Образование
#новости

Появились подробности о бесплатном обучении в рамках «Содействия занятости»

О том, как реализуется эта программа и какие планы на этот год с учётом его особенных экономических сложностей, рассказали на ММСО.

Эту тему обсудили 29 апреля в рамках панельной дискуссии «Образование: занятость и устойчивое развитие. Новые возможности федерального проекта „Содействие занятости“ в 2022 году», которая состоялась в рамках Московского международного салона образование (ММСО). Об итогах прошлого года и перспективах этого рассказали заместитель директора департамента занятости населения и трудовой миграции Минтруда Ян Талбацкий и представители образовательных организаций, выступающих операторами проекта.

Что представляет собой проект «Содействие занятости»

«Содействие занятости» — это программа, которая реализуется с 2019 по 2024 год в рамках национального проекта «Демография». В прошлом году программу обновили. Благодаря ей россияне из незащищённых социальных групп могут пройти обучение или переобучение, чтобы устроиться на работу, открыть своё дело или работать в качестве самозанятого. Речь, в частности, о:

  • безработных, зарегистрированных в службе занятости;
  • гражданах, которые находятся под риском увольнения (включая тех, у кого введён режим неполного рабочего времени, простой, временно остановлены работы, предоставлены отпуска без сохранения зарплаты, проведены мероприятия по высвобождению работников);
  • гражданах от 50 лет и старше;
  • лицах предпенсионного возраста;
  • женщинах в отпуске до достижения ребёнком трёх лет;
  • неработающих женщинах, у которых дети‑дошкольники;
  • некоторых лицах до 35 лет включительно (например, если человек не работал более четырёх месяцев по окончании службы по призыву или получения диплома).

Полный перечень указан в пункте 4 положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 27.05.2021 №800.

Организаторами или, как их ещё называют, операторами обучения стали три учреждения:

  • Томский государственный университет;
  • РАНХиГС;
  • «Ворлдскиллс Россия».

Именно они отбирают конкретные образовательные организации (те могут быть как государственными, так и частными) и программы обучения, которые входят в проект.

Граждане, желающие пройти такое обучение или переобучение, могут подать заявку через платформу «Работа в России» или непосредственно в службах занятости.

Как организовано обучение в рамках «Содействия занятости»

Как пояснил на ММСО Ян Талбацкий, в прошлом году программу откорректировали из‑за того, что прежняя система оказалась недостаточно эффективной. Дело в том, что раньше заказчиками и непосредственно организаторами обучения выступали службы занятости. Отбирая конкретные образовательные организации и программы для переобучения взрослых людей, они опирались на систему госзаказа, то есть ориентировались на доступность цены обучения. К тому же службы занятости не обладают достаточной экспертностью для оценки качества образовательной программы.

«Качество отбираемых программ всегда вызывало определённые сомнения, поэтому в прошлом году мы перезапустили нашу традиционную линию, связанную с переобучением различных категорий граждан», — объяснил Ян Талбацкий.

Отбором образовательных организаций и программ стали заниматься федеральные операторы.

Именно операторы отвечают за качество образования, поскольку сами проверяют соответствие программ определённым критериям. Будучи крупными образовательными организациями, они в состоянии сделать это экспертно.

Причём подать заявку на участие в проекте может любая организация дополнительного профобразования — для этого ей нужно обратиться к какому‑нибудь из федеральных операторов.

По словам Талбацкого, это изменение значительно расширило пул образовательных программ и повысило качество обучения.

А самое главное, что теперь, по словам Талбацкого, программа «Содействие занятости» чётче, чем раньше, связывает обучение с последующей занятостью учащегося. Собственно, такая цель была всегда, но теперь для неё найдены более эффективные инструменты.

Во‑первых, для операторов установили показатель эффективности — 75% от всех участников программы в результате должны стать занятыми, то есть устроиться на работу или открыть своё дело. Это стимулирует операторов тщательно соотносить образовательные программы с реалиями рынка труда — какие навыки сейчас действительно нужны для работы или организации своего бизнеса.

«Это был определённый вызов, — сказал Талбацкий. — Для системы ДПО, мне кажется, впервые такое вводилось, чтобы образовательная организация отвечала не просто за обучение, но чтоб была прямая связка с рынком труда и были именно те компетенции и тот уровень образования, который нужен работодателям или гражданину, чтоб стать успешным при открытии собственного дела».

Этот показатель в 75% занятости, как сообщил спикер, в 2021 году удалось даже перевыполнить. В 2022‑м его снижать не стали, несмотря на новые вызовы. В этом году переобучение должны пройти более 340 тысяч человек — в два раза больше, чем в прошлом.

Во‑вторых, приходящие на обучение граждане стали подписывать трёхсторонние договоры с образовательными организациями и будущими работодателями, либо двустороннее соглашение с образовательным учреждением, если слушатель выбрал открытие своего дела. Если договор отсутствует, то образовательная организация получает лишь 70% от объёма средств. Это стимулирует образовательные организации разрабатывать более прикладные программы, а граждан — относиться к выбору программы и к самому процессу обучения более осознанно.

«Если образовательная организация заинтересована не просто в обучении, а в трудоустройстве гражданина, то программы обучения привязаны либо к локальным рынкам труда, к пониманию их потребностей, либо (поскольку есть дистанционные программы) к потребностям в целом федерального рынка труда в определённых специалистах. И те люди, которые идут переобучаться по программе, в принципе для себя понимают перспективы: либо в рамках классического найма по трудовому договору, либо своё дело», — отметил спикер.

Чему учат в рамках «Содействия занятости» и в чём главная проблема обучения взрослых

Оператор «Ворлдскиллс Россия» в рамках «Содействия занятости» в основном занимается очными обучающими программами для синих воротничков, но не ограничивается ими. В его сеть образовательных организаций входят колледжи, техникумы, вузы, корпоративные учебные центры и частные центры.

Как рассказала на ММСО директор «Академии Ворлдскиллс» Светлана Крайчинская, сейчас в приоритете разработка программ целевого повышения квалификации для тех, кто находится под риском потери работы.

Вообще в целом, по её словам, сеть «Ворлдскиллс Россия» в рамках программы «Содействие занятости» двигается в сторону востребованных микронавыков. Например, очень популярным микронавыком оказалось составление смет локальных проектов. А обучить ему можно быстро.

Конечно, очень востребованы IT‑специалисты, все знают, что их не хватает, — но мало кто знает, каких именно. «Может быть, вас это удивит, но среди IT‑специалистов тоже есть безработные, которые имеют образование, но не имеют работы или находятся под риском увольнения», — рассказала Светлана Крайчинская.

«Поэтому большой интерес к IT‑программам, на мой взгляд, должен быть скорректирован в сторону очень локальных и точечных программ подготовки. Универсалы — это хорошо, но это хорошо, когда ты выбираешь и думаешь, куда бы пойти. На мой взгляд, в IT при большом количестве программ надо делать более заточенные под конкретные рабочие места и под конкретные работы программы», — пояснила она.

Директор «Академии Ворлдскиллс» назвала ещё одну серьезную проблему — отсутствие системы профориентации взрослых. Это сказывается на всей системе переобучения, потому что люди попросту не могут разобраться, подойдёт им то или иное направление или нет.

«У нас нет работающей эффективной системы профнавигации для взрослых, её просто нет. Детям везёт, у детей масса вариантов — для взрослых нет. Поэтому взрослые либо должны сами как‑то сообразить, куда идти, либо должны иметь возможность с кем‑то это обсудить. <…> Мы видим, что люди сначала что‑то выбирают, потом приходят уже на обучение и говорят: „Ой, а я, наверное, не это хочу, давайте что‑то другое“. А потом он обучился и говорит: „Знаете, надо было обучаться чему‑то другому вообще“. Эти метания, к сожалению, означают, что в этой области надо поработать», — резюмировала Крайчинская.

Конечно, существуют разные профориентационные тесты, но, по словам эксперта, они в основном разработаны в 1970‑е годы и не отражают современный рынок труда. Те направления, которые человеку могут посоветовать по результатам такого теста, сейчас неактуальны.

Поэтому тема развития профориентации сейчас является одной из ключевых в развитии «Содействия занятости». Это подтвердил и заместитель директора Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Алексей Колесников.

Руководитель другого оператора «Содействия занятости» — Михаил Шепель, директор Института дистанционного образования ТГУ, — рассказал, как в рамках программы построена сеть вузов. Идея в том, чтобы любое предприятие могло обратиться к федеральному оператору с задачей создать современную программу для обучения конкретным актуальным компетенциям, и вузовская сеть могла в кратчайшие сроки это выполнить. «Мы сегодня уже видим такие запросы — связанные с импортозамещением, например. Когда нужно под новые технологии быстро обучить сотрудников или набрать новых, — пояснил Шепель. — И мы видим, что отдельно взятый университет не всегда может такую программу сделать. Но у нас есть возможность оперативно привлечь самых сильных по отрасли, быстро сделать эту программу и вывести её на рынок».

Кстати, недавно мы писали о том, какие вообще в России есть возможности бесплатно получить новую специальность.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована