Образование
#статьи

Необычная практика: как цирковая педагогика помогает учителям наладить контакт с детьми

Рассказываем, как и чему учителя идут учиться в цирк.

Иллюстрация: Merry Mery для Skillbox Media

Как вы думаете, чему можно научиться в цирке? Стоять на голове, ходить по канату, показывать фокусы, жонглировать, заниматься эквилибристикой — скажете вы. Так и есть. Но это только внешняя сторона. А внутренняя — цирк учит выстраивать общение и доверие, верить в свои силы, понимать свои возможности, принимать решения. А ещё — использовать самые обычные вещи непредсказуемым образом, и это уже про креативность. Всё это полезно и детям, и их учителям.

Как учителя пришли учиться в цирк

О пользе цирка для школьников и преподавателей задумались довольно давно. И если за рубежом инициатива часто исходила от цирка, то в российской практике случилось наоборот: учителя сами пришли в цирк за помощью.

Именно так произошло в «Упсала-Цирке» — некоммерческом социальном проекте для тех, кого принято считать сложными подростками — «хулиганами», как говорят в самом цирке. Он стартовал в Петербурге в 2000 году с простой идеей: привлекать к искусству ребят из групп социального риска или тех, кто оказался в непростых жизненных обстоятельствах. Проблемы с поведением, трудности в школе и дома — такие дети на арене цирка расцветали и превращались в уверенных в себе артистов.

«У детей из групп социального риска много психологических и семейных проблем. Из-за этого возникает неуверенность в себе, агрессия. Они чувствуют себя лишними, им кажется, что от них все открещиваются. А в цирке ребята учатся делать крутые вещи, могут показать себя на сцене. И тут видят восхищённые взгляды, слышат аплодисменты взрослых, которые раньше от них отворачивались. Конечно, самоощущение меняется. Его подростки переносят в свою ежедневную жизнь. А она тоже меняется, потому что это не хобби, а ежедневные тренировки», — комментирует продакт-менеджер «Упсала-Цирка» Инна Сурина.

За 20 лет цирк приобрёл славу как в театральном мире («Золотая маска» за спектакль «Я — Басё!» тому подтверждение), так и в педагогическом. Ведь метаморфозы тех, кто совсем недавно считался грозой школы, не остались без внимания питерских учителей.

Фото: официальная страница «Упсала-Цирка» во «ВКонтакте»

«Если педагоги попадают на наши спектакли, то потом приводят своих учеников. Они хотят им показать, как ещё бывает, каким может быть цирк, каким может быть отношение к подросткам. А потом и к нам учителя приходили с вопросами — как вы это делаете? Почему они (дети. — Ред.) такие? Как нам сделать то же самое?» — рассказывает Инна Сурина.

Ответом на такой запрос стали интенсивы для педагогов, которые цирк запустил в 2015 году. Сначала их посещали профильные специалисты — руководители творческих студий и кружков. В основном из организаций дополнительного образования. Но постепенно подтянулись и обычные школьные «предметники». В основном, по наблюдениям тех, кто работает в «Упсала-Цирке», это учителя, которые стремятся к постоянному развитию и обогащению профессионального багажа. Возраст разный, от 25 до 50.

Чему учат педагогов в цирке

Очная двухнедельная программа цирка была своеобразной лабораторией. Участники по многу часов проводили в цирковом шатре: искали и создавали реквизит, занимались импровизацией, жонглированием, балансировкой — в общем, исследовали цирковой мир вместе с тренерами и театральными режиссёрами.

А попутно переосмысливали педагогическую практику вообще и собственный опыт в частности.

«Иногда люди даже плакали — и спрашивали: „Чем же я занимался всю жизнь?“ Всё упиралось в ориентацию на человека. Для „Упсала-Цирка“ важно ориентироваться на интересы детей и подростков, быть честным с ними, уважать и принимать их особенности. Ведь даже игру можно вести авторитарно. В похожих историях участники узнавали себя и свой стандартный подход. Они понимали, что честный диалог был невозможен в той ситуации, которую они сами создавали», — рассказывает Инна Сурина.

Использовать цирковые приёмы можно по-разному: например, с детьми помладше — в качестве небольшой разминки перед уроком, с детьми постарше — в качестве необычного совместного занятия. Некоторые креативные педагоги и даже вузовские преподаватели и так делают нечто похожее: придумывают оригинальные «подводки» для онлайн-уроков и показывают невероятные опыты на самих себе.

Главное преимущество цирковой практики — в возможности найти общий язык с детьми разного возраста, считают в цирке. Причём язык этот может быть и без слов — через пластику и даже удивление. И если взрослым приходится объяснять, как это возможно, то дети легко понимают такое взаимодействие интуитивно. «Мы за то, чтобы добавлять везде ощущение игры, а цирк — просто хороший для этого инструмент», — говорит Инна.

Впрочем, для взрослых тоже есть значительная польза. Учителя рассказывают цирковым тренерам: невозможно тревожиться и жонглировать одновременно. Поэтому во время учёбы все проблемы как бы отходят на второй план.

«Мы за перестройку головы с помощью тела. Это как в йоге: ты понял, что можешь расслабиться в неудобной позе, а через полгода оказывается, что ты можешь в любой психологически сложной ситуации ощущать спокойствие», — объясняет Инна Сурина.

Хотя цирку хотелось поделиться наработками с как можно большим числом специалистов, масштабировать очную программу было бы сложно: сказывалась и сама структура, и интенсивность, и географическая привязка.

Тогда в «Упсала-Цирке» решили перейти в онлайн — и в 2021 году там собрали курс «Инструменты цирковой педагогики» для учителей. Проще говоря, выжимку из очного курса с полезными и увлекательными фишками, которым легко научиться и обучить детей.

«Понятно, что невозможно всех научить делать сальто или другие сложные трюки. А вот простые приёмы вроде жонглирования — пригодятся и всем педагогам, и вообще специалистам, работающим с детьми. Они дают возможность, например, быстро переключить ребёнка в случае конфликта, научить детей слушать друг друга, удивить, изменить атмосферу», — рассказывает Инна.

Среди полезных инструментов, конечно, не только жонглирование, но и, например, фокусы, упражнения с мелкими предметами на поиск баланса. А ещё в цирке учат «сонастройке» — для этого есть упражнения, которые помогают предугадывать движения и подстраховывать друг друга от ошибок.

Почему цирк для учителей — не только весело, но ещё и сложно

Конечно, учиться цирковым приёмам — задача не самая простая. И дело не столько в самом учебном процессе или расписании (оно не требует много времени: в цирке предлагают заниматься около десяти минут в день). Педагогам бывает трудно начать применять новые навыки в деле — то есть в классе, во время работы с детьми.

В «Упсала-Цирке» любят приводить пример одной своей слушательницы — учительницы из обычной школы. Её ученики были подростками 12–13 лет. Ну как им вдруг ни с того ни с сего начать показывать, например, жонглирование? В итоге она решила подойти к вопросу максимально естественно: на перемене взяла в руки мячики и рассказала ребятам, что проходит необычный цирковой курс, но дома ей не хватает времени на занятия, поэтому она попрактикуется в классе. А если кто-то хочет попробовать с ней — может присоединиться. Для желающих у учительницы тоже были заготовлены мячи.

«Она их не заставляла, просто сказала: „Я тут в уголке постою, потренируюсь“. И почти все они подключились — даже мячей не хватило. Мы часто рассказываем эту историю как пример. Дети очень хорошо реагируют на такие честные истории, если они используются естественно, без нажима. Это те же дети, которые до этого сидели на перемене в телефонах», — говорит Инна Сурина.

Впрочем, слишком настойчивые попытки заинтересовать детей цирком могут вызвать скорее раздражение, чем желание поучаствовать в процессе.

Как заметили в цирке, неуверенность в своих силах и стремление избежать неловкости для учителей — распространённая ситуация. Оказалось, что именно людям, которые учат, сложнее всего переучиваться и отходить от стандартных методик. И сделать это без искреннего интереса к цирку невозможно.

«Когда взрослые просто заменяют искренность и откровенность игрой, дети чувствуют подвох, могут даже мстить за это. Тогда ничего, конечно, не получится. А вот если учитель сам пришёл к мысли, что цирк — это здорово (а мы показываем, как здорово может быть), то он учится необычно взаимодействовать с разными предметами, и дети моментально включаются. Для начала их удивляет даже то, что взрослый — не скучный, а делает что-то удивительное», — объясняет представитель цирка.

Ещё одна сложность — та самая ориентация на ученика. Это, как показывает опыт «Упсала-Цирка», не всем учителям даётся легко. Тут дело и в грамотном выборе инструментов (для разных возрастных групп они будут свои), и в отношении.

Например, малышам понравится «жонглировать» лёгким фатином — он красиво описывает пируэты в воздухе, мягкий и не требует слишком быстрых движений. А вот подросткам это будет совсем неинтересно, их больше впечатлит какое-то необычное «применение» привычных предметов (много ли они видели учителей, которые жонглируют тетрадями?).

В «Упсала-Цирке» тоже сталкивались с проблемой выбора инструментов, например, во время проекта «Цирк за забором». Он был ориентирован на ребят из петербургской спецшколы — и там хулиганы были не метафорические, а вполне настоящие.

«Через четыре года тренировок решили сделать спектакль. И эти ребята сначала не хотели: мол, какой спектакль, кто к нам придёт, какое высказывание, о чём вы говорите — нас никто не слышит, мы неинтересны. Но в итоге получилось сделать спектакль на тему, которая была интересна им, — всегда нужно идти от темы, которая важна самим детям и подросткам. Они, к примеру, жонглировали автомобильными покрышками», — рассказывает Инна Сурина.

Может ли цирковая практика в школах стать массовой

Если цирк так прекрасен, то не стоит ли полноценно использовать его в системе общего образования? Краткий ответ — конечно, стоит. И такой опыт уже есть в других странах, таких как ГрецияКанадаБразилия и других. В основном цирковые элементы внедряют в программы по физкультуре.

Казалось бы, какая-то глупость — цирковые трюки могут быть опасны, на обычных-то занятиях уследить бы за всеми и обойтись без травм. Тем не менее исследования и опыт педагогов этих стран демонстрируют позитивные результаты:

  • Цирковые занятия помогают детям развивать полезные навыки: коммуникацию, креативность, умение работать в команде и принимать решения в трудных ситуациях. А ещё учат гибкости, упорству и вере в свои силы.
  • Цирковые уроки демократичны — учитель не возвышается над учениками, а взаимодействует с ними. Проще говоря, создаёт условия для самореализации, проявления своих способностей и принятия собственных решений. Это, конечно, тоже приводит к позитивным результатам.
  • Некоторые учителя сообщают о том, что и на успеваемость цирковые занятия, а точнее жонглирование, тоже влияют. Научного подтверждения этому пока нет, но зато есть простое объяснение: жонглирование помогает сконцентрироваться и поверить в свои силы, а за этим появляется и мотивация, и желание учиться.

Похожих результатов ждут и в «Упсала-Цирке».

«Для нас самое радостное, когда учитель просто стал крутым в глазах детей. Например, учителя рассказывают, что ребята перестали пропускать уроки, у них огонь в глазах, они с увлечением смотрят на педагога, а ему становится легче установить с ними контакт. Когда дети видят, что учитель „свой“, начинают с ним чем-то делиться, готовы вместе исследовать свои возможности. Тут нет зависимости от предмета, цирк просто помогает стать ближе к детям — и для нас такие истории самые ценные», — рассказывает Инна Сурина.

Как цирк помогает не только детям, но и взрослым

Цирковые эксперименты популярны не только среди детей. Например, в Университете Кентукки (США) с помощью цирковых тренировок изучают… философию. Так, через жонглирование студенты постигают труды Аристотеля — на практическом занятии учатся трюкам, а на теоретическом обсуждают связь между цирком, собственным опытом и взглядами знаменитого философа.

В России жонглёрские программы «Упсала-Цирка» оказались популярными не только у учителей, но и, как ни странно, среди программистов, рассказывает Инна Сурина. Видимо, этот процесс помогает им отвлечься: уйти в свои мысли во время жонглирования просто не получится, поскольку занятия требуют концентрации. Правда, им освоить трюки проще, чем учителям, — математический склад ума помогает, шутит спикер.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована