Образование
#статьи

Необычная практика: как в зарубежных школах появились программы по скейтбордингу

Подростки, которые катаются на досках возле школы, могут стать лучшими её учениками — это уже осознали в разных странах. И стали действовать!

Катя Павловская для Skillbox Media

Скандинавы известны своими необычными (и очень эффективными) подходами к образованию. И им ещё есть чем удивить. В сентябре 2021 года в городе Тампере открыли первую в Финляндии школьную программу по скейтбордингу.

Действует она в общеобразовательной школе Sammon со спортивным уклоном. Но спортивными дисциплинами дело не ограничивается. В программу также включены аудиовизуальные коммуникации, организация мероприятий, обучение фотографии и операторскому мастерству. Не последнее место занимает и мода.

«Скейтбордисты всегда были на передовой инновационных модных трендов, и спустя пару лет после того, как они что-то придумали и попробовали, эти тренды можно увидеть на витринах обычных магазинов», — объяснил педагог финской школы Тиму Грёнлунд в комментарии изданию Yle.

Тиму — учитель по биологии и географии, а ещё он возглавляет ассоциацию скейтбордистов в Тампере, которая ставит своей целью продвижение этого вида спорта и DIY-культуры. Именно он является координатором новой программы в Sammon и признаётся, что нововведение стало исполнением его мечты. Школьники, кажется, тоже довольны: в коротких интервью для Yle они отметили, что им важно совмещать спорт и обучение.

Кадр: фильм «Скейт-кухня»

Программа, кстати, не была инициативой одной лишь школы. Она подготовлена с помощью городских властей, финского Олимпийского комитета (скейтбординг — олимпийский вид спорта) и Академии спорта Тампере.

Без поддержки подготовить новое направление вряд ли удалось бы: переоборудование школы обошлось в 1,1 млн евро, сообщал Йорма Суонио, руководитель среднего образования в Тампере. Однако, по его мнению, программа принесёт пользу, ведь позволяет городу предложить школьникам не только современное образование, но и место, где они могут реализовать свои навыки и интересы.

Где ещё используют скейтбординг в обучении

Идея создать такую программу не нова — но опять же для скандинавов. В далёком 2006 году в шведском городе Мальмё построили школу прямо на территории скейт-парка, программы там были соответствующие.

Как шведы к этому пришли? В конце XX века Мальмё переживал не лучшие времена: индустриальные предприятия закрывались, инвестиций в развитие практически не было, возрастал уровень преступности. Один из местных жителей, увлекавшийся скейтбордингом, решил изменить ситуацию и построить скейт-парк, который стал самым большим в Европе. Он получил название Bryggeriets и стал привлекать множество уличных спортсменов. А спустя некоторое время регулярный посетитель этого скейт-парка Понтус Алв снял фильм о скейт-культуре в Мальмё, которая, как выяснилось, может по разнообразию посостязаться с другими крупными скейт-хабами, такими как Калифорния.

Картина The Strongest of The Strange («Самые сильные среди странных») принесла городку мировую славу, и туда потянулись скейтбордисты со всей планеты. Городские власти решили поддержать инициативу и стали активно устанавливать оборудование для спортсменов по всему городу. Финальным шагом этого преображения и стало открытие школы, названной по имени скейт-парка — Bryggeriets Gymnasium.

Обучение там, конечно, включает не только тренировки по скейтбордингу, но и обычную школьную программу — с поправкой на спортивную культуру. А культура эта многообразна: она традиционно подразумевает занятия искусством, фотографию, организацию различных фестивалей и разработку арт-проектов. Ключевые возможности, которые даёт такая школа, кроются в прокачке мягких навыков. Скейтеры, которым приходится много трудиться над заучиванием и практикой новых трюков, развивают целеустремлённость, готовность покорять всё новые — и куда более крупные — вершины.

Схожие инициативы стали появляться и в других странах. Например, в Лос-Анджелесе работает программа Skate-4-Education — она открылась не где-нибудь, а в скейт-магазине. Дети 8–18 лет приходят туда делать домашние задания, участвуют в мастер-классах по видеографии и искусству, а также придумывают креативные логотипы и принты для товаров. Привлекает школьников, конечно, возможность покататься, а чтобы её получить, приходится делать домашки и показывать их местным тренерам-волонтёрам.

Для Калифорнии, которую во многом можно назвать родиной скейт-культуры, эта инициатива не единственная. Здесь находится множество скейт-парков, а школы используют скейтбординг как дополнительный командный вид спорта и иногда даже спонсируют такие программы. Впрочем, не все учебные учреждения США на это готовы — например, одна из школ в городе Нэшвилл (штат Индиана) запретила детям кататься на своей территории. Тогда ученики решили открыть собственный скейт-парк.

Кадр: сериал «Студия 30»

Кстати, в России такие инициативы у ребят тоже есть. Например, подростки из Екатеринбурга искали для площадки спонсоров. А вот в Алапаевске местные школьники используют не совсем подходящее для катания место — парк Победы, где расположен монумент защитникам Родины. «Удачная» конструкция памятника привлекает молодых спортсменов, что вызывает бурю негодования у местных жителей и ветеранов. Скейт-парк в городе тоже есть, просто территория выбрана для него была неудобная — далеко от центра. Теперь власти хотят построить ещё одну скейт-площадку с более привлекательным для детей расположением.

Почему скейтбординг важен для софт-скиллов (без которых теперь никуда)

В 2019 году в США впервые провели широкомасштабное исследование The Beyond the Board, посвящённое скейтбордингу. Спонсировал его Фонд Тони Хоука — легендарного американского скейтера, а проводили исследование специалисты из Университета Южной Калифорнии (USC). Оно включало опрос более пяти тысяч скейтбордистов в возрасте 13–25 лет, а также интервью со 120 знаменитыми представителями скейт-сообщества в семи городах США.

Частично исследование было направлено на то, чтобы развенчать мифы: традиционно скейтбордистов считали склонными нарушать правила, проявлять отклонения от социальных норм (например, заниматься вандализмом). Взгляд родителей и учителей обычно тоже негативный — катание на доске воспринимается ими как пустая трата времени.

Оказалось, что в реальности ребята-скейтеры развивают ключевые навыки XXI века, которые важны и для обучения, и для будущей карьеры. Например, у них отлично развито критическое мышление и умение решать проблемные ситуации, считают эксперты. А ещё они, в отличие от некатающихся сверстников, не боятся вызовов, нестандартно мыслят, проявляют креативность и умение работать в команде, говорят исследователи.

Вот как сами скейтбордисты оценили себя:

  • 74% готовы к вызовам, то есть не собираются бросать начатое на полпути из-за сложности;
  • 72% считают, что нестандартно мыслят;
  • 68% считают, что готовы к решению сложных проблем, нести ответственность за свои решения, а также делиться своими идеями с другими;
  • 59% готовы постоять за других;
  • 58% верят, что могут позитивно взаимодействовать со взрослыми;
  • 56% готовы взять на себя лидерство.

А ещё они воспринимают успех через призму общественного блага (и действительно, в одиночку скейт-парк построить сложно, а кататься — скучно!). С цифровыми навыками у них тоже всё хорошо:

  • 84% опрошенных учились новым трюкам благодаря интернету;
  • 68% могли отделить фейковую информацию от настоящей (это большая проблема для подростков, показывают другие исследования).

Как скейтбординг используют в обучении STEM-предметов

Это всё здорово, скажет читатель, а педагогу-то что с этим делать — самому на доску вставать, к директору бежать или призывать подростков к скейтбордингу? Нет, можно просто взять скейт и использовать его для обучения. Например:

  • В Университете Колорадо учителям предлагают задействовать скейт на уроках математики и физики, чтобы объяснить третий закон Ньютона и закон сохранения импульса (инструкция на английском языке, но можно воспользоваться переводчиком в браузере).
  • У Министерства образования Новой Зеландии тоже есть совет: на примере скейтбординга объяснять геометрию. Например, рассказать о положении, направлении и углах, а также показать пример соотнесения угла наклона с радиусом (инструкция на английском языке, но можно воспользоваться переводчиком в браузере).
  • Самый эффектный эксперимент по физике предлагает провести педагог и телеведущий Стивен Спенглер. Как насчёт скейтборда-ракеты, сделать который можно с помощью кока-колы и конфеток Mentos? Спецэффекты точно помогут детям запомнить законы Ньютона. Весь процесс на сайте Спенглера иллюстрирован, так что воспользоваться им может любой — но делать это нужно, конечно, на улице.
Научитесь: Школа с удовольствием: как научить ребёнка учиться Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована