Образование
#статьи

Необычная практика: «Сладкая дорога» и пузыри для внутренней, а не внешней мотивации

Американские педагоги выбрали мастерство вместо оценок и пытаются сделать так, чтобы интересно было каждому ученику.

Оля Ежак для Skillbox Media

На стенах класса Бенджамина Сигела, преподавателя алгебры и геометрии одной из школ Бронкса, развешаны листы бумаги с надписями. А на листах стикеры — разноцветные сердечки, звёздочки и квадратики с именами учеников. Так выглядит «Сладкая дорога» (на англ. — Candy Land Pass).

Она предназначена совсем не для малышей, как можно было бы подумать, а для старшеклассников. На листах написаны темы, которые ученик должен выучить и понять, а также задания, которые ему надо выполнить (например, тест или контрольная работа). Каждый перемещает свой стикер по станциям-заданиям, и таким образом следит, на каком этапе он находится, что ему предстоит и как продвигаются одноклассники.

По сути, это рейтинговая система оценивания, когда каждый ученик может сравнить личный прогресс с успехами других. И хотя исследования показывают, что подобные системы далеко не всегда эффективны в обучении, Сигел с этим не согласен.

«У детей есть иллюзия того, что именно они знают и на каком этапе находятся. Когда они в обычном классе, то чувствуют, что могут отсидеться на задней парте и научиться тому, что считают нужным. Они могут думать, что двигаются в том же темпе, что и их одноклассники. Такая система исключает это. Они видят, какую работу проделывают другие ребята и что они в чём-то отстают», — объясняет Сигел.

Педагог отмечает, что его учеников «Сладкая дорога» в основном вдохновляет: им хочется идти в ногу с успешными одноклассниками, они даже просят дополнительные задания, чтобы догнать лидеров.

А те, кто плетётся «в хвосте», начинают понимать, что действительно серьёзно отстали от остального класса, и некоторых из них это побуждает взяться за учёбу.

Фото: Syda Productions / Shutterstock

Что привело к «Сладкой дороге»

Методику, которую использует Сигел, можно обозначить как «перевёрнутое мастерство» (на англ. — flipped mastery). По большому счёту, это совмещение двух моделей:

  • Перевёрнутое обучение (на англ. — flipped learning) — то есть педагогический подход, при котором ученики самостоятельно осваивают теорию, а на уроках под присмотром учителя применяют её на практике и вместе обсуждают.
  • Обучение, основанное на мастерстве (на англ. — mastery based learning, mastery learning) — это способ обучения, который позволяет каждому учиться в подходящем темпе. Задача обучающегося — не просто зазубрить какой-то материал, а вникнуть, внимательно изучить и уметь применить свои знания. Особенность такого способа в том, что пройти новую тему можно только после освоения предыдущей, бежать «галопом по Европам», как в обычных школьных программах, не получится. Скорость же обучения зависит только от желания, мотивации и способностей ученика.

Возможно, описание кажется сложноватым, но в реальности это довольно простой процесс из нескольких шагов:

  • Подростки смотрят заранее записанные видеоуроки (их готовит сам Сигел). Они опубликованы на внутришкольном сайте.
  • После этого они выполняют упражнения или разбираются в предложенных им проблемах.
  • В процессе ребята получают персональные консультации педагога и его поддержку. Здесь стоит отметить, что система рассчитана на классы по 22–28 учеников (правда, у Сигела есть и помощник).
  • Освоив тему, школьники проходят небольшие проверки и «мастерский тест», если понимают, что уже поняли материал и готовы применить свои знания.
  • Если они успешно сдали тест, то могут переходить к следующей теме, а если провалились — придётся выполнить новые задания, прежде чем ещё раз проходить тест.

«Ты либо знаешь, либо всё ещё учишься, как что-то делать, середины здесь быть не может», — подчёркивает Сигел.

Стоит отметить и ещё одну особенность: обучение, основанное на мастерстве, предполагает изменение подхода к оцениванию. Конечно, здесь есть и тесты, и домашки. Но «Сладкая дорога» нужна как раз для того, чтобы ученик концентрировался на образовательном процессе, личном прогрессе, а не на том, как бы заработать законную тройку и спать спокойно.

Как теорию дополнили практические фишки

«Сладкая дорога» — не единственная находка Сигела. В работе с подростками он использует несколько интересных инструментов.

Примерно 30 минут каждого урока отводятся на групповую работу — это важный этап «перевёрнутой» части обучения. Ребята помогают друг другу, поддерживают, обсуждают какую-то тему или решение задачи. А ещё Сигел даёт им игровые задания, например, игру «Лопни пузырь» (на англ. — Pop the Bubble). Вот как она устроена:

  • Ученики делятся на небольшие команды (группы от двух до четырёх человек).
  • У каждой команды есть пять пузырей. На доске педагог пишет название команды и рисует круги-пузыри.
  • Ученикам задаются вопросы, ответить на которые нужно за две минуты. Для этого Сигел и его коллеги используют платформу Kahoot! с групповыми викторинами для школьников. Обычно такую викторину или тест выводят на общий экран, каждый ученик отвечает на вопросы с несколькими вариантами ответов на своих устройствах (в классе Сигела у ребят есть планшеты).
  • Если команда ответила правильно — она может «лопнуть пузырь» одной из команд-соперников, то есть учитель стирает его с доски.
  • Побеждает та команда, у которой осталось больше всех пузырей.

Игру, с одной стороны, нельзя назвать совсем уж справедливой: сам же Сигел отмечает, что пузыри отличников «лопают» первыми. Но именно это и делает её привлекательной и популярной — ведь у хорошистов и даже отстающих появляется шанс выиграть, а исход невозможно предсказать.

Ещё одна фишка Сигела называется Scholar Dollars, на русский язык перевести это можно как «учебные доллары». Если школьник успешно сдал промежуточный тест, он получает пять таких долларов, «мастерский тест» стоит 15 долларов. Иногда система меняется, и за одно занятие можно получить немало школьной валюты.

«На эти деньги ребята могут купить сладости, школьные принадлежности. У нас есть и „здоровые“ опции, но школьники не очень-то любят их покупать», — объясняет Сигел.

Он добавляет, что даже в перевёрнутом обучении процесс может превратиться в рутину, так что небольшое вознаграждение — просто один из способов мотивировать учеников. Самая дорогостоящая опция в «меню» преподавателя по математике — пицца, она стоит 200 учебных долларов.

Фото: DGLimages / Shutterstock

Как ещё используют «Сладкую дорогу»

Идея Сигела понравилась канадской учительнице математики Лорен Турбер. Она хотела по-настоящему вдохновить детей, чтобы они перестали считать результатом обучения свои годовые оценки. Поэтому Турбер изменила стандартную систему на более эффективную альтернативу и адаптировала её для учеников помладше.

Она поняла, что в начальной школе ученики в получении знаний полагались исключительно на своего учителя, поэтому потребуется время и усилия, чтобы развить их исполнительные функции (на англ. — executive functions) — то есть научить независимости, самоконтролю и умению организовывать процесс обучения. Поэтому программу Турбер построила на основе простой системы, которую назвала WARP:

  • Работай по-своему (Work your way). Ученики самостоятельно начинают работу над учебной задачей: смотрят видео с теорией, читают конспект и получают подсказки учителя.
  • Оцени своё обучение (Assess your learning). Школьники должны понять и самостоятельно оценить, насколько хорошо они овладели тем или иным навыком.
  • Поразмышляй над своим прогрессом (Reflect on your growth). Детям предстоит подумать, действительно ли с приобретением новых знаний их способности изменились.
  • Планируй следующие шаги (Plan your next steps). Ученики оценивают, какие действия предстоит предпринять в дальнейшем и как достичь поставленных целей.

По этой системе каждую тему Турбер делит на четыре блока: теория, практика, проверка и рефлексия. Процесс организован так:

  • Школьники получают теоретические знания. Турбер использует записанные видеоуроки, которые называет «учителем-клоном». Преимущество подхода в том, что у учеников есть постоянный доступ к теории и возможность вернуться к объяснениям.
  • Следом идёт практика и проверка. Ученики выполняют упражнения и проверяют свои знания с помощью тестов и онлайн-опросов. Оценка за это ставится, но только на первых этапах обучения — в дальнейшем такая проверка заменяется на решение задачек-проблем и паззлы.
  • Последний этап — рефлексия. Турбер призывает детей самостоятельно оценить, всё ли они поняли из пройденной темы, какие проблемы у них возникли.

Ребёнок может перейти к новой теме только после завершения всех блоков предыдущей.

Чтобы мотивировать детей, Турбер создала дорогу по типу Сигела, но при этом она вдохновлялась видеоиграми, так что её станции-этапы куда более креативные. В дальнейшем творческая учительница адаптировала дорогу ещё и с учётом модели внутренней мотивации RAMP, которая предполагает четыре основных типа игроков:

  • социализаторы;
  • «свободные духом»;
  • карьеристы;
  • филантропы.

Игра интересна тогда, когда в ней есть привлекательные элементы для каждого типа игроков-учеников, решила Турбер. Например, для детей-социализаторов она добавила возможность дружеских соревнований, а для школьников-карьеристов этапы обучения превратились в игровые «уровни». «Свободные духом» получили возможность делать креативные проекты, а филантропы — решать задачи, связанные с реальным миром и, конечно, помогать другим ученикам по тем темам, которые уже освоили. Каждый мог найти что-то для себя, получить удовольствие от процесса, но главное преимущество внутренней мотивации — обучение ради обучения, а не в погоне за наградой.

«Я обнаружила, что у моих учеников было достаточно навыков в рамках исполнительных функций, которые я от них просила. Мне просто нужно было использовать правильный язык, чтобы достучаться до них», — объяснила педагог.

Систему выставления финальных оценок Турбер тоже изменила: сначала использовала тесты, причём ученики, которые завершали свой путь обучения раньше положенного срока, получали бонус — могли самостоятельно выбрать день для тестирования. Затем Турбер в принципе отказалась от тестов и перешла на задания, которые демонстрировали полученные школьниками навыки — это позволило получать принципиально иную обратную связь.


Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована