Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Образование Корп. обучение EdTech
#подборки

Подкасты об образовании, EdTech и корпоративном обучении — март 2025-го

Интервью и дискуссии о том, как развивается бизнес в сфере образования и как компании из других отраслей создают свои курсы (и даже университеты!).

Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media

Почему образование так консервативно и в чём его будущее

Кто: сооснователь и академический директор Intellectum Academy (Белград) Наргиз Асадова.

Где: в подкасте «Мыслить как учёный» основателя «ПостНауки» Ивара Максутова.

О чём: о кризисе школьного образования в мире и о том, как его разрешить с помощью проектного обучения.

Гостья этого подкаста не педагог по образованию. Когда-то она, как и многие другие инноваторы, решила заняться дополнительным образованием для детей, потому что увидела, как в школьном обучении её дочери не хватает программирования. С тех пор Наргиз Асадова успела поработать в нескольких известных образовательных проектах, а теперь строит собственную школу в Сербии.

Однако она уверена, что любому креативщику-активисту, который приходит в образование со стороны, желая одним махом всё изменить, необходимо освоить большой объём знаний по возрастной психологии, по педагогическим методиками и технологиям и не только. Ведь образование (хотя это, по выражению Наргиз, «всехнее дело» — сфера, с которой так или иначе соприкасается каждый) — сложное ремесло, которому надо учиться. Она тоже получила магистерскую степень в области образования, а сильнее всего погрузилась в изучение проектного обучения — подхода, который Наргиз считает будущим образования.

В выпуске Ивар Максутов и гостья обсуждают, почему проектное обучение лучше всего подходит подросткам, для каких задач оно не годится и какой есть опыт массового внедрения проектных технологий в школах мира.

Как «Т-Банк» строит Центральный университет с продуктовой точки зрения

Кто: CPO Центрального университета Иван Стельмах.

Где: в канале о технологиях от команды «Т-Банка» «Код жёлтый».

О чём: чем частный STEM-университет стремится отличаться от традиционных вузов и как в нём строится образование.

В этом коротком интервью Иван Стельмах рассказывает о своей образовательной и карьерной траектории: он окончил МФТИ, учился в аспирантуре в США, занимался и занимается наукой. А в команде Центрального университета он с другими выпускниками престижных учебных заведений, которые по личному опыту знают, как выглядит качественное образование, тестирует новую концепцию высшего образования.

Подход в том, чтобы бросать вызов и перепроверять буквально каждый постулат: начиная с того, нужен ли вузу деканат, заканчивая тем, нужно ли с первого учебного дня определять, какую специальность получит студент по итогам программы. Из беседы можно узнать, кто поступает в Центральный университет, как его создатели отслеживают эффективность программ и как вуз сотрудничает со школами при подготовке учеников к международным олимпиадам по ИИ.

Как устроены исследования в образовании

Кто: исследовательница из НИУ ВШЭ Анастасия Капуза.

Где: в подкасте NextED.

О чём: как по науке проверить образовательные гипотезы и использовать полученные данные на практике.

В этом интервью Анастасия Капуза, которая сейчас руководит в Институте образования НИУ ВШЭ Международной лабораторией проектирования и исследований в онлайн-обучении, рассказывает о своём пути от психологического образования к исследованиям EdTech-сферы.

Среди обсуждавшихся тем: как устроены международные исследования образования (PISA, TIMSS и другие), как изучать вовлечённость студентов с помощью стандартных опросников и в онлайн-образовании с помощью цифрового следа, как она влияет на успехи в обучении. На примере собственных исследований Анастасия объясняет, как в образовательных исследованиях ставят задачи и выявляют закономерности. А ещё рассказывает, как этому учат в магистратуре Института образования.

Как развивается сегмент EdTech-решений для детей

Кто: основатель Rocket Tech School Владимир Корнигор и СЕО Easycode Денис Дудкин.

Где: в подкасте основателя Smart Course Михаила Мордасова EduMakers.

О чём: о разных подходах двух быстрорастущих EdTech-компаний, на курсах которых обучают школьников.

В коротком интервью руководители двух компаний, вошедших в список самых быстрорастущих технологических бизнесов 2024 года, рассказывают о своих подходах к бизнесу. Хотя обе компании работают в сегменте детского EdTech и обучают школьников программированию, различий между ними много.

Например, Easycode развивается на российском рынке и пока не занимается зарубежным продвижением, а Rocket Tech School сейчас ориентирована на аудиторию экспатов из России в разных странах (у части из них дети уже не говорят по-русски, поэтому в школе много англоязычных преподавателей). Кроме того, у компаний разное отношение к продажам через рассрочки и к работе в офлайне, и они по-разному формируют команды.

Об общих тенденциях российского EdTech-рынка и росте в разных нишах — в том числе в детском сегменте по сравнению с ДПО — Михаил Мордасов недавно разговаривал с основательницей Smart Ranking Дарьей Рыжковой.

Как появился образовательный проект «Класс-центр», который соединяет школьное и творческое образование

Кто: директор авторской школы «Класс-центр» Сергей Казарновский.

Где: в подкасте School of Education «Альтернативная педагогика».

О чём: об истории «Класс-центра».

В этой двухчасовой беседе Сергей Казарновский подробно рассказывает о том, как появился его образовательный проект и на каких принципах он основывается сейчас. Началось всё с любительского спектакля, поставленного в одной из московских школ совместно со старшеклассниками в 1981 году; затем появился проект школы, где дети получали бы разнообразное образование.

Гость рассказывает о своих взглядах на то, как в образовании соединяются факты и эмоции, о роли театральной подготовки в школьной жизни, а также о конкретных особенностях «Класс-центра»: как формируется команды школы, как проводится отбор учеников, как устроена подготовка к обучению. Отдельная важная часть обсуждения — как устроена принятая в школе система метапредметного обучения, какие эссе, экзамены и проекты готовят дети и к каким образовательным результатам обучение приводит.

Какими бывают школьные музеи и как сделать их привлекательнее

Кто: педагог дополнительного образования и экскурсовод Александр Савичев.

Где: в подкасте «От звонка до звонка».

О чём: об опыте уральского города Сысерти в развитии сети школьных музеев.

В начале этого выпуска ведущие делятся своими представлениями о типичном школьном музее: это тесное помещение с неизменной старой экспозицией, которое открывается в лучшем случае раз в неделю, а в худшем — только по праздникам. А в течение беседы гость объясняет, почему такая ситуация нередко складывается на практике (спойлер: музеями учителя занимаются или из энтузиазма, или как дополнительной нагрузкой, соответствующих должностей и адекватной оплаты в школах, как правило, не бывает), и рассказывает, как в Сысерти удаётся сделать по-другому.

При этом Александр Савичев подчёркивает, что все школьные музеи, с которыми он работает, совершенно разные. То, как они формируются и как выглядят, всегда зависит от педагога и от самих школьников. С его точки зрения, из этого вырастает важное преимущество школьного музея: его создание может быть очень творческим процессом, и в экспозиции найдёт отражение всё, о чём хотят сохранить память участники. Например, в музеях некоторых школ собирают старые мобильные телефоны нулевых годов, хотя с точки зрения солидного краеведения это никакие не исторические экспонаты.

Как себя позиционирует крупная онлайн-школа в сфере саморазвития

Кто: сооснователь и продюсер школы «Переход в ТАК» Марина Тушевская.

Где: в подкасте об инфобизнесе «В чём твой метод?».

О чём: в чём сооснователь курсов по осознанности видит корни своего успеха и какими советами делится.

Этот дебютный выпуск авторского подкаста Натальи Кундеры, продуктолога и методолога в сфере онлайн-обучения (она ведёт свой телеграм-канал), будет интересен тем, кому любопытно проникнуть во внутреннюю кухню инфобизнеса. Создательница проекта, который позиционируется как «международная школа осознанности», Марина Тушевская (кстати, ставшая одним из соавторов наделавшего шуму школьного учебника по семьеведению) рассказывает тут о принципах работы. По её словам, за семь лет в школе состоялось 13 сезонов, а в последнем учились 4 тысячи человек.

В чём суть обучения, которое направлено на перенастройку мышления от негативного к позитивному, по подкасту понять непросто (к тому же Марина упоминает, что учебный метод запатентован). Однако тем, кто заинтересован в развитии инфобизнеса в сфере саморазвития, будет интересна самопрезентация гостьи подкаста, а также её рассказы о работе с командой и о конкретных маркетинговых приёмах школы. Например, недавно команда и ученики школы стали записывать собственные песни, а ещё школа предлагает своим ученикам в качестве мерча не только одежду, но и планеры с вопросами и заданиями, соответствующими курсу.

Что нового в программе «Приоритет-2030»

Кто: научный руководитель программы господдержки российских вузов «Приоритет-2030» Андрей Волков.

Где: на канале НИЯУ МИФИ.

О чём: какие задачи государство ставит перед вузами — участниками программы и что меняется с её перезапуском.

В этом интервью один из ключевых идеологов «Приоритета» (а ранее — программы «5–100») объясняет, какие идеи и цели лежат в основе этого и предыдущих госпроектов по адресному финансированию ведущих вузов. Обсуждение, кстати, вызвало неоднозначную реакцию в посвящённых науке и высшему образованию телеграм-каналах.

Например, автор канала «Русский research» считает, что расплывчатые цели, ещё и изменяемые «по ходу игры», привели в основном к тому, что вузовские администраторы в России научились виртуозно имитировать достижение любых показателей эффективности — от количества опубликованных научных статей до числа студентов, переобученных на «цифровых кафедрах». Авторы интервью из канала «Кипящий МИФИ» ответили, что отдельные нарушения этики не должны заслонять объективные достижения вузов.

В этом интервью спикер не называет конкретных вузов, которые по-разному развиваются в рамках программы «Приоритет-2030». И так как разговор состоялся ещё до очередного отбора в программу, критерии оценки тоже обсуждаются в общем виде.

Услышать, на что именно опирались эксперты и госчиновники при отборе в новый виток программы, можно из ещё одного интервью по теме на канале НИЯУ МИФИ — с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым. В частности, он объясняет, что самое важное в «Приоритете» — динамика и траектория развития конкретного вуза, то, насколько он продвигается благодаря поддержке по сравнению с собственными показателями (а не с другими университетами).

Как применить обучение в решении маркетинговых задач: кейс «Авито»

Кто: руководитель B2B-маркетинга в «Авито Путешествиях» Валерия Зима.

Где: в подкасте «Трулала» платформы True Education.

О чём: зачем сервису понадобился полноценный курс для клиентов и чем он теперь полезен.

В этом подкасте подробно рассматривают курс для B2B-клиентов, который для «Авито Путешествий» разработали методисты True Education. Валерия Зима рассказывает, почему вообще появилась потребность в том, чтобы чему-то обучать предпринимателей и самозанятых, которые размещают в сервисе объявления о сдаче жилья, как сформировалась структура курса, какие специалисты из разных подразделений «Авито» участвовали в его доработке и что аудитория особенно ценит в готовом курсе.

Помимо самого кейса, ведущая и гостья обсуждают другие примеры того, как российские компании используют в маркетинговых целях обучение — от отдельных коротких роликов в формате микрообучения до целых курсов и платформ.

Какие функции учебной платформы может заменить Telegram

Кто: руководитель образовательного направления в рекламном агентстве Magnetto.pro Вера Неприенко.

Где: в подкасте платформы Teachbase «Эксперто Патронум».

О чём: о телеграм-курсах Magnetto.pro.

Ещё один кейс компании, которая использует курсы не только для обучения сотрудников, но и для продвижения. Здесь обсуждение сфокусировано на особенностях выбранного для создания курсов формата — чат-бота в Telegram. Вера Неприенко описывает, как выглядят курсы с точки зрения пользователей и как устроена проверка развёрнутых ответов на задания, общение с кураторами и аналитика в условиях, когда нет отдельной обучающей платформы.

По словам гостьи подкаста, для пары курсов с ограниченной аудиторией Telegram может быть идеальной платформой. Но для масштабных проектов ему пока не хватает возможностей аналитики. Возможно, более удобными будут курсы, сделанные с помощью Telegram Apps: эту возможность в компании как раз исследуют.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована