Образование
#статьи

Необычные методы обучения: 5 способов сделать уроки нескучными и вовлекающими

Подходящий вариант найдётся для большинства дисциплин, и источники вдохновения подчас неожиданные.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

«Им бы только развлекаться!» — так и хочется сказать иногда о современных школьниках. Действительно, за внимание детей и подростков сейчас приходится конкурировать с мощной индустрией развлечений. Почему бы вместо возмущения по этому поводу не использовать их любовь к играм и разным активностям в образовательных целях? Проще признать тот факт, что традиционные методы обучения вроде «учитель рассказывает — все сидят и слушают» или «теперь пусть каждый перескажет заданный на дом параграф учебника» для современного поколения работают не очень.

«Ну а какие варианты есть у обычного учителя?» — спросите вы. Вот несколько идей, которые реально работают.

Фото: RODNAE Productions / Pexels

Способ первый


Превратить урок в расследование

Так уж мы устроены — нам интересно, что скрывается за покровом тайны. Именно поэтому миллионы людей, которые не очень-то охотно учились в школе, могут до утра читать детективы, чтобы узнать разгадку головоломки.

Этот феномен можно использовать и в обучении. Например, американский педагог Кевин Роутон сам когда-то считал ворон на уроках, а когда стал преподавать — решил, что не даст детям скучать. И придумал «Лабораторию исторических загадок»: серию занятий, на которых школьники становятся детективами. Они распутывают дела прошлого: например, убийство Цезаря или покушение на главу флорентийской династии Медичи. Это, конечно, куда увлекательнее уроков в стандартном формате, к тому же в процессе дети, помимо погружения в тему занятия, осваивают полезные навыки. Например, учатся критически оценивать информацию и использовать разные источники её получения.

Такой формат можно использовать не только на истории, но и в других дисциплинах. Как и где применять этот метод обучения — мы рассказывали в отдельной статье.

Способ второй


Взять за основу популярный сюжет

Один учитель географии как-то решил использовать детский интерес к теме зомби, чтобы заинтересовать своим предметом, — так родилась оригинальная программа «выживания в зомби-апокалипсисе».

Школьники продолжали проходить серьёзные темы — как устроены страны и города, как там распределяются ресурсы, как меняется климат и на что он влияет. Эти знания они использовали, чтобы придумать план действий по воссозданию мира после якобы случившейся катастрофы. Ребята втянулись в занятия с азартом, потому что их увлекал контекст, схожий с их любыми зомби-играми.

Скриншот: игра The Walking Dead / Telltale Games

Кстати, хотя сам учебный план программы не особенно отличается от классического, Дэвид Хантер, автор этого метода, выпустил несколько учебных пособий-комиксов, чтобы детям было ещё интереснее. Вот здесь можно узнать подробнее, как всё это выглядит.

Способ третий


Создать условия для азарта

Исследователи и практики уже давно говорят, что «публичные» рейтинги лучших учеников (например, в виде списка на доске в классе) когда-то считались довольно действенной мерой для мотивации, но на деле не так уж хороши. А иногда могут и навредить — например, ребятам с заниженной самооценкой это добавит не стремления к учёбе, а поводов усомниться в себе. Есть чуть более сложный, но интересный способ подстегнуть у ребят учебный азарт.

Придумал его учитель математики Бенджамин Сигел, основываясь на модели «перевёрнутое мастерство». Уроки стали своеобразным квестом: есть несколько тем, которые должен пройти каждый ученик. При этом школьники могут двигаться в своём темпе, помогать друг другу, а учитель выступает наставником и консультантом. На стенах класса развешены специальные листы с названием этих тем. И когда кто-то освоил очередную тему, он прикрепляет рядом стикер со своим именем. Так весь класс может следить за прогрессом друг друга, и каждый сам замечает, если где-то отстаёт. А за решение некоторых задач или особенно хорошую работу ребята получают бонусы, которыми могут воспользоваться в классе (обычно это какое-нибудь лакомство).

Фото: gpointstudio / Freepik

Подобный метод можно адаптировать и для подростков, и для младшеклассников. О том, как устроены такие системы, — мы подробно рассказывали.

Способ четвёртый


Оживить историю

Учителя всё активнее прибегают к приёмам, позволяющим погрузить учеников в определённую атмосферу или контекст. Например, московский учитель истории Александр Оджо проводит занятие по истории Древней Греции в хитоне, а британский педагог Нил Бейтс переодевается то в капитана невольничьего судна, то в знаменитых английских политиков. Но это только вершина айсберга. В некоторых школах и вузах проводят реконструкции исторических событий или организовывают необычные ролевые игры.

Так, преподаватель Стивен Волк придумал простую игру, действие которой происходит в Чили во времена правления Аугусто Пиночета. Студенты Волка примеряли на себя роль жителей страны — кто-то был военным, кто-то журналистом, а кто-то простым рабочим. Каждому преподаватель давал карточку с аспектами биографии их персонажей, а вот подробности студенты должны были придумать сами. Не раскрывая своих настоящих имён, они делали записи в отдельном блоге от лица своих героев. Такой метод обучения позволил ребятам взглянуть на одно историческое событие с разных точек зрения и проявить эмпатию даже к самым, казалось бы, отталкивающим его участникам.

Стоит отметить, что у такой формы занятий есть обратная сторона: слишком глубокое погружение в контекст может привести к психологическим травмам. Мы писали про плюсы и минусы этого метода подробнее.

Способ пятый


Задействовать магию

Учителя физики и химии и правда немножко волшебники. Они могут заставить предметы левитировать или, например, создать настоящие ледяные усы. И эти трюки педагоги активно используют на уроках — чем больше восхищения у школьников, тем сильнее хочется узнать разгадку и приобщиться к опытам. Поле для учебных и творческих экспериментов здесь огромное.

Есть педагоги, которые не просто показывают «магию», но и одеваются соответственно — в мантии. Именно так поступает учитель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков. Он решил, что это хороший способ конкурировать с мобильными телефонами — мантия и классные фокусы действительно побеждают в нелёгкой борьбе.

Ещё больше интересных примеров использования магии (и хороших книг о ней) — в нашем материале.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована