Образование
#статьи

Оценка качества образования: 9 советов экспертов

Записали рекомендации с конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО).

Иллюстрация: iStock / Getty Images Plus

Из этой статьи вы узнаете:


Знания современных школьников, кажется, проверяют даже слишком часто — дополнительно к обычной оценке в классе регулярно проводятся контрольные, мониторинги разного уровня, проверочные работы. Верхушка системы, конечно, — итоговые государственные экзамены.

Но всё ли в порядке с самой системой оценок? Как сделать её лучше? На конференции ЕАОКО профессор Института образования Высшей школы экономики Виктор Болотов и доцент Сибирского института управления РАНХиГС Игорь Вальдман представили список «невредных советов» для педагогов и управленцев в сфере школьного образования, связанных с оценкой разных параметров в образовании. Мы выбрали из них девять самых, на наш взгляд, интересных.

Совет №1


Не подменять цели оценки

Все проверочные процедуры и тесты можно классифицировать по решаемым задачам.

  • Оценивание внутри класса (включая внутренние контрольные работы) позволяет отслеживать прогресс каждого школьника. Оно встроено в процесс обучения.
  • Государственные экзамены нацелены на сертификацию и отбор. Их результаты показывают, что ступень обучения завершена, и определяют, возможен ли переход на следующую.
  • Мониторинговые исследования дают базу для оценки отдельных школ и образовательных систем на муниципальном, региональном, государственном уровне и для международных сравнений.

Использовать обычные школьные отметки или результаты государственной итоговой аттестации для оценки школ и образовательных систем неправильно. Это создаёт почву для нарушений и фальсификаций. В результате обычные процедуры оценки и экзамены перестают выполнять свои прямые задачи и адекватно определять уровень компетенций ученика или выпускника. Болотов и Вальдман привели пример ЕГЭ: результаты экзамена не должны использоваться в рейтинговании школ или регионов, это несвойственные ему задачи.

Совет №2


Не во всём полагаться на тесты

Стандартизированные тесты уже давно решают больше задач, чем простая проверка памяти. С их помощью психометрики измеряют уровень критического мышления, развитие социально-эмоциональных навыков, умение управлять своим обучением и так далее.

Тем не менее Болотов и Вальдман уверены, что возможности тестов, доступных сегодня в школе, не безграничны: они проверяют знания, но не умения и навыки. Кроме того, не секрет, что обучение может превратиться в натаскивание на тесты.

Поэтому в оценке для любых целей, считают эксперты, должно быть больше методов — самооценка и взаимное оценивание внутри школы, экспертные оценки, оценка по портфолио и демонстрационный экзамен при переходах со ступени на ступень, социологические опросы в ходе мониторингов и так далее. В некоторых случаях от стандартизированного измерения вообще лучше отказаться:

«Личностные качества никогда не сможем измерить стандартизированными способами — патриотизм, любовь к Родине, совесть, честность», — считает Виктор Болотов.

Если речь идёт о трудноизмеримых личностных результатах, добавил Игорь Вальдман, правильнее сосредоточить усилия на их формировании. Нужно создавать среду, в которой в детях формируются правильные качества. Как именно строится и выглядит такая среда, на круглом столе не обсуждалось.

Совет №3


Не делать места в рейтингах причиной для наказаний или поощрений

Рейтинги школ и вузов, а также регионов и стран стали очень популярны в последние пару десятилетий. Виктор Болотов упомянул, что в отдельных западных университетах видел целые стены дипломов за ведущие позиции в различных рейтингах. Можно ли на такой основе принимать управленческие решения? В очень ограниченном числе случаев, считают эксперты.

  • Во-первых, рейтинг можно использовать, если вы его заказчик и точно знаете, что отражают позиции в нём.
  • Во-вторых, можно использовать базы данных рейтингов, или рэнкинги. В таких списках нет фиксированных мест, участников можно упорядочить по любому показателю. Это позволяет оценивать участника не по среднему арифметическому разных оценок, а по конкретным данным.

А вот вариант, когда по итогам той или иной оценки тут же строится рейтинг, приведёт к неверным управленческим решениям, «наказанию невиновных и награждению непричастных», как выразился Болотов. Например, победы учеников школы в олимпиадах могут быть следствием совершенно разных причин. Может быть, учителя действительно много и результативно работают с одарёнными детьми. А может быть, это престижная школа, в которую массово переходят ученики уже с заметными достижениями.

Совет №4


Не преувеличивать значимость портфолио ученика

О портфолио достижений учеников в последние годы много говорят как о способе объективно зафиксировать результаты обучения и внеучебной деятельности. Уже сейчас отдельные достижения учеников бывают альтернативой государственным экзаменам — например, при поступлении в вуз по результатам олимпиад, а не ЕГЭ.

Виктор Болотов и Игорь Вальдман считают, что использование портфолио ученика для перехода на следующую ступень образования связано с серьёзными рисками. Причина в том, что о значимости многих достижений нет объективного представления.

«Третье место по школьной олимпиаде по математике — это хорошо или плохо? Первое место в беге на 100 метров — хорошо или плохо? Если я не знаю, сколько детей бежало, если я не знаю, сколько ребят было в олимпиаде, если я не знаю уровень этих ребят, то я ничего говорить не могу по этому первому месту», — объяснил Виктор Болотов.

Есть и обратный риск — вузы могут в своих интересах придавать больший вес одним достижениям и умалять другие. Например, принимать без экзаменов победителей только тех конкурсов, которые проводились в самом вузе.

Поэтому эксперты предлагают учитывать при поступлении в вуз результаты лишь тех мероприятий, которые доступны для всех школьников, признаны профессиональными сообществами и соответствующими организациями, имеют прозрачные процедуры.

Совет №5


Оценивать достижения в динамике

Прогресс гораздо важнее оценки в отдельно взятый момент времени. «Я вообще учителя оценивал бы по добавленной стоимости: прибавляют у него дети „в весе“ или не прибавляют», — отметил Виктор Болотов. Чтобы отслеживать динамику, нужны внутриклассное оценивание и мониторинги учебных достижений. На круглом столе привели примеры используемых для этого методов:

  • Инструментарий диагностики индивидуального прогресса «Дельта» разработан Институтом психологии и педагогики развития (Красноярск) и Психологическим институтом РАО (Москва) и позволяет измерить, используя задания одного типа в нескольких измерениях в разные годы, как развивается мышление ученика.
  • Студенты Московского городского педагогического университета, рассказал доцент вуза Гурген Акопян, ведут в московских школах проект по сопоставлению внутренней и внешней оценки. В эту работу вовлечены те студенты, которые сами работают в школах на административных позициях. В динамике сравнивается, как учитель оценивает учеников и какие оценки те же классы получают в тестированиях Московского центра качества образования. Если разница невелика — это повод поощрить учителя.

Совет №6


Проводить любую оценку по чётким критериям

Любое некритериальное оценивание — всего лишь частное мнение, уверены Болотов и Вальдман. Обоснованная оценка базируется на сравнении результата, показанного участником, с чётко определёнными заранее, выработанными коллективно и известными всем участникам процесса критериями.

Критериальное оценивание менее субъективно и удобно для обучения навыкам самооценки и взаимной оценки. Кроме того, постоянные критерии — это основа для отслеживания индивидуального прогресса. Эксперты особенно отметили, что критериальное оценивание должно быть частью педагогического образования и повышения квалификации.

Совет №7


Развивать современные формы внутришкольной оценки

Болотов и Вальдман перечислили такие элементы внутришкольной оценки в дополнение к общему принципу критериального оценивания:

  • цели обучения и критерии их достижения вырабатываются в коллективе совместно;
  • используются разные приёмы оценивания — тесты, эссе, портфолио;
  • ученики оценивают друг друга и самих себя;
  • идёт переход от вычитательной к накопительной оценке.

Последний пункт разъяснил Виктор Болотов:

«Что такое вычитательная оценка? Есть стандарт, есть „правильно“. Если я отхожу от стандарта немножко, я получаю четыре. Если „множко“ — три и так далее. На что ориентируется вычитательная оценка? На следование стандарту. Есть сюжеты, когда это нужно делать. Но жизнь связана с тем, умеешь ли ты решать непростые задачи, где стандарта нет».

В накопительной системе оценивания, в отличие от вычитательной, важнее, справляется ли ученик с задачами, которые становятся всё более и более сложными.

Совет №8


Применять прокторинг при онлайнтестировании

Этот совет относится в первую очередь к экзаменам с высокими ставками. Суть в том, что государственную аттестацию нельзя перевести в онлайн, ничего не меняя. Необходимы и адаптация тестовых заданий, и дополнительная помощь проктора — дистанционного наблюдателя.

Болотов и Вальдман видят прямую пользу прокторинга для оценки качества образования: он минимизирует вероятность списывания, снижает связанные с репутацией риски, повышает доверие к результатам экзаменов у всех заинтересованных сторон.

Как удачный пример они привели опыт Саудовской Аравии, где один из ключевых для поступления в вузы тест SAAT (Standardized Achievement Admission Test) в 2020 году 117 тысяч школьников сдавали в специализированных центрах, а почти вдвое больше, 218 тысяч, — на дому. Использовался автоматизированный прокторинг на основе искусственного интеллекта.

Совет №9


Быть осторожнее с публичными субъективными оценками

Реализовать принцип социальной ответственности при оценке качества образования посоветовал педагогам и управленцам руководитель научно-исследовательского центра Национального института образования Беларуси Василий Русецкий. Он отметил, что критические комментарии по вопросам образования чаще всего высказывают, не задумываясь о последствиях, а ещё чаще судят обо всей ситуации только на основе личного опыта:

«Например, находится опечатка в учебнике. На основе этого частного случая делается заключение: „Все учебники плохие, давайте вернёмся к учебникам Советского Союза“. У нас такие посылы обсуждаются вполне серьёзно, но те, кто говорит так, не задумываются, как это практически можно сделать».

Что с этим делать? Учить всех участников образовательного процесса оценивать качество образования системно, считает Русецкий, и больше внимания уделять информационной и методической работе с управленцами и учителями, — формировать культуру взаимодействия со СМИ и обществом в вопросах образования.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована