Образование
#статьи

Необычная практика: как используют рисование во время нехудожественных занятий

Это полезно как в образовании детей, так и взрослых. Объясняем, почему стоит поощрять рисование на лекции, например, по истории или физике.

Оля Ежак для Skillbox Media

Цветочки, скандинавские узоры-косички, чёртики, сердечки и штрихи — стандартные украшения тетрадей, блокнотов и ежедневников. Рисованием во время серьёзных уроков и лекций балуются и школьники, и студенты, и взрослые. Некоторые «облагораживают» портреты Пушкина в учебниках, а то и занимаются творчеством прямо на партах. Да и сам Пушкин на полях рисовал!

Казалось бы, такой «вандализм» можно лишь порицать — только тетради с партами портит да от занятий отвлекает. Но многие прогрессивные педагоги, а вместе с ними и учёные, призывают использовать любовь к незатейливым рисункам в образовательных целях. Для этого есть несколько техник, например дудлинг, скриббинг, скетчноутинг. Разберёмся, что это такое и как с этим работать.

Почему для учёбы стоит рисовать

Объяснить этот феномен проще всего на дудлинге. Дудлинг (doodling) — фактически машинальное рисование, а дудл (doodle) — незамысловатый рисунок, закорючка. Представьте, что вы слушаете длинную лекцию и в это время «на автомате» рисуете те самые сердечки, чёрточки и квадратики, рожицы — это и есть дудлы. Их, кстати, не стоит путать с друдлами, то есть визуальными загадками, хотя их в обучении тоже используют.

Удивительно, но дудлы помогают сконцентрироваться и лучше запоминать получаемую информацию. В 2009 году профессор Плимутского университета Джеки Андраде провела эксперимент, чтобы подтвердить эту теорию. Участие в нём приняли 40 человек, все они собирались идти домой после другого эксперимента, поэтому были достаточно уставшими и уже не так хорошо могли воспринимать информацию.

Исследовательница попросила их послушать небольшое, но очень монотонное сообщение о подготовке вечеринки и записать имена людей, которые на неё пойдут. При этом часть волонтёров заштриховывали квадраты и круги на листке, который им выдали. После окончания эксперимента исследователь провела минутную беседу с каждым участником, а после попросила вспомнить имена, которые были им записаны. Оказалось, что рисовавшие запомнили на 29% больше, чем те, кто делал обычные заметки.

Спустя почти десять лет учёные из Ирана также решили провести эксперимент с дудлами, но уже с подростками — девочками в возрасте 12–13 лет, которые учились в одной из иранских школ. В рамках десяти занятий по естественным наукам школьницам предложили рисовать по желанию во время теоретической части. После первого такого урока исследователи выбрали 27 девочек для экспериментальной группы, в которой рисовали на занятиях, и ещё 27 для контрольной группы. Их результаты оценивали с помощью тестов на каждом уроке. В результате выяснилось, что девочки, которые рисовали, запоминали материал лучше тех, кто просто слушал учителя.

Похожее исследование провели и в одной из школ Техаса (США), но уже на уроках истории. Участие в нём приняли 39 старшеклассников в возрасте 16–17 лет. Их разделили на три группы:

  • Первой на занятии выдавали специальный лист с уже готовыми рисунками (например, звёздами, сердцами, кругами и квадратами). Нужно было их закрашивать, то есть подростки пользовались «структурированным дудлингом».
  • Вторая группа получила обычные листы А4, на которых могла рисовать что угодно.
  • Третья, контрольная, группа занималась в привычном режиме, не прибегая к дудлингу.
Фото: Estée Janssens / Unsplash

Все участники слушали обычные лекции по 45–60 минут, а результаты — их способность запоминать услышанное и «не уплывать» во время урока — оценивались с помощью письменного опроса.

«Результаты показали значительную разницу в оценках между контрольной группой и экспериментальными: те, кто занимался как структурированным, так и неструктурированным дудлингом, продемонстрировали оценки выше, при этом первая группа, использовавшая структурированный дудлинг, получила самые высокие результаты», — говорится в исследовании.

При этом 82% школьников из экспериментальных групп подтвердили, что отвлекались реже, чем на обычных уроках. И 79,5% отметили, что дудлинг помог им лучше запоминать материал. Исследователи считают, что такой эффект объясняется достаточно просто: механическое рисование помогает избавить человека от скуки и «дневных мечтаний».

«Когда вам скучно, реакция „бей или беги“ сделает всё возможное, чтобы вы оставались начеку. Рисование может быть последней попыткой бодрствовать и сконцентрироваться. Рисование не даёт вам заснуть или сидеть с отсутствующим взглядом, когда ваш мозг уже отключился. Разрешение на „свободное рисование“ даёт вашему мозгу ещё некоторое время „оставаться на связи“», — объясняет профессор Медицинской школы Гарварда Шрини Пиллэй.

Правда, есть и исследования, которые не подтверждают пользу рисования для избавления от скуки и лучшего запоминания, так что насчёт этого полезного эффекта вопрос пока спорный. Однако известно, что благодаря спонтанному рисованию снижается уровень тревоги, а значит, проще сосредоточиться на восприятии и запоминании чего-то нового. Учёные доказали, что даже самые простые рисунки, как и другие виды занятий искусством, помогают снизить уровень кортизола, «гормона стресса».

Как в одной школе разрешили рисовать на партах

На пользу дудлинга обращают внимание не только учёные. Так, в 2016 году директор одной из средних школ Нью-Йорка Эндрю Касэль начал заменять обычные парты столами с досками для рисования. За два года он переоборудовал 12 классов из 30. Ученики, конечно, не просто их разрисовывали: под присмотром учителя они делали заметки и скетчи на уроках, работали над совместными проектами в группах. Касэль отметил, что возможность рисовать на партах-досках нравится школьникам, а совместная работа и похвала от педагога, которому хорошо видны все сделанные в классе записи, дополнительно их мотивируют.

Как рисовать с учебной пользой

Для этого в образовании применяют две техники — скетчноутинг (sketchnoting) и скрайбинг (scribing). По своей сути они очень похожи: это способ записи информации с помощью визуализации, то есть с использованием символов, рисунков и слов. Но есть и различия.

СкрайбингСкетчноутинг
Используется в профессиональной среде.Используется в основном для личных заметок.
Фиксация идей или встречи
в реальном времени.
Фиксация мыслей, информации
с помощью скетчей.
Рисуют на большом листе бумаги или доске.Рисуют в обычном блокноте или тетради.

Скрайбинг часто используют, например, спикеры на конференциях или во время рабочих совещаний, чтобы быстро доносить суть своих докладов с помощью системы визуальных образов и отдельных слов. В образовании такой инструмент поможет именно педагогу — чтобы в процессе урока визуализировать на доске предложенные учениками идеи или ответы. А вот самим школьникам для работы больше подойдет скетчноутинг.

Фото: Luigi Mengato / Flickr

Скетчноутинг для детей

Американский преподаватель по математике и художественному мастерству Рэйчел Смит, которая сегодня работает графическим фасилитатором, рассказывала, что, когда она была школьницей, учителя ругали её за записи с помощью рисунков. Они были уверены, что Смит плохо слушает и запоминает урок, если рисует в процессе — и даже заставляли её вставать перед всем классом, чтобы пристыдить «нерадивую» ученицу. А она, наоборот, прекрасно запоминала сказанное на уроке и впоследствии собрала собственную «библиотеку» символов, которые помогали ей «кодировать» информацию и «доставать» её из памяти в нужный момент.

«Рисование помогает студентам создать персональные визуальные заметки, на которые они помогут посмотреть позже и воспроизвести услышанную историю. Когда педагог учит, на самом деле он рассказывает историю о том, что его увлекает. Когда школьник создаёт рисованные заметки, то визуализирует эту историю. Главное, чтобы рисунки можно было создать быстро и просто», — говорит Смит.

Если быстро создавать их не выходит, а у рисующего есть конкретная концепция, которую непросто перенести на бумагу сразу же, — для рисунка можно оставить место и вернуться к нему позже. Даже такой «пропуск» поможет запомнить информацию, объясняет Смит. Но если полностью «погрузиться» в художественный процесс, то внимательно слушать уже не получится.

В России учёная из СПбГУ Валентина Браташ провела собственное исследование: скетчноутинг она использовала для литературной мастерской в образовательном центре «Сириус» и на занятиях по литературе в петербургской школе №92. В общей сложности в её эксперименте приняли участие 533 российских школьника.

Например, на диагностическом этапе исследования ученикам «Сириуса» показывали скетчи, отражающие три темы: биографии русских писателей, классические литературные произведения и общелитературные темы. Ребятам предложили посмотреть на визуальные заметки, проанализировать их и обсудить в группе. По откликам школьников было сделано несколько выводов:

  • Необычный формат изложения темы привлекал их внимание и заинтересовывал изображаемым произведением.
  • Возникала сложность в интерпретации такого «текста», поэтому была необходима помощь педагога.
  • Заметки в формате скетчноутинга могли бы стать хорошим отражением плана занятия или конспектом.

На экспериментальном этапе школьники в ходе внеурочных занятий по литературе сами делали визуальные заметки, при этом они изучали, как именно можно структурировать такой вид текста, как создавать визуальные метафоры, а также основы рисунка. В итоге часть учеников стала на постоянной основе прибегать к скетчноутингу на основных занятиях как в школе, так и позже в университете. По результатам исследования Браташ отметила, что скетчноутинг приносит значительную пользу для образовательного процесса. Однако применять инструмент можно с оговорками.

«Чтобы использовать скетчи во время урока, учителю необходима дополнительная подготовка. Педагогу важно понимать, что создание скетчей — это альтернатива, которую могут предпочесть не все дети. Поэтому продумывая логику представления формата, стоит сделать акцент на альтернативности инструмента. При знакомстве с порядком работы с таким текстом необходимо объяснить школьникам, как читать визуальную заметку (читать можно не только текст, но и визуальные элементы) и понимать, что скетч не является заменой линейному тексту. По этой причине при разворачивании скетча подразумевается привлечение ребёнком разных источников», — объяснила исследовательница.

Кстати, скетчноутинг используют и в обучении детей с особыми потребностями. Например, своим опытом с изданием Kqed поделилась Кэрри Баукум (она педагог и автор книги «Карандаш заставил меня сделать это»). Кэрри преподавала для детей с разным видом проблем — от речевых особенностей до расстройства поведения. Однажды она говорила с учениками об одном из рассказов Эдгара По и попросила их представить, что они видят, — но они молчали. Тогда педагог стала рисовать то, что представляла сама, прямо на страницах книги, а школьники честно повторили за ней это действие. Так повторялось на нескольких уроках, пока один из учеников не решил нарисовать собственную картинку, а его примеру последовали одноклассники.

Баукум рассказывает, что постепенно ребята стали визуализировать свои идеи или восприятие материала. Даже если изображение на первый взгляд не имело ничего общего с тем, что ученик изучал, — главное, чтобы он сам мог объяснить связь нарисованного с изучаемым. Визуализация, отмечает педагог, помогла ребятам лучше запоминать, внимательнее слушать и чувствовать себя увереннее.

Скетчноутинг для взрослых

Скетчноутинг прекрасно вписывается и в концепцию непрерывного обучения. Так, директор Центра нейтронных исследований Национального института стандартов и технологий (NIST Center for Neutron Research) из США Роб Димео решил использовать эту технику, чтобы лучше понимать и запоминать объяснения учёных — сотрудников ведомства. В течение года он «зарисовывал» каждую презентацию, встречу и даже прочитанную книгу. И если поначалу скетчи давались ему довольно тяжело, то чем дольше он рисовал — тем проще было вести записи в таком формате. Теперь они похожи на произведения современного искусства, и на них может посмотреть любой желающий.

«Самая тяжелая часть — слушать внимательно и осмыслять информацию, пока ты ведёшь записи, но это и становится самым полезным навыком, стоит только преодолеть дискомфорт. Этот процесс превращает тебя из пассивного слушателя в активного и вовлечённого», — считает Димео.

Кстати, скетчинг послужил вдохновением для выставки с участием нобелевских лауреатов, её целью была популяризация науки. Знаменитые учёные позировали фотографу Волкеру Стегеру с рисунком, отражающим суть их изобретения.

Почему не нужно бояться скетчей

На пути использования скетчноутинга стоит только страх перед рисованием: «У всех такие красивые заметки, а я могу только „точка-точка-огуречик“». В своём выступлении британский педагог и автор книги «Искусство бизнес-коммуникации» Грэхэм Шоу наглядно демонстрирует, почему бояться этого не стоит.

«Люди говорят: „Скетчинг — отличная идея, но я ведь не умею рисовать!“ Но я верю, что каждый может рисовать и достаточно хорошо, чтобы сделать обучение запоминающимся», — подчёркивает Шоу.

Рэйчел Смит приводит простейший алгоритм для тех, кто хочет создавать свои визуальные заметки. Его вполне можно использовать, чтобы научить скетчноутингу учеников.

1. Выберите подходящие инструменты. Это могут быть карандаш и бумага, ручка и блокнот, планшет или телефон, главное — чтобы работать было комфортно. Поэтому пусть это будет что-то простое и понятное: например, если приложения для скетчей вам не знакомы, то попытка найти в них нужную функцию приведёт только к раздражению. Но даже со знакомыми инструментами нужно заранее потренироваться.

2. Создайте свою библиотеку визуальных элементов. Это могут быть самые простые иконки: домики, человечки, даже обычные лампочки — всё, что упростит как сам процесс записи, так и дальнейшее восприятие материала. Это тоже лучше сделать заранее, чтобы можно было сосредоточиться на происходящем.

Смит приводит такой пример: предположим, вы записываете лекцию в обычном текстовом формате, но ведь сделать это трудно, если в процессе вы будете придумывать новый язык для записи. Простые визуальные элементы будут своеобразным готовым словарём.

3. Практикуйтесь в том, как отражать основную суть материала. В этом помогут детали. Рисунки в скетчноутинге могут быть самыми простыми — теми же закорючками из дудлинга, но их можно дополнять. Например, если в вашей библиотеке визуальных экспериментов есть человечек, то выражение его лица может быть разным (его, опять же, можно отражать в виде черточки и двух точек). Предположим, вам нужно изобразить исторический факт: гнев царя Петра I на его сына Алексея — и на человечке появится корона, а на лице его будет «перевёрнутая» улыбка. Другой пример: вы делаете заметки на инструктаже по пожарной безопасности — тогда в круге-гидранте появится спираль, а круглая кнопка тревоги будет закрашена красным цветом.


Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована