Образование
#статьи

Обзор: как в разных странах спасают школьное образование после локдаунов

Аналитика от ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Всемирного банка.

Это исследование, законченное в октябре 2020 года, презентовал и прокомментировал сотрудник московского представительства Всемирного банка Тигран Шмис на февральской Международной научно-практической конференции Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) «Тенденции развития образования».

Исследование называется «Чему мы научились?» (What Have We Learnt?). Оно посвящено анализу государственных мер, которые приняли или разрабатывают для поддержки пострадавшего в пандемию школьного образования.

Организации проанализировали действия разных стран, направленные на минимизацию последствий закрытия школ из-за COVID-19. По результатам исследования был представлен доклад, где рассмотрены данные, собранные Институтом статистики ЮНЕСКО (ИСЮ).

Работа проводилась в две стадии — май-июнь и июль-октябрь 2020 года. На первом этапе провели анкетирование сотрудников министерств образования из 118 стран, во втором — из 149 стран. Респондентов попросили рассказать об официально принятых мерах и их эффективности.

Исследуемые страны разделили на несколько групп по уровню доходов. В рамках опроса анализировали:

  • потери для обучения;
  • оценку образовательных успехов школьников;
  • меры поддержки учителей, детей и их родителей;
  • планы по возобновлению работы школ.

Потери для обучения и образовательных результатов

Из-за пандемии более 1,5 млрд учеников не могли посещать школу.

Согласно исследованию, продолжительность закрытия школ в разных странах отличается. Государства подсчитывали не только количество потерянных дней очного обучения, но и объём недополученных знаний.

Приведём усреднённые показатели по разным странам.

На момент проведения опроса закрытие школ привело к сокращению времени очного обучения на 47 дней (примерно четверть учебного года). Причём страны, где в это время продолжался учебный год, сообщали, что потеряли 54 учебных дня. В тех государствах, где учебный год на момент проведения опроса уже завершился, этот показатель составил примерно 40 дней. По словам Шмиса, в некоторых странах количество потерянных дней достигло 77.

Потери в цифрах:

  • сколько детей не могло посещать школу — 1,5 млрд;
  • сколько времени дети не могли посещать школу — 47 дней.

В большинстве стран (86%) процесс и результаты обучения контролировались учителями. Однако между государствами наблюдаются ощутимые различия в зависимости от уровня доходов. В более бедных странах гораздо чаще, чем в финансово благополучных (примерно 25% против 3%), педагоги не отслеживали, как дети усваивают учебный материал на удалёнке.

Подавляющее большинство стран при возобновлении работы школ не стало проводить оценивание знаний в начальной школе на национальном или муниципальном уровне. Поэтому понять, как дистант и простой сказались на образовании детей, теперь затруднительно.

Цифровое неравенство и меры поддержки учащихся

Большинство стран, принявших участие в опросе (84%), осуществляло дополнительные программы поддержки, чтобы восполнить образовательные потери после открытия школ и оказать помощь отстающим ученикам. Правда, к этому всё же чаще прибегали страны с низкими доходами. При этом каждое четвёртое государство с высокими доходами не вводило дополнительных мер поддержки.

В богатых странах чаще, чем в бедных, относились к дистанционному обучению как к адекватной замене очного посещения школы. Более того, 91% стран планируют использовать эти технологии и дальше. Это лишний раз говорит о том, что пандемия ускорила цифровизацию образования.

Тигран Шмис отметил на конференции, что дистант усугубил неравенство по доступу к технологиям и ресурсам между богатыми и бедными, поставив некоторые группы в менее выгодное положение. По его прогнозам, этот разрыв продолжит расти, а отстающие отстанут ещё сильнее.

31% школьников мира (463 млн детей) не обеспечены цифровыми и вещательными программами дистанционного обучения. То есть они не имеют никакого доступа к образованию.

По данным исследования, закрытие школ приводит к пробелам в обучении и увеличивает разрыв в достижениях учащихся даже в странах с высоким уровнем доходов.

Этот разрыв связан именно с цифровым неравенством: даже в благополучных странах не у всех детей есть необходимая техника и доступ в интернет. Большинство государств (89%) приняло как минимум одну меру по улучшению доступа к устройствам и интернету. Кроме того, 91% стран приняли меры в поддержку уязвимых групп населения, у которых могут вообще отсутствовать условия для использования платформ дистанционного обучения. Это в первую очередь касается учащихся с ограниченными возможностями.

При этом более 30% стран с низким уровнем доходов не принимали никаких мер поддержки для обеспечения доступности и инклюзивности обучения.

Меры поддержки родителей и учителей

Для родителей и педагогов закрытие школ тоже стало большим испытанием и стрессом: первым пришлось взять на себя часть функций учителей (чаще всего — в нагрузку к своей удалённой работе), а вторым — в форс-мажорном порядке осваивать цифровые инструменты. Как им помогли?

Системы поддержки для родителей сформировали примерно три четверти стран. Среди государств с низкими доходами такие механизмы создавались реже.

Среди стран с низким уровнем доходов такое в ходу только у 22%.Самые частые меры поддержки включали в себя предоставление методической помощи, рекомендаций и материалов для продолжения обучения дома. В более чем трети стран с высоким и средним уровнем доходов запущена следующая практика: педагоги помогают родителям, регулярно созваниваясь с учениками по телефону. Среди стран с низким уровнем доходов такое в ходу только у 22%.

В целом три четверти стран, принявших участие в исследовании, постановили, что во время локдауна учителя всё равно обязаны обучать детей. Однако между группами стран по уровню доходов заметны значительные различия и в этом отношении.

В том, что учителям стоит продолжать работать, уверены правительства:

  • 90% стран с уровнем доходов выше среднего и высоким;
  • 60% стран с уровнем доходов ниже среднего;
  • 39% стран с низкими доходами.

В большинстве стран учителям рекомендовали взаимодействовать с учащимися и родителями с помощью мессенджеров.

Более половины государств с высоким уровнем доходов привлекли дополнительные педагогические кадры для обеспечения дистанционного обучения или для возобновления работы школ. В большинстве стран, принявших участие в исследовании (89%), преподавателей обучали тому, как вести уроки дистанционно. Однако в каждой пятой стране с низким уровнем доходов такой поддержки не было.

Планы по финансовой поддержке образования

Респонденты почти всех участвовавших в исследовании стран (95%) указали на потребность в дополнительном финансировании для адекватного реагирования систем образования на пандемию. Но планировали ли государства оказывать такую помощь? Ведь пандемия и без того обернулась огромными внеплановыми нагрузками на бюджеты.

О перераспределении финансов в системе образования сообщили:

  • 66% стран со средним уровнем доходов;
  • 50% стран с высоким уровнем доходов.

А о сокращении бюджетов систем образования в текущем или следующем финансовом году заявили более 66% стран с низким уровнем доходов и с уровнем доходов ниже среднего.

А что происходит в России?

По словам Тиграна Шмиса, российские школьники потеряли в среднем 55 дней очной учёбы. Во Всемирном банке также смоделировали дальнейшие последствия локдауна. Анализ проводился на основании данных исследования PISA (Programme for International Student Assessment — Программа международной оценки студентов).

За годы участия в PISA Россия стабильно сокращала разрыв с другими странами во всех предметных областях. Однако теперь последствия пандемии, скорее всего, отбросят её назад. Предполагается, что доля школьников, которые не могут достичь минимально необходимого балла, увеличится с 22 до 38%.

Подчёркивается, что российские дети из бедных и малообразованных семей пострадают больше. Аналитики даже рассчитали среднегодовую потерю будущего дохода сегодняшних школьников. Она составит 1,5 тысячи долларов на человека.

Что с этим делать?

В своём выступлении на конференции Шмис отметил, что в некоторых странах тема учебных потерь политизируется и что руководители государств предпочитают не называть реальные данные, а делать вид, будто система образования успешно справилась с испытанием. По мнению эксперта, это серьёзная ошибка: для всех очевидно, что даже страны с высоким уровнем доходов и образовательными показателями несут существенные убытки. Что уж говорить об отстающих?

Докладчик также перечислил основные задачи для государств:

  • провести оценку потерь образования;
  • компенсировать эти потери;
  • разработать новые методы обучения, которые потребуются из-за более частого применения дистанта;
  • сформировать систему таргетированной помощи детям (тьюторинга);
  • увеличить финансирование системы образования.

Выводы

Результаты исследования показывают, что некоторые государственные решения могут ещё больше обострить проблемы социального и финансового неравенства, ставшие намного заметнее из-за локдауна.

Исследование планируется проводить на регулярной основе. На следующих этапах страны вновь поделятся опытом для сравнения последствий пандемии и антикризисных решений для образовательных систем. В частности, аналитики хотят наблюдать за:

  • оттоком учащихся из школ;
  • дальнейшим использованием и ролью дистанционного обучения;
  • планами по восполнению образовательных потерь и их эффективностью;
  • новыми подходами к оценке знаний школьников;
  • повышением квалификации и поддержкой педагогов.

Мы тоже будем следить за новыми отчётами.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована