика предполагает работу не только дома, но и в классе, причём тоже по правилам. Так, Барак Розеншайн приводил данные исследований: ученики вовлечены в работу, когда педагог проходит по классу и следит за выполнением задания, обращая внимание на каждого ученика. Время такого контакта со школьниками ограничено — буквально 30 секунд. Если взаимодействие длится дольше, значит, ребята допускают ошибки, то есть практики с учителем было недостаточно.

Хорошим решением будет групповая совместная работа: исследования подтверждают, что ученики получают лучшие результаты, когда работают вместе (например, объясняют тему друг другу). Эксперт связал это с тем, что так школьники получают моментальную обратную связь друг от друга, то есть учатся и вовлекаются одновременно.

Принцип 10


Проводите ежемесячные и еженедельные повторения

Суть: постоянное повторение помогает укреплять связи между знаниями и идеями.

Усвоенные знания и идеи хранятся в долговременной памяти — её объём значительно больше, чем у рабочей. Мы уже говорили, что данные хранятся в виде когнитивных схем, организация которых зависит от дальнейшего использования этих данных. Чем чаще человек повторяет, воспроизводит или использует какую-то информацию, тем крепче сформированная схема и её связи, чем больше автоматизма — тем меньше мозг тратит усилий на извлечение этой информации из памяти, когда она нужна.

Фото: l i g h t p o e t / Shutterstock

Укрепить эти связи, довести навык или воспроизведение знаний до автоматизма можно только постоянным повторением. А для этого Барак Розеншайн ещё раз рекомендовал регулярно организовывать обзор уже пройденного материала. Например, каждый понедельник повторять то, что было на занятиях прошлой недели, а каждый четвёртый понедельник — повторять то, что класс прошёл за месяц. Это означает не только повторение, но и регулярные тесты или квизы.

«Проблема учителей в том, что им нужно многое охватить, поэтому они не чувствуют, что на повторение есть достаточно времени. Но исследования показывают (и мы все знаем это из личного опыта), что материал, который не практиковался и не повторялся, с лёгкостью забывается», — объяснял эксперт.

Так ли хороши принципы Розеншайна?

Принципы Розеншайна выглядят как идеальная инструкция — бери и готовь по ним занятия. Именно так, к слову, и делают многие американские педагоги, отчасти воспринимая их как «волшебную пилюлю». Однако есть и те, кто призывает помнить: принципы — это всё же теория, идея, а не готовый алгоритм. Так, директор одной из британских средних школ и педагог с 30-летним стажем Дебора Гиббс в своей колонке для педагогического журнала Tes призвала коллег придерживаться собственного стиля, а не стандартизированного набора правил, ведь учителя хороши именно своей индивидуальностью. Однако и Гиббс признала, что видит в принципах Розеншайна те ключевые аспекты выдающегося преподавания, которые сама наблюдала за 30 лет работы учителем.

Пожалуй, именно так и стоит отнестись к принципам Розеншайна: для тех, кто только начинает погружаться в теорию когнитивной нагрузки и хочет перенять лучшие практики — это отличный чек-лист. Но каждый педагог, каждый класс и школа — разные, поэтому нюансы везде свои.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована