Почему школьные реформы неэффективны? Итоги глобального исследования
Аналитики из McKinsey изучили проблемы школ по всему миру и дали несколько практических советов.
Фото: Nikada / Getty Images
Международная консалтинговая компания McKinsey выпустила отчёт «Зажигать и поддерживать: как все школьные системы мира могут масштабно улучшить процесс обучения» (Spark & Sustain: How all the world’s school systems can improve learning at scale) о причинах провалов в школьном образовании по всему миру и о мерах, которые могли бы улучшить ситуацию. Пересказываем главное.
Каким проблемам посвящён отчёт
Новая публикация McKinsey — попытка описать состояние школьных систем по всему миру, учитывая последствия пандемии для образования. Для этого в компании воспользовались данными из международных исследований PISA и TIMSS, материалами статистики ЮНЕСКО и ОЭСР и результатами отдельных научных работ. Вот какие факты зафиксировал отчёт:
- Начальное образование стало почти повсеместным в мире: к 2018 году 90% детей посещали школу.
- При этом большинство школьников в мире не осваивают даже базовые навыки чтения, письма и счёта. В McKinsey приводят данные Всемирного банка о том, что семь из каждых десяти учеников в странах с низким и средним доходом к окончанию начальной школы не способны прочитать простое предложение. В странах Африки южнее Сахары таких учащихся ещё больше: девять из каждых десяти.
- Со средней школой, по данным PISA (в этом исследовании изучают уровень знаний и навыков 15-летних школьников), тоже не всё хорошо: ещё за десятилетие до пандемии в 17 странах результаты ухудшились на десять баллов и более, что примерно соответствует полугоду школьного обучения. Ковид только усугубил положение, в том числе в образовательных системах, которые раньше считались образцовыми, — например, в Новой Зеландии, Финляндии, Нидерландах, Южной Корее.
- Из-за технологического развития требования к школьной подготовке усложняются (например, необходимой стала цифровая грамотность), а параллельно растут потенциальные экономические потери из-за низкого качества образования. В отчёте приводят оценку, по которой только из-за связанных с пандемией проблем в обучении к 2040 году мир будет ежегодно недополучать 1,6 трлн долларов США. Дело в том, что плохие результаты обучения на первых ступенях образования приведут к низкой профессиональной компетентности и производительности труда.
- А ещё образование, похоже, всё хуже выполняет роль социального лифта. Даже в странах, где средние баллы за международные тесты растут, за ними может скрываться серьёзный разрыв в успеваемости учеников из богатых и бедных семей. По данным PISA-2018, как сообщается в отчёте, в ряде стран — Франции, Германии, Венгрии, Перу, Израиле — разрыв между самыми привилегированными и самыми малообеспеченными учениками так велик, что на его устранение потребовалось бы около четырёх дополнительных лет обучения. К исследованию 2022 года ситуация не сильно изменилась.
Как аналитики McKinsey объясняют проблемы школ во всём мире
Чтобы разобраться в причинах, по которым школьное обучение становится менее эффективным, аналитики McKinsey дополнили данные исследований результатами международных опросов. Анкету заполнили более 400 экспертов — руководителей школ, органов управления образованием, представителей профильных некоммерческих организаций и так далее — а с 200 из них провели подробные интервью.
Сколько реформ нужно для успеха
Аналитики подтвердили, что образование в мире не стоит на месте — повсюду обновляют программы и учебные подходы, ищут новые способы подготовить талантливых педагогов, перестраивают системы управления и форматы экзаменов. Но ни по количеству нововведений, ни даже по их направленности нельзя предсказать, приведут они страну к успеху в развитии школ или к провалу.
Эксперты сравнили количество школьных реформ, проведённых с 2000 года в странах, где результаты школьников в различных исследованиях улучшаются, и у всех остальных. В среднем оно не различалось!
- Например, практически все страны, которые исторически показывают высокие результаты обучения, провели с 2000-го по три реформы, направленные на улучшение учебных материалов и программ, и по одной реформе, касающейся подготовки учителей. Но на динамике школьных систем это никак не сказалось: при схожих подходах в одних странах результаты улучшались, а в других стояли на месте или ухудшались.
- Среди стран, которые находятся на среднем уровне развития школьного образования, наиболее результативные системы проводили меньше реформ, то есть попросту ничего не меняли.
- А среди стран со слабыми школьными результатами наоборот — более успешные пережили за 23 года больше нововведений.
6 причин, по которым образовательные реформы не приносят результатов
Эксперты McKinsey сделали вывод, что проблемы возникают из-за того, с каких реформ начинают, как их планируют и как внедряют. В опросе и интервью с представителями систем образования выявили шесть главных причин, из-за которых новые подходы не приводят к ожидаемым результатам.
Причина 1
Конфликт целей
О том, что причиной неэффективности реформ становятся противоположные взгляды их участников на цели и задачи школьного образования, McKinsey заявил 61% респондентов.
Проявляться это может в разных формах. В некоторых странах на образование и реформы в нём не выделяют достаточно средств. В других понимание того, какими должны быть цели обучения, кардинально разнится у властей и у тех, кто непосредственно работает в образовании.
А ещё встречается вариант, когда с целями реформ вроде бы все согласны — но их слишком много, и непонятно, какие приоритетны.
Причина 2
Ограниченные ресурсы для внедрения
О таких проблемах сообщили 46% опрошенных. Ресурсов не хватает на всех уровнях образовательной системы: от недостатка подготовленных руководителей, которые могли бы управлять сложными проектами и вести по ним аналитику, до дефицита технических специалистов для поддержки инноваций в школах.
Например, в случае международных проектов страны обычно полагаются на зарубежных консультантов, а когда активная фаза реформы завершается, остаются без необходимых кадров, потому что собственных не вырастили.
Причина 3
Неэффективный проектный менеджмент
О том, что проблемы возникают в процессе внедрения задуманных реформ, рассказали 42% опрошенных. Проще говоря, сама идея может быть хорошей, но реализация не складывается, потому что нет чётких дорожных карт по проектам, распланированных бюджетов и конкретных ответственных за всё это сотрудников. Из-за этого в системе нет понимания, какие именно результаты и когда принесёт нововведение. А поскольку мгновенного понятного эффекта нет, программу сворачивают.
Другая крайность — внедрение инноваций по продуманным планам, но в малых масштабах в пилотных школах. Каждый такой небольшой проект получает избыточное финансирование, и повторить его в большом масштабе невозможно. Никаких выводов для всей системы по результатам таких экспериментов сделать нельзя.
Причина 4
Непоследовательное управление
Проблемы в области управления назвал 31% опрошенных. Прежде всего это отсутствие понимания, как приспосабливать реформы к реальности — в худшем случае руководители систем образования вообще не пытаются адаптировать замыслы к местным практикам. Нередко у реформ нет внятного объяснения, и тогда школы и семьи учеников им сопротивляются.
А ещё часто бывает непоследовательность в управлении: администраторы запускают проекты, которые соответствуют их политическим целям, а когда те же посты занимают новые люди, неоконченные преобразования сворачивают (и вместо них могут появиться новые).
Причина 5
Отсутствие необходимых перемен
Реформы — это не всегда движение, как отметили 29% опрошенных. Они рассказали о случаях, когда запланированные проекты реформ не пересматривают, несмотря на серьёзные внешние изменения — например, в экономике и на рынке труда.
А ещё обилие реформ, направленных на разные аспекты школьной жизни одновременно, не позволяет определить, что именно сработало. В такой ситуации вести пилоты можно бесконечно, а выбрать из них что-то, что действительно стоит применить повсеместно, не получается.
Причина 6
Движение вслепую
О проблемах с отслеживанием прогресса исследователям из McKinsey сообщили 26% опрошенных. Эти проблемы могут проявляться по-разному: когда достоверную информацию об успехах школьников в принципе не собирают или когда собранные данные не обсуждают в профессиональном сообществе. В обоих случаях ход реформ непрозрачен.
Как эксперты предлагают справляться с трудностями
Авторы отчёта предлагают ориентироваться на особенности тех стран и регионов, которым за последнее время удалось улучшить результаты школьного образования, судя по результатам международных исследований. Это не только ведущие образовательные системы мира. Среди добившихся успеха есть, например, африканские Малави и ЮАР, а также штат Пенджаб в Индии, где уровень навыков школьников всё ещё существенно ниже среднего мирового. Но в этих странах и регионах наблюдается положительная динамика, в то время как многие прежние лидеры снижают образовательные результаты. Поэтому аналитики McKinsey выявили общие для таких разных мест, как Сингапур, Норвегия, Лондон, Перу и Малави, подходы к школьной политике.
Авторы предлагают четыре ключевые стратегии, которые нужно учитывать в образовательной политике, чтобы реформы имели успех. В целом эти предложения выглядят очевидными. Это:
- опора на подходы, эффективность которых научно доказана;
- выстраивание коалиций для перемен с профессионалами на всех уровнях образования и с семьями учеников;
- подготовка команд и ресурсов для каждого этапа внедрения инноваций;
- оценка прогресса по итогам реформ не на глазок, а с опорой на данные.
Тем не менее в отчёте есть и менее очевидные рекомендации, нарушение которых ведёт к провалу реформ.
С чего начинать изменения
Как отмечают авторы отчёта, реформаторы часто склонны начинать преобразования сверху: реорганизовывать образовательные министерства, запускать новые модели школ, внедрять повсеместную цифровизацию. Все эти шаги могут быть полезны, но лишь как поддерживающие элементы. Если нет работы учителей в классах, они не помогут.
По мнению экспертов, порядок реформ нужно выстраивать следующим образом:
- вначале меняется то, чему и как учатся дети, — в первую очередь это касается качества образовательных программ и уровня подготовки учителей;
- затем реформируется школьная среда, доступные в ней для учеников и педагогов ресурсы и поддержка;
- и только если с первыми двумя пунктами всё в порядке, стоит внедрять новшества на системном уровне, в том числе технологические и управленческие.
Почему не стоит копировать Сингапур или Финляндию
Эксперты McKinsey обращают внимание на следующее: есть множество научно обоснованных подходов, но важно выбрать из них те, которые соответствуют реальному уровню развития конкретной образовательной системы.
Например, поддержка работы педагогов бывает разной. Автономия школ и учителей отлично работает в системах с высокими результатами. Но там, где школам не хватает ресурсов, в классах много детей, а у педагогов в основном невысокий уровень подготовки, предпочтительнее строгое следование программам и готовые планы уроков, а не свободные эксперименты.
В отчёт также включён разбор того, какие действия могут стать ключевыми на разных уровнях развития системы для привлечения, поддержки и развития педагогов.
Как быть с навыками будущего
Отдельно эксперты предостерегают по поводу навыков XXI века: они считают, что сначала нужен фундамент в виде базового письма и счёта, предметных знаний. Не стоит внедрять в образовательные программы новое в ущерб этим базовым навыкам. Никакие продвинутые навыки — ту же цифровую грамотность — невозможно построить без фундамента.
Что касается гибких навыков, то некоторые из них — например, саморегуляция — полезны и для самой учёбы. Но эксперты считают, что лучше осваивать их на материалах привычных предметов, а не отдельно. Например, в случае саморегуляции можно встраивать в обычные планы уроков советы для учеников, сколько времени им следует выделить на самоподготовку, как лучше её организовать и так далее.
Как быть с образовательными технологиями
А ещё авторы отчёта McKinsey предостерегают от использования технологий «ради технологий». К 2023 году в мире уже накопилось достаточно примеров, когда масштабные реформы по цифровизации оканчивались без какого-либо положительного эффекта. В любом случае, подчёркивают эксперты, привлекательные новые инструменты не должны отвлекать внимание от базовых навыков, а ученики — оставаться один на один с экранами.
Основные рекомендации: нужно подбирать технологии под цели, рассматривать программы для административных школьных задач (а не только для учебных), учитывать условия (в том числе уровень доступа к гаджетам и интернету) и лишь дополнять, а не заменять очные занятия. Кроме того, эксперты предлагают несколько рекомендаций по использованию ИИ: для быстрых консультаций при подготовке уроков, при проверке заданий и для генерации и подбора контента (но с обязательной экспертной проверкой).
Также в отчёте можно найти рейтинг эффективности различных мер по реформированию школьного образования — он выстроен по данным развитых стран. На первых местах в нём — качественная дошкольная подготовка детей, встроенное в рабочий процесс и программу обучения детей профессиональное развитие учителей, а также интенсивное репетиторство.
Но эксперты предупреждают, что данные об эффективности многих вмешательств получены в исследованиях, детали которых сложно повторить при масштабировании. Например, при внедрении дополнительных занятий с репетиторами стоит учитывать, что в исследованиях эффективность показали очень интенсивные занятия, систематически дополнявшие материал регулярных школьных уроков. Короткие встречи с репетиторами вне школы по самостоятельной программе могут быть полезны, но вряд ли покажут такой же сильный эффект.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Нужно ли менять педагогические практики, если они противоречат научным исследованиям?
- Технологии правда меняют образование или ожидания завышены?
- Где учителям жить и работать хорошо? Обзор условий в разных странах
- Как создавать инновации в образовании
- Чему учить школьников и роли педагога: план действий от Google