Образование
#подборки

Инфобизнес: 9 форматов для монетизации ваших знаний и опыта

Не обязательно делать именно курс, есть и другие способы упаковать полезный контент, чтобы продать его.

Иллюстрация: Kateryna Onyshchuk / Shutterstock / Brooke Cagle / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Сергей Харьков

Основатель Академии маркетинга и продюсирования, управляющий партнёр группы компаний Kharkov Group.

Если у вас есть экспертные знания по какой-либо теме, рано или поздно может возникнуть идея: почему бы не монетизировать их, делясь этими знаниями с другими? Первый вариант, который приходит в голову, — сделать онлайн-курс. Но на самом деле в инфобизнесе ещё много других форматов. В этой статье собраны девять вариантов — с описанием их преимуществ и недостатков, приблизительных затрат на реализацию, а также среднего чека — то есть средней цены продажи продукта.

Мастер-классы

Средний чек: от 500 до 5000 рублей.

Затраты: денежные вложения не обязательны.

Время на подготовку: от четырёх часов.

Бесплатные мастер-классы нередко используют в воронке продаж основного образовательного продукта — например, онлайн-курса. Но мастер-классы могут стать самостоятельным продуктом и хорошим способом запустить свой бизнес в сфере обучения. Главное — предложить аудитории контент, за который она готова заплатить.

Мастер-классы можно проводить как офлайн, так и онлайн — в форме вебинара. Для этого потребуется лишь опубликовать анонс в соцсетях и сделать страницу для регистрации участников (например, на Timepad). Традиционная продолжительность такого события — два часа. Рекомендуется проводить мероприятия регулярно, не чаще раза в неделю и не реже раза в месяц — чтобы не надоесть аудитории, но и не исчезать надолго из её поля зрения.

Фото: Pressmaster / Shutterstock

Преимущества:

  • Скорость реализации продукта — от идеи до её воплощения в виде онлайн-события может пройти всего несколько дней.
  • В случае организации онлайн-встречи не потребуется никаких вложений с вашей стороны, кроме времени. Правда, если вам недостаточно обычной прямой трансляции и нужны определённые функции (например, сессионные комнаты или назначение модераторов), то надо будет оплатить подписку на какую-либо из специализированных вебинарных платформ.
  • Форма организации бизнеса может быть любой: ООО, ИП, самозанятость.
  • Если у вашего события будет необычная тема и интересное описание, возможно, его заметят редакторы Timepad и добавят в свой дайджест мероприятий, который рассылается по всей базе контактов платформы.

Что важно учесть:

  • Если у вас узкая тематическая ниша, то собрать аудиторию на мероприятие может быть сложно (потребуются дополнительные усилия и расходы на рекламу).
  • Высокую цену за участие назначать не стоит — это приведёт к слишком маленькому количеству регистраций. При определении цены важно учитывать востребованность темы, предложения конкурентов и узнаваемость спикера. Если личный бренд спикера ещё не очень развит, то лучше придерживаться ценовой политики не более 2000 рублей за участие.
  • Важно помнить, что платный мастер-класс сам по себе должен быть цельным продуктом, приносящим пользу клиенту, а не просто прогревом к покупке другого вашего продукта. В конце мероприятия можно упомянуть другой продукт, но кратко, а подробную информацию о нём лучше отправить подписчикам отдельно.
  • Организация очного мастер-класса потребует больше времени и ресурсов, чем онлайн-мероприятие, так как понадобится арендовать конференц-зал. При выборе площадки стоит учитывать её расположение (чем ближе к центру города, тем лучше), а также наличие бесплатной парковки.

Методички и чек-листы

Средний чек: от 100 до 5000 рублей.

Затраты: денежные расходы не обязательны.

Время на подготовку: зависит от формата упаковки контента. Например, чек-лист или небольшую инструкцию можно подготовить часа за три.

Если вы не любите выступать, то можно упаковать свои знания в методички и чек-листы, пошаговые инструкции. Это могут быть таблицы, интеллект-карты, инфографика и даже иллюстрации. Чаще всего такие материалы продают в виде PDF-файлов.

Каждая единица контента должна отвечать на какой-либо запрос вашей целевой аудитории. Например, «100 проверенных вариантов обработки возражений „Дорого“, „Подумаю“ и „Дайте скидку“», «50 бесплатных сервисов, упрощающих работу графического дизайнера», «10 эффективных шаблонов KPI для сотрудников отдела маркетинга и рекламы» и так далее.

Достаточно создать для методички продающую страницу (лендинг) и предложить контент подписчикам. Некоторые блогеры с помощью таких продуктов зарабатывают миллионы.

Преимущества:

  • Это очень комфортный для интроверта способ заработка на экспертных знаниях, так как не нужно давать обратную связь аудитории.
  • Удачные материалы могут дать вирусный эффект, распространяясь и повышая вашу узнаваемость. Клиенты, получившие полезный контент за небольшие деньги, могут рекомендовать его другим. Даже если человек, который купил методичку, просто перешлёт её друзьям или коллегам (то есть они получат её бесплатно), это сработает на продвижение вашего личного бренда.
  • Такой продукт можно запустить без начальных вложений. Хотя, конечно, и форму, и содержание можно бесконечно совершенствовать. Поэтому, если вы располагаете бюджетом, будет нелишним воспользоваться услугами редактора, иллюстратора или дизайнера.

Что важно учесть:

  • При отсутствии базы клиентов или большого количества подписчиков у вашего экспертного блога распространять подобные материалы будет трудно. Однако в рамках этой бизнес-модели можно договориться с партнёром, у которого такая база есть, и платить ему определённый процент с каждой продажи.
  • Цена единицы контента во многом зависит от вашей ниши, темы и аудитории. Но даже для эксклюзивной методички на узкоспециализированную тему не стоит ставить цену выше 5 тысяч рублей.

Марафон или интенсив

Средний чек: от 500 до 5000 рублей.

Затраты: около 35 000 рублей — на разработку лендинга, оплату домена и хостинга, вебинарной площадки или LMS-платформы, подключение платёжного сервиса.

Время на подготовку: около 16 часов.

Марафон или интенсив, по сути, представляют собой серию мастер-классов. Нужно определить тему для каждого отдельного события, запланировать их в логической последовательности и дополнить инструкциями (методичками). Также можно добавить домашние задания для участников. Правда, надо оценить свои ресурсы — готовы ли вы сами уделить время на проверку или придётся привлечь для этой задачи преподавателя, хорошо владеющего темой.

Оптимальное число мероприятий в одном марафоне — от трёх до пяти, а проводить такой «сериал» стоит примерно раз в месяц. Если каждый раз менять тему марафона, то через полгода вы сможете понять, какая тематика наиболее востребована. Затем можно будет масштабировать марафон на популярную тему, вложив больше средств в его продвижение, или на его основе создать полноценный курс.

Фото: Jacob Lund / Shutterstock

Кстати, в этой бизнес-модели не обязательно самому быть спикером в каждом мероприятии, можно выступить в роли продюсера (организатора) и привлечь для каждого мастер-класса профильного эксперта из числа коллег.

Преимущества:

  • Это хороший вариант для того, кто хочет зайти на рынок инфобизнеса, но пока не до конца понимает, как всё организовать. В этом случае серия мастер-классов может послужить тренировкой перед созданием большого онлайн-курса.
  • Марафон даёт возможность большего заработка по сравнению, например, с классическими консультациями. То есть если клиенты часто обращаются к вам с типичными проблемами или задачами, то их разбор и решение во время серии мастер-классов потребуют меньших временных затрат и принесут вам больше дохода, чем индивидуальная работа с каждым таким запросом.
  • Даже если у вас мало опыта публичных выступлений, не стоит бояться, что не получится удерживать внимание аудитории в течение нескольких дней. Если это ваш марафон не по ораторскому мастерству, а, например, по программированию, то аудитория, как правило, адекватно отнесётся к возможным недостаткам. Можно честно указать это на лендинге: «На этом марафоне не будет фееричного шоу, потому что я не оратор, а iOS-разработчик. И я обещаю передать свой опыт разработки мобильных приложений».

Что важно учесть:

  • Необходимо наличие широкой клиентской базы, которой можно предложить марафон или интенсив, в противном случае ждать большого заработка не стоит. Договориться о партнёрстве с кем-то, у кого есть база, вряд ли получится — из-за обилия «инфомошенников» репутация у марафонов как у формата не очень хорошая, поэтому продвигать такой продукт соглашаются редко. В такой ситуации рекомендую сначала проводить единичные мастер-классы и собирать базу подписчиков, а затем уже предлагать марафон лояльной к вам аудитории.
  • Важно иметь в виду, что не все участники, зарегистрированные на марафон, дойдут до его конца. Нормальная доходимость у трёхдневного марафона такая: первый день — 40–60%, второй день — 35–50%, третий день — 25–40%.

Онлайн-конференция

Средний чек: от 100 до 10 000 рублей. Можно ввести систему тарифов с разными уровнями: посещение в прямом эфире, доступ к записи события на определённый период или на неограниченное время.

Затраты: от 150 000 рублей.

Время на подготовку: от 1,5 месяца.

Бесплатные конференции тоже часто используются как элемент воронки продаж основного продукта, однако они могут быть и самостоятельным продуктом. От марафонов и интенсивов этот формат отличается тем, что здесь нет домашних заданий, а спикеров всегда несколько. Если вы известный на рынке профессионал, вам не составит особого труда пригласить к участию коллег.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Приглашённые эксперты делятся опытом в течение нескольких дней. Моя практика организации онлайн-конференций в разных нишах малого и среднего бизнеса, ИТ, дизайна и других показывает, что трёхдневные мероприятия оптимальнее всего с точки зрения затрат и доходов. Главное — не ставить на один день больше пяти выступлений, чтобы участники не устали. Также важно выбрать правильные даты для вашего мероприятия. Выше всего посещаемость у конференций, которые проходят в середине рабочей недели и подальше от государственных праздников.

Стоит учитывать, что все темы выступлений должны строго соответствовать выбранной теме — чем шире тематический разбег, тем меньше будет конверсия в продажи билетов. Лучше всего ограничиться узкой специализацией и подбирать соответствующих спикеров. Например, приглашать не любых специалистов из бьюти-индустрии, а мастеров перманентного макияжа.

Преимущества:

  • Если в качестве спикеров пригласить известных в своей сфере экспертов с собственной клиентской базой, это упростит задачу продаж. Спикерам можно предложить процент со стоимости каждого билета.
  • Есть возможность дополнительных продаж во время конференции. Например, участникам, чьи билеты предусматривают лишь просмотр прямого эфира, в конце мероприятия можно предложить приобрести доступ к записям выступлений. Как правило, это работает, так как посетители убеждаются в качестве контента. Бывает и такой вариант, когда онлайн-участие бесплатное, а вот записи можно получить только за деньги.

Что важно учесть:

  • Чтобы организовать конференцию, требуются большие вложения, даже если она проходит полностью в онлайн-формате. В классические статьи расходов входят разработка сайта (продающей страницы) конференции, рассылка уведомлений для участников по разным каналам, визуальное оформление конференции и рекламных материалов, работа режиссёра прямого эфира, модераторов и технического помощника, монтаж рекламных роликов и записей выступлений спикеров. Помощники могут понадобиться также для поиска инфопартнёров и спонсоров (словом, для пиара вашего мероприятия).
  • Кроме денежных затрат, организация и проведение конференции требуют больших усилий и с учётом возможных накладок вызывают стресс.

Мини-курс без обратной связи

Средний чек: от 100 до 10 000 рублей.

Затраты: от 30 000 рублей на разработку и съёмку курса.

Время на подготовку: от двух недель.

В некоторых тематических нишах можно сделать небольшой курс из 5–15 уроков без домашних заданий. Например, в кулинарии достаточно записать короткие пошаговые уроки с технологией приготовления разных блюд. Также в таком формате часто записывают видеоинструкции по работе с какими-либо программами.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Такие курсы легко продавать своим подписчикам, если вы успешный блогер, или по партнёрской сети — можно найти онлайн-школу со схожей аудиторией и разместить курс в её каталоге за процент от продаж. Также свой продукт можно распространять через образовательные маркетплейсы. Есть такие платформы, которые служат одновременно и конструктором для самостоятельной сборки курсов, и площадкой для их продаж.

Преимущества:

  • Так как стоимость мини-курса относительно невысока, можно продвигать его органически, развиваясь в качестве блогера и наращивая количество подписчиков.
  • Также за счёт невысоких чеков за мини-курсы конверсия в продажи выше, чем у длинных курсов.

Что важно учесть:

  • Если вы хотите качественную картинку и звук, надо будет вложиться в техническое оборудование и монтаж, но можно обойтись и уроками, записанными с помощью вебинарных платформ.
  • Курс может купить пират — человек, который скачивает контент и распространяет его потом бесплатно или перепродаёт по более низкой цене. Чтобы снизить риск пиратства, в курсы нередко добавляют «стоп-уроки». Так называют урок с обязательным заданием — слушатели, которые его не выполнили, не получают доступ к следующим урокам. Эта функция есть на популярных платформах для сборки курсов, например, на GetCourse и CoreApp. Впрочем, иногда пиратство может даже пойти на пользу — о вас как об эксперте узнает больше людей, которые затем могут купить другой продукт.

Полноценный видеокурс

Средний чек: от 10 000 до 200 000 рублей.

Затраты: на создание видеокурса премиум-класса (с геймификацией и дизайнерским оформлением, качественной разработкой) уходит от 500 000 рублей, но можно и снизить затраты, сделав курс попроще.

Время на подготовку: от трёх месяцев.

Полноценный курс в среднем состоит из 35 уроков по 5–15 минут. Он потребует более тщательной проработки, чем мини-курс, и вложений побольше. Для построения грамотной структуры такого курса точно понадобится помощь методиста. Если курс предусматривает домашние задания и обратную связь для учащихся, стоит подумать о найме проверяющего преподавателя и куратора для поддержки студентов, потому что справиться с таким объёмом задач самостоятельно вам будет трудно. Производство видеоматериалов профессионального качества тоже потребует затрат.

Фото: Ignatiev Alexandr / Shutterstock

Однако, если вы пока не готовы к записи уроков, можно использовать синхронный формат обучения — то есть проводить занятия в прямом эфире, в виде вебинаров. В таком формате удобно давать теоретический контент, сразу отвечать на вопросы и разбирать типичные ошибки.

Преимущества:

  • Даже если вы решили делать асинхронный курс (то есть давать студентам доступ к записанным урокам), можно не откладывать продажи до полной готовности курса, а запустить их, когда у вас будет готово 50% курса и записывать оставшуюся часть, пока люди смотрят первую. Главное — заранее замерить среднюю скорость создания урока. Например, на запись, подготовку дополнительных материалов, монтаж и размещение урока на платформе у вас уходит два дня. Вам вместе с методистом нужно определить примерную скорость прохождения курса студентами: допустим, на один урок с теорией и выполнением домашнего задания у студента тоже уходит пара дней. В соответствии с этими сроками можно планировать дальнейшую работу. Однако если вы сами проверяете домашние задания, то ваши временные затраты на это тоже важно учесть в планировании.
  • Доход от курса может быть довольно высоким, если вы выберете популярную тему и правильно составите финансовую модель.
  • Курс в записи можно продавать много раз, пока само содержание не утратило актуальности. Но если вы проводите занятия в прямом эфире, то продавать потом их записи как полноценный курс не стоит без дополнительной переработки. Дело в том, что живые занятия обычно длятся час-полтора, а удобный для студента записанный урок редко превышает 10–15 минут.

Что важно учесть:

  • Как уже упоминалось выше, асинхронный курс требует больших вложений. В расходы входит оплата работы методиста, видеомонтажёра, веб-дизайнера, двух-трёх технических специалистов для поддержки LMS. Дополнительные фишки, такие как моушн-дизайн, оформление уроков иллюстратором, разработка системы геймификации, тоже потребуют высоких затрат. И ещё независимо от формата стоит заложить бюджет на продвижение.

Клуб или курс по подписке

Средний чек: от 1000 до 20 000 рублей от одного участника в месяц (в зависимости от тематики и аудитории).

Затраты: от 12 000 рублей на оплату вебинарной платформы и LMS, подключение платёжной системы.

Время на подготовку: от 1,5 месяца.

Сегодня это, пожалуй, самая стабильная в финансовом плане модель образовательного продукта. Суть в том, что участник курса или клуба вносит ежемесячные платежи и регулярно получает полезный контент — например, видеоуроки, вебинары с экспертом, текстовые материалы. Причём подписчикам заранее известна только тема (например, «Продажи через „ВКонтакте“»), но не подробное содержание. Главное же принципиальное отличие курса по подписке от обычного в том, что подписчик не покупает контент, а получает доступ к нему только на период действия подписки.

Допустим, раз в неделю проходят вебинары с экспертом, на которых участники могут задавать свои вопросы. Позже записи встреч публикуются на LMS-платформе, и пока человек подписан на курс, он может в любой момент их пересмотреть. Также, как правило, для участников создаётся закрытый чат для общения и нетворкинга. Ещё стоит предлагать подписчикам привилегии — скидки и промокоды от партнёров клуба, участие в закрытых мероприятиях, бесплатный доступ к платным событиям, скидки на курсы и другой контент.

Фото: Ilona Kozhevnikova / Shutterstock

Если у вас на это хватит экспертного контента, можно создать курс по подписке с полугодовой или даже годовой программой и каждую неделю раскрывать ту или иную тему. Ставку в этом случае стоит делать на информацию, которую участники могут использовать на практике и быстро получить конкретный результат. Это вызывает вау‑эффект и побуждает человека не отключать подписку.

Если вы сами не являетесь экспертом, то можно организовать клуб в качестве продюсера и приглашать сторонних спикеров.

Преимущества:

  • Конверсия в продажи обычно высокая, так как плата за месяц подписки небольшая.
  • Стабильная выручка, если настроить систему автосписания платы за подписку.
  • Отсутствие предварительных расходов на производство. Базовый контент (например, десять чек-листов или методичек, решающих какую-либо задачу аудитории) понадобится подготовить заранее, но здесь содержательная польза для участников важнее качества производства.

Что важно учесть:

  • Вебинары понадобится проводить регулярно, лучше всего раз в неделю. Поэтому через какое-то время найти идею и полезный контент для очередного занятия может стать сложно. Если же вы заранее разработали программу, скажем, на полгода, то возникают сложности другого порядка. Например, если вы заболели или захотели отдохнуть, подписчиков курса это не касается — им в любом случае надо предоставить контент. На такой случай можно записать несколько уроков заранее. Кроме того, курс по подписке предполагает, что участники будут выполнять домашние задания с проверкой. В долгосрочной перспективе такой интенсивный режим может привести вас к выгоранию.

Библиотека контента

Чек: от 200 до 10 000 рублей от одного участника в месяц.

Затраты: около 15 000 рублей на подключение платёжного сервиса и оплату платформы для распространения контента. Но можно использовать и бесплатные варианты — например, закрытый канал в Telegram или облачные хранилища.

Время на подготовку: от одного месяца.

По сути, это подвид клуба по подписке, но он заслуживает того, чтобы рассказать про него отдельно. Это одна из самых удобных бизнес-моделей — при ней не нужно проводить прямые эфиры и давать обратную связь, достаточно раз в неделю пополнять библиотеку единицей контента.

Преимущества:

  • Высокая конверсия в продажи, так как цена за месяц подписки относительно невысока.
  • Безграничная возможность масштабирования.
  • Стабильная выручка за счёт системы автосписания платы за подписку.
  • Отлично подходит для интровертов.

Что важно учесть:

  • У подписчиков нет площадки для общения с единомышленниками, а это полезный инструмент для удержания аудитории. При желании владелец библиотеки контента может создать закрытый чат для решения этой проблемы.
  • Если новый контент подписчику не понравился, высока вероятность отписки, так как, опять же, нет дополнительных удерживающих факторов.

Книга

Чек: от 300 до 5000 рублей (цена бывает и выше, но для продажи дорогих книг нужно быть «звёздным» экспертом).

Затраты: около 500 000 рублей, чтобы воспользоваться услугами издательства и получить готовый печатный тираж. Издание электронной книги (редактура, корректура, вёрстка, дизайн обложки) будет стоить от 30 000 на издательских платформах (например, LitRes и Ridero) и от 100 000 при обращении к специалистам напрямую.

Время на подготовку: от шести месяцев.

Если вы обладаете большой экспертностью в своей области, можно структурировать свой опыт и знания, изложив материал в виде книги. А затем распространять её как через свои социальные сети, так и в книжных магазинах в электронном или печатном формате.

Фото: 2shrimpS / Shutterstock

Есть и ещё один вариант монетизации — книга по подписке. По сути, это модель библиотеки контента: участник платит ежемесячный взнос (скажем, 500 рублей) и получает доступ к закрытому каналу, где с определённой регулярностью (например, раз в одну-две недели) публикуется новый фрагмент книги. Так подписчики получают ранний доступ к эксклюзивному контенту, а автор — ежемесячный доход.

Преимущества:

  • Книга — это отличный способ прокачать личный бренд, а значит, и возможность повысить цену на остальные свои продукты. Распространение книги может увеличить вашу клиентскую базу — и это будут не просто лиды, а реальные люди, которые с большой вероятностью купят и другой предложенный вами продукт.

Что важно учесть:

  • Написание книги — очень трудозатратный процесс, который потребует большого количества времени. К тому же важно подать материал так, чтобы его было легко и интересно читать. А значит, будет сложно обойтись без хорошего редактора.
  • Если вы пока не очень известны как эксперт в той теме, которой посвящена книги, от её продажи будет крайне трудно получить хорошую выручку. Изданную за свой счёт книгу вам придётся распространять самостоятельно, а если издательство заинтересовалось вашей книгой настолько, что несёт расходы на её издание, рекламу и распространяет её по своим каналам, то вы получите очень незначительный процент от продаж.
  • Электронный вариант книги обходится существенно дешевле в создании, чем бумажный, но его практически невозможно защитить от нелегального распространения. Но если рассматривать книгу не столько как способ монетизации, сколько как инструмент повышения узнаваемости вашего личного бренда, то не стоит бояться нелегального распространения.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована