Необычная практика: как учителя становятся фокусниками и волшебниками
Почему бы не облачиться в мантию, сделав указку волшебной палочкой? Оказывается, такие перевоплощения приносят реальную пользу.
Иллюстрация: Альберто Блинчиков для Skillbox Media
Некоторые педагоги убеждены: волшебство — отличный крючок, чтобы захватить внимание ученика и сделать обучение интереснее. Если принести в школьные классы и университетские аудитории элементы «сценической магии» — трюки и фокусы, уловки иллюзионистов и научные эксперименты, замаскированные под волшебство.
Зачем учителям волшебство
Учитель физики из Сингапура Мохамед Ашик использует магию, чтобы заинтересовать учеников своим предметом. О столь необычном способе привлечения внимания педагог узнал, когда проходил стажировку в Национальном институте образования Сингапура. Поступив на работу в школу, Ашик попробовал показывать магические уловки на уроках, и идея сработала: энтузиазм учеников на занятиях многократно возрос.
Теперь учитель периодически показывает школьникам трюки, эффект которых объясняется концепциями из физики.
Например, с помощью магнетизма заставляет «левитировать» волчок. Как правило, секрет трюка учитель не раскрывает до конца урока, а иногда переносит «разоблачение» на следующее занятие. Педагог утверждает: иногда ученики и сами додумываются до того, как работает фокус. «Это показывает, что уловка привлекла их внимание, и они думают о науке, которая за ней стоит. И если они правы, я понимаю, что они активно используют то, что я им преподаю», — говорит Мохамед Ашик.
При этом учитель старается не демонстрировать фокусы на уроках слишком часто и сочетает их с другими способами привлечения внимания — когда магии слишком много, она отвлекает учеников от изучения реальной науки. Кстати, за творческий подход к преподаванию Ашик получил премию «Выдающаяся молодёжь в образовании» от сингапурского Министерства образования.
Идеи Ашика разделяет и его коллега из Великобритании, учитель Адриан Аллан. На уроках он также показывает ученикам фокусы и трюки и таким образом знакомит их с основами химии.
Аллан давно увлёкся фокусами, а став учителем, принёс своё увлечение в класс. С помощью бумажных стаканчиков, монеток, игральных карт и других простых и знакомых всем предметов он наглядно объясняет, как работает химическая наука.
Например, в арсенале учителя есть фокус: в непрозрачную пластиковую чашку он наливает воду. а затем переворачивает чашку вверх дном и… ничего не происходит, вода не выливается. Секрет в помещённом в стакан гидрогеле, который впитывает воду и остаётся на дне при переворачивании. Этот трюк Адриан Аллан использует, когда объясняет школьникам тему «Полимеры и молекулы».
В 2019 году Адриан Аллан выступил на научном фестивале Science on Stage и объяснил, как использовать его технику в обучении. По мнению педагога, элементы волшебства на занятиях не только заинтересовывают учеников наукой, но и помогают им развивать и улучшать коммуникативные навыки и уверенность в себе.
О позитивном влиянии таких занятий с фокусами на уверенность и общительность учеников говорил и британский профессор психологии Ричард Уайзман. Издание The Guardian рассказывало об исследовании, которое Уайзман провёл в двух английских школах при участии 50 учащихся начальных классов: он сравнивал эффект от «волшебного урока» с результатами стандартного урока по личному, социальному и медицинскому просвещению PSHE.
В начале исследования каждый ребёнок выполнил стандартные тесты на измерение показателей социальных навыков и самооценки, а учителя дали оценку их коммуникабельности и уверенности. В одной школе с детьми сначала провели стандартный урок PSHE (в него входили упражнения, связанные с осознанием эмоций: например, написать текст о вещах, которые доставляют ребёнку радость). Через две недели урок повторили, а затем провели с классом занятие по обучению фокусам. Один трюк «волшебным образом» восстанавливал верёвку, разрезанную пополам, а второй — показывал, как читать мысли. Детей попросили показать трюки семье и друзьям. Ещё через две недели исследователь провёл итоговые измерения самооценки и коммуникабельности.
Во второй школе дети получили точно такие же уроки, но в обратном порядке: сначала с ними занимались фокусами, а уже потом по стандартным программам PSHE. Результаты показали, что после «волшебного урока» дети были значительно общительнее и увереннее, а сами школьники оценили эти занятия как намного более приятные.
«Демонстрация и обучение детей „магическим“ трюкам поощряет такие навыки, как самодисциплина (если вы не практикуете свои „магические“ навыки, то потерпите неудачу) и критическое мышление. Это также помогает детям принимать точку зрения другого человека и думать о том, как он себя чувствует», — утверждает Ричард Уайзман.
Как фокусники помогают школам
О пользе фокусов в образовании говорят не только учителя, но и иллюзионисты. Так, в 2009 году профессиональный американский фокусник Брайан Дэниел придумал и запустил Teach By Magic — проект для учителей начальной и средней школы, библиотекарей и всех, кто так или иначе связан с обучением и хотел бы повлиять на внимание и успеваемость учащихся. Заинтересованные преподаватели могли оформить подписку и получить доступ к библиотеке простых трюков и фокусов, которые можно легко использовать на уроках, чтобы сделать занятия более увлекательными и запоминающимися.
Со временем Дэниел закрыл проект и объединил усилия с двумя другими опытными и известными фокусниками Майклом Аммаром и Майклом Розандером для реализации новой идеи. Вместе они запустили проект Discover Magic. На официальном сайте говорится, что это «не просто программа обучения магии… Это курс жизненных навыков, искусно замаскированный под уроки магии».
По факту Discover Magic — это проект, обучающий детей фокусам и трюкам. Но через них, уверяют создатели, дети учатся коммуницировать и развивают социальные навыки, преодолевают стеснительность и становятся увереннее в себе.
И что, теперь всем учителям срочно осваивать фокусы?
Чтобы привнести в уроки нотку волшебства и сделать их интереснее, необязательно разучивать какие-то трюки. Правильный антураж можно создать с помощью «реквизита». Например, преподаватель химии из Екатеринбурга Вячеслав Стебеньков просто проводит свои уроки в мантии волшебника. Вроде бы мелочь, но она, считает учитель, помогает ученикам увидеть в обыденном настоящую магию.
В студенчестве Вячеслав работал аниматором и участвовал в различных шоу, а став педагогом, решил перенести этот опыт в работу со школьниками. Теперь на занятиях он носит форму ученика факультета Слизерин из мира Гарри Поттера, а сами уроки подаёт как маленькое шоу, показывая детям эксперименты с «зельями» в пробирке.
«Я давно уже понял, что во время уроков все преподаватели испытывают очень сильную конкуренцию со стороны различных других источников информации. Это, на самом деле, очень сильно внимание детей отвлекает. Можно сказать, что в какой-то мере система образования подвергается этой конкуренции. Моей задачей стояло не только преподать предмет качественно, но ещё и держать внимание детей к предмету, к тому, что я рассказываю», — объяснял учитель в эфире радиостанции «Москва FM».
Это, конечно, не единственный педагог, который использует любовь учеников к истории о мальчике-волшебнике на занятиях. Так, учительница естествознания из американского штата Колорадо Синди Колстон разработала учебную программу по генетике для семиклассников, опираясь на волшебный мир, созданный Джоан Роулинг.
Началось всё с того, что, как и многие её коллеги, Колстон столкнулась с необходимостью искать какие-то новые способы привлечения и удержания внимания школьников, потому что традиционные работали плохо. На одном из уроков она попробовала показать ребятам отрывки из фильмов о Гарри Поттере и обсудить особенности внешности или способности персонажей с точки зрения генетики.
Ребята настолько увлеклись и воодушевились, что учительница задумалась: не проводить ли ей такие занятия чаще? В итоге получился отдельный учебный курс. Колстон даже добавила тематический декор в оформление класса: повесила постеры с символикой Хогвартса и другими атрибутами из мира Гарри Поттера. А объяснять, как работает генетика, стала на примерах героев саги.
«Например, Гермиона — волшебница. А её родители — маглы. Поэтому наш главный вопрос на третьем занятии — выяснить, что же произошло с Гермионой», — объясняла Синди Колстон.
Преподавательница математики из средней школы штата Индиана Кейси Хилленбранд тоже использует «Гарри Поттера»: темы уроков она так или иначе связывает с книгами. Например, на уроке по теме «Дроби и десятичные дроби» Кейси накрывала парты крафтовой бумагой, чтобы они были похожи на деревянные столы в классе профессора зельеварения Снейпа, а также выдавала ученикам котлы и ингредиенты для приготовления «зелья». И конечно, список задачек — ведь это всё ещё был урок математики, хоть и походил на занятие для юных волшебников. Школьники решали задачи с дробями и узнавали, какое количество каждого из ингредиентов им нужно добавить в котёл, чтобы получить задуманное зелье.
Кроме того, как и Синди Колстон, Кейси Хилленбранд с помощью плакатов и различной атрибутики украсила в тематическом стиле классную комнату. Это решение она объясняет так: «Зачастую математика для многих учеников — предмет, который вызывает много стресса и нервозности. Поэтому, думаю, если они могут войти в класс и почувствовать, что они не в школе, хотя бы на несколько минут, это немало помогает им [расслабиться]». А ещё, считает учительница, такой подход — обучать ребят через их любимые книги и фильмы — помогает ей налаживать связь с учениками и лучше узнавать их как личностей.
Кстати, Гарри Поттер может быть полезен учителю не только, чтобы заинтересовать с его помощью учеников предметом, но и чтобы вдохновиться самому. По крайней мере, так считает Мелисса Джонсон, педагог из Вирджинии. Она опубликовала эссе, в котором разобрала стили преподавания учителей из Хогвартса — персонажей книг Джоан Роулинг — и сформулировала свои выводы о том, какие из описанных педагогических методов стоит взять на вооружение.
Например, пишет Джонсон, профессоры Макгонагалл, Люпин, Спейп и многие другие практикуют «активное обучение», то есть на их занятиях студенты чаще делают что-то (читают, пишут, дискутируют, ищут решения каких-либо проблем, практикуют новые заклинания), чем просто слушают. Профессоры Амбридж и Бинс, с другой стороны, строят свои уроки так, что они лишены какой бы то ни было практической составляющей, нагружены одной лишь нудной теорией, да и сама манера преподавания мало способствует вовлечению учеников. Преподаватель-привидение Бинс был настолько увлечён исключительно своими лекциями, что не заметил даже собственной смерти. При этом лекции он читает монотонным голосом, никак не поощряет студентов к критическому мышлению и даже не пытается запомнить их имена: всё это приводит к тому, что юные волшебники считают историю магии (предмет, который он ведёт) одним из скучнейших.
Джонсон разбирает сильные и слабые стороны учителей и то, как они влияют на учеников. Она отмечает, что на своих занятиях стремится использовать методы профессоров Люпина и Спраут, которые практикуют активное обучение, создают в классе доверительную и дружескую атмосферу, поощряют совместную деятельность учеников, стимулируют критическое мышление, используют подход решения проблем, верят, что все студенты способны учиться, и помогают поверить в это же и самим ученикам.