13 декабря прошло совещание, участие в котором приняли главы Минобрнауки и Минпросвещения, а также ректоры некоторых вузов. На встрече обсудили проблемы, связанные со снижением интереса школьников к физике. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Почему физика стала проблемой?
В последнее время у государства, как известно, вырос запрос на специалистов «с инженерным мышлением». Об этом на совещании напомнил помощник президента и экс-глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. В 2022/2023-м учебном году для инженерных направлений выделили больше всего бюджетных мест.
Для будущих инженеров физика — важный предмет. Если человек не освоил её в школе, то постигать инженерную специальность в вузе ему будет тяжело. Более того: вряд ли его вообще заинтересует эта специальность.
Но физика, очевидно, не пользуется популярностью в школе. Глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что число выпускников, которые сдают ЕГЭ по физике, с каждым годом падает. В 2022-м по сравнению с прошлым годом упал и средний балл, который получали участники госэкзамена по этому предмету, — с 55,9 до 53,8.
Ректор МФТИ и экс-руководитель Минобрнауки Дмитрий Ливанов и вовсе заявил, что время, запланированное на изучение физики в школе, за последние 30 лет уменьшилось на 30%, а количество физматклассов за последние четыре года сократилось с 7 до 3 тысяч. Ссылаясь на некие экспертные оценки, он добавил, что в двух третях школ в целом уделяют физике недостаточное внимание, а её углублённое изучение и вовсе можно найти лишь в 3% школ.
Информатика как альтернатива физике — это нормально или не очень?
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов согласился, что интерес школьников к физике падает. Однако он призвал не драматизировать, отметив, что растёт популярность ЕГЭ по информатике, которую при поступлении на инженерные специальности можно сдавать вместо физики (то есть у абитуриентов есть альтернатива, какой из этих двух экзаменов предъявить). Министр добавил, что информатику, очевидно, сдают чаще, потому что экзамен по ней легче.
Но ректор Томского политеха Дмитрий Седнев пояснил, почему эта альтернатива не очень удачна:
«Мы получаем очень разношёрстные группы, которые сложно одинаково обучать. Нам приходится вести адаптационную подготовку внутри вуза. Информатика — это всё же цифровая грамотность и язык, а физика — это базовая грамотность и понимание мира. Это не может быть альтернативой».
Ректор также отметил, что те ребята, которые всё же сдавали физику, часто оказываются подготовленными «не к физике, а к сдаче экзамена». Видимо, он имел в виду, что их просто натаскали на ЕГЭ, а действительное знание и понимание предмета у них не сформировалось. В результате, по словам Седнева, приходится тратить семестр или даже целый учебный год, чтобы выровнять знания внутри групп.
Как будут реанимировать школьную физику
Решение проблемы предложил Сергей Кравцов. По его мнению, для инженерных факультетов стоит установить три обязательных экзамена — профильную математику, информатику и физику (то есть не в качестве альтернативы, а всё вместе). Ректоры, принявшие участие в совещании, высказались в поддержку этой идеи.
«Коммерсантъ» уточняет, что такая инициатива уже содержится в проекте концепции мероприятий по повышению качества физического образования в школе, который вузы разработали по заданию Минобрнауки. Документ предполагает, что такой перечень экзаменов введут в инженерно-технических вузах уже в 2024 году, а с 2025-го — во всех университетах, где есть такие направления подготовки.
Правда, похоже, разработчики инициативы не учитывают риск того, что при таком раскладе желающих поступать на инженерные направления может стать совсем мало (их и сейчас-то меньше, чем хотелось бы, из-за чего на бюджетные места проходят ребята с низкими баллами ЕГЭ). Ведь всего за пару лет вряд ли возможно массово улучшить ситуацию с физикой в школах. Такое мнение выразил и автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый:
«Послушайте, это, конечно, здорово — заставить всех сдавать дополнительный ЕГЭ. Только и сейчас, когда есть информатика как альтернатива физике, аншлага при поступлении на инженерные специальности не наблюдается. Опасаемся, что в случае реализации предложения ректора с набором будущих инженеров станет совсем плохо».
Кстати, в сентябре идею принимать на инженерные специальности по результатам трёх указанных ЕГЭ уже высказывали на встрече президента с руководителями передовых инженерных школ и представителями региональных властей. Представители вузов считают, что это будет мотивировать школы создавать и поддерживать профильные классы.
Дополнено 20.12.22
Предложение о сдаче трёх профильных ЕГЭ для поступления на инженерные специальности прокомментировали в Рособрнадзоре. Там считают, что это может повысить качество приёма, однако в первый год реализации этой инициативы возможно снижение числа абитуриентов.
Дополнено 19.01.23
Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что ведомство совместно с университетами готовит «большую программу», задача которой — стимулировать изучение физики и повысить у школьников интерес к ней.