Образование
#статьи

Планируемые результаты образовательной программы: какими они бывают

Рассказываем о разных видах результатов в формальном и неформальном образовании и о том, как их формулируют.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Результаты образовательной программы — это планируемые конкретные достижения учащихся. Они описывают, какими знаниями, умениями и навыками будут обладать учащиеся после прохождения программы, какие компетенции они сформируют.

В разных видах образования результаты определяются по-своему.

Результаты образовательной программы в общем образовании, высшем и СПО

Общее и высшее образование, среднее профессиональное — это сектор формального образования. Его основной заказчик — государство, и это значит, что цели и результаты освоения образовательных программ формулирует именно оно.

Планируемые результаты конкретизируют и подробно описывают, что должен знать и уметь выпускник, завершивший ту или иную ступень образования.

Базовые результаты закреплены на федеральном уровне — в государственных образовательных стандартах (ФГОС). По сути, это минимальные достижения, которые должен продемонстрировать, например, выпускник школы или вуза. То есть университет или частная гимназия вполне могут формулировать и другие образовательные результаты — главное, чтобы они не были ниже тех, что указаны во ФГОС.

На разных уровнях формального образования действуют разные подходы к планированию результатов. Так, в общем образовании (это начальная, средняя и старшая школа) действует системно-деятельностный подход. И все планируемые результаты делятся на три большие группы: личностные, метапредметные (ещё их называют универсальными учебными действиями, УУД) и предметные.

Описание личностных, метапредметных и предметных результатов во ФГОС ООО
Источник: официальный сайт ФГОС

В высшем образовании и СПО принят компетентностный подход. Он нацелен на то, чтобы сблизить образование и профессиональную деятельность, и результаты здесь формируются перечнями компетенций. Понятие «компетенция» мы разбирали подробно, но если вкратце — это набор знаний, навыков и личных качеств, необходимых для работы.

Так, федеральные образовательные стандарты для СПО называют общие и профессиональные компетенции, а ФГОС для высшего образования выделяют универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом актуальные ФГОС ВО уже не перечисляют профессиональные компетенции, а только указывают, что университеты определяют их самостоятельно на основе существующих профессиональных стандартов.

Перечень общепрофессиональных компетенций во ФГОС бакалавриата по направлению «Прикладная информатика»
Источник: официальный сайт ФГОС

Похожий подход применяется в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в части повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Поскольку для некоторых профессий такое обучение обязательно, к нему тоже предъявляются формальные требования.

Результаты освоения программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки регулируются профстандартами и квалификационными требованиями — для тех профессий, для которых они вообще существуют (дело в том, что они приняты не для всех специальностей). Для некоторых профессиональных областей профильными ведомствами (например, Минздравом или МЧС) утверждены типовые программы.

Кроме того, программы профессиональной переподготовки должны учитывать и требования к результатам из соответствующих ФГОС высшего или среднего профессионального образования — потому что выпускник таких программ, по сути, получает новую профессию.

Результаты образовательных программ в неформальном образовании

Итак, в формальном сегменте образования практически все планируемые результаты задаются разнообразными нормативными документами. В неформальном образовании — на всевозможных курсах, тренингах, мастер-классах — всё иначе.

Так как государство не регламентирует цели и результаты в этом сегменте образования, их формулируют разработчики образовательной программы — методисты и педагогические дизайнеры. Делают они это на основе исследований рынка, потребностей целевой аудитории и целей заказчика (например, онлайн-школы или корпоративного университета).

Сейчас актуален подход, когда цель и желаемые образовательные результаты становятся исходной точкой для проектирования программы. То есть как раз на основе того, что должен знать и уметь студент, методисты подбирают содержание программы, формы, методы и средства обучения. Эта модель так и называется — проектирование обучения от результата или, как её ещё называют, «обратный дизайн». Основоположником этого подхода считается Уильям Спэйди (William Spady) — американский педагог и психолог. Этой теме посвящены его книги Outcome-Based Education: Critical Issues and Answers и Outcome Based Education’s Empowering Essence («Образование, ориентированное на результат: важнейшие вопросы и ответы» и «Расширяющая возможность образования, ориентированного на результат»).

Существует три концепции, которые можно использовать при разработке программы от результата (мы подробнее раскрывали их в этой статье):

  • обратный дизайн (backward design);
  • обучение на основе результатов (outcome-based education);
  • понимание через проектирование (understanding by design).

Допустим, нужно спроектировать онлайн-курс по обучению профессии 3D-художника с нуля. Квалификационных требований и профстандартов в России для неё ещё не существует, но есть вполне конкретные требования рынка труда — каких знаний и компетенций ждут от 3D-художника. Поэтому перед началом проектирования образовательной программы методист выясняет, какие рабочие задачи ждут специалиста в этой профессии, консультируется с экспертами из индустрии, изучает требования в вакансиях.

В результате получается актуальный список компетенций, которыми должен владеть 3D-художник: понимать процесс создания 3D-моделей в кино и играх, создавать high- и lowpoly-модели, вручную делать процедурные ассеты и так далее. Фактически это и есть те результаты образовательной программы, к которым нужно привести студентов курса.

Перечень планируемых результатов освоения курса «Профессия 3D-художник» в Skillbox
Источник: Skillbox Media

Какими должны быть планируемые результаты образовательной программы

Для формулировки результатов методисты образовательных программ нередко обращаются к таксономии Блума. Это система учебных целей, классифицированных по принципу «от простого к сложному», и её используют как в проектировании целых программ, так и в разработке отдельных модулей или уроков.

В пересмотренном виде, распространённом среди методистов по всему миру, таксономия Блума представляет собой пирамиду из шести уровней. Каждый из них отражает формирование определённого мыслительного навыка. Эти навыки расположены последовательно — то есть, например, для освоения этапа «применение знаний» студент должен также пройти этапы «запоминание» и «понимание».

Таксономия Блума 2001 года
Инфографика: Евгений Рыбкин / Skillbox Media

Используя таксономию Блума, можно разбить образовательную цель на конкретные результаты. При этом важно соблюдать последовательность уровней, но не обязательно включать их все в одну программу.

Например, цель мастер-класса по керамике для начинающих — сделать своими руками кружку по образцу. В образовательных результатах будут отражены три первых уровня пирамиды Блума:

  • запоминание: знать, какая глина подойдёт для лепки, какие инструменты понадобятся;
  • понимание: понимать, в какой последовательности нужно действовать, чтобы изготовить керамическую кружку;
  • применение: используя знания, полученные на предыдущих уровнях, слепить кружку по предложенному образцу и подготовить её к обжигу.

Для тех, кто уже освоил азы, можно усложнить образовательную цель и расширить образовательные результаты:

  • анализ: разобраться, из каких этапов и процессов состоит изготовление керамики, почему они именно такие, в чём сходства и различия при создании изделий разных форм и размеров, с разными функциями;
  • оценка: оценить и сравнить существующие методы формования, обжига, глазурования;
  • синтез: изготовить керамическое изделие по собственному дизайну.

Кроме таксономии Блума методисты нередко используют модель ABCD. Она позволяет максимально детализировать результаты обучения, описывая их в четырёх аспектах:

  • Actor («аудитория») — те, кто учится.
  • Behavior («поведение») — наблюдаемое действие.
  • Conditions («условия») — в каком контексте происходит действие.
  • Degree («степень, уровень») — какой уровень мастерства требуется (то есть скорость, точность, качество).

Эти составляющие складываются в формулу:

Образовательный результат = «В каких условиях?» + «Кто?» + «Что сделает?» + «Как?»

Например: прослушав лекцию (в каких условиях?), студент курса по керамике для начинающих (кто?) выберет инструменты и материалы для изготовления кружки (что сделает?) без ошибок (как?).

Также при определении образовательных результатов можно ориентироваться на общие принципы. Например, НИУ ВШЭ в 2019 году опубликовала методические рекомендации, в которых можно найти пять критериев правильно сформулированных результатов:

  • Определены с позиции студента, а не с позиции преподавателя. То есть: «Студент сможет правильно передавать анатомию человека в 3D-моделях», а не «Студенту будут изложены основы анатомии…».
  • Достижимы каждым студентом при условии ответственного отношения к курсу. Здесь также важно правильное позиционирование и продвижение курса, чтобы, например, новички пришли именно на программу для начинающих, а не продвинутых 3D-художников.
  • Релевантны целям образовательной программы и её предметной области, учитывают актуальное состояние науки, отражают её новейшие достижения. В корпоративных программах результаты должны соответствовать бизнес-целям компании, а в обучении профессиям — требованиям рынка труда.
  • Служат основой при выборе педагогических технологий. То есть от желаемых результатов зависит, какие формы, методы, приёмы и средства обучения окажутся наиболее эффективными.
  • Проверяемы и измеряемы. Причём методы оценки и контроля должны соответствовать виду образовательных результатов. Здесь тоже можно ориентироваться на таксономию Блума. Например, если на уровне «знание» в качестве инструмента оценки подойдёт тест, то на уровне «применение» понадобятся практические задачи, а на стадии «анализ» адекватным будет метод кейсов.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована