Образование — от людей, обучение — от роботов
Так считает известный сторонник цифровизации школы.
Катя Павловская для Skillbox Media
Михаил Кушнир
Член правления Лиги образования, сотрудник РАНХиГС. До 2011 года в течение 25 лет работал в московской школе №45 учителем информатики и заместителем директора по информационным технологиям. В 2000-м году получил статус Apple Distinguished Educator.
С разрешения Михаила публикуем пост с его личной страницы в Facebook* о том, почему так важно не путать обучение c образованием.
В большинстве дискуссий про образование и про учителя смешивают совершенно разные сущности обучения и образования, а также разные цели образования — понимание устройства, природы мира и подготовку к труду.
Что такое образование
Образование — это моя картина мира как конструктивная проекция разных картин мира. В основе — от родителей, а дальше от тех людей, которые показались значимыми, достойными подражания или внимания.
Отсюда образование строится исключительно на коммуникации с людьми. Никакой робот человека здесь не заменит. А если заменит, то это уже будет человек из другой цивилизации, другой роботизированной культуры.
Хорошо, если учитель будет таким человеком — образцом для подражания, поводом для внимания. Положа руку на сердце, далеко не каждый учитель становится для нас таким объектом внимания.
Что такое обучение
Обучение — это освоение конкретных моделей мира, языков его описания, типовых задач, которые можно и нужно решать в рамках программы. Это навыки, информированность, подготовка к выполнению типичных действий, без чего на рынке труда жить сложнее. Именно поэтому часто смешивают обучение и профессиональную подготовку. Но некоторые разводят эти понятия для более точного понимания. Я это услышал от Петра Щедровицкого, и такое разделение кажется полезным.
Обучение вполне могут вести роботы. И делать это могут (или в ближайшее время смогут) не хуже, а то и лучше человека.
Почему нужно различать эти понятия
Если не смешивать разные сущности — обучение и образование, — то дискуссии про учителя и робота теряют смысл.
Если не смешивать цели образования как подготовки к труду и как понимания устройства мира, то предмет дискуссий легче определять. Для многих картина мира вообще не представляет ценности, но другим многим она важнее сиюминутных утилитарных задач. Я не готов соотносить эти множества, тем более что они могут пересекаться. Но факт их наличия предельно важен для дискуссий.