Образование
#статьи

Необычная практика: как колледжи и университеты работают без семестров и сессий

Эти заведения пользуются большой популярностью у студентов в США, но подвергаются большой критике от академиков. Устроены они по модели EdTech.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Jared Verdi / Gabriel Benois / Nadin Mario/ Unsplash / Studio Romantic / Shutterstock / Дима Руденок для Skillbox Media

В США есть колледжи и университеты, которые работают полностью онлайн и где каждый студент может учиться в удобном для себя темпе. Как правило, это частные учебные заведения, но бывают и с финансированием из бюджета. Популярность их растёт. По данным платформы Best Colleges, ещё в 2020 году в США работали 422 онлайн-колледжа, и в них учились больше двух миллионов человек, что составляет 15% от общего числа американских студентов. Разберёмся подробнее, как устроено такое обучение и за что его критикуют.

Но сначала поясним, в чём разница между колледжами и университетами в США. Колледжи, как правило, меньше университетов по количеству образовательных программ и студентов, но тоже могут быть высшими учебными заведениями и предлагать программы бакалавриата (а вот магистратуры — очень редко, эта ступень в основном бывает именно в университетах). Колледжи могут входить в состав университетов подобно тому, как в России в составе крупного университета бывает несколько институтов.

Однако чаще всего колледжи предлагают аналог нашего среднего профессионального образования или курсов ДПО и выдают профессиональные сертификаты (это документы, которые в США подтверждают, что его владелец обладает знаниями и навыками, необходимыми для работы в той или иной профессии).

Онлайн-колледжи и онлайн-университеты предлагают как программы бакалавриата, так и более короткое обучение для получения сертификата. Они привлекают взрослых работающих людей. 

Как устроены крупные онлайн-колледжи и онлайн-университеты

Устроены такие учебные заведения часто по принципам привычных нам онлайн-платформ с асинхронными курсами: там нет семестров, можно учиться в удобном темпе (поэтому продолжительность обучения у студентов получается разной), смотреть занятия в любое время, посещать вебинары, сдавать задания онлайн и получить заветный сертификат или даже диплом.

Старейший и самый большой в США — частный Университет Уэстерн Говернорс в штате Юта. Ежегодно там учатся около 150 тысяч студентов, и все — исключительно онлайн. При этом в университете можно получить реальную степень, а не просто сертификат о прохождении того или иного курса. Абитуриенты могут выбрать из нескольких сфер: например, IT, маркетинга, финансов, менеджмента и бухгалтерского учёта.

В основе обучения лежит модель, основанная на компетенциях: то есть студенты занимаются в удобном для них темпе, но чтобы получить зачёт (и тем более степень), нужно подтвердить обладание знаниями и навыками. Всё общение с представителями вуза происходит онлайн, правда, в отличие от обычного колледжа на одного преподавателя может приходиться 230 студентов. Помогают студентам менторы: к ним можно обращаться с вопросами и просить помощи в составлении плана учёбы. При этом за оценивание выполненных заданий отвечают другие 700 экспертов, незнакомых с учащимися.

Второе по значимости подобное учебное заведение — Южный университет Нью-Гэмпшира, где учатся 145 тысяч студентов. Правда, там всё же есть и те, кто занимается очно, но таких всего шесть тысяч человек, то есть меньше 10%. Обучение отходит от стандартного «свободного расписания»: студенты получают доступ к материалам, заданиям, описанию и деталям программы за неделю до начала тех или иных занятий. И только после встречи с консультантом или преподавателем человек может заниматься в своём темпе, при этом учитывая поставленные дедлайны. Курсы бакалавриата длятся восемь недель, курсы повышения квалификации — десять недель. Преподаватели здесь — почасовики, и их больше восьми тысяч. В сумме за работу в семестр они получают не больше двух с половиной тысяч долларов, что значительно ниже прожиточного минимума по меркам страны.

Фото: PeopleImages.com — Yuri A / Shutterstck

Оценка успеваемости выстраивается на основе заданий, которые студенты отправляют на проверку. Например, в Уэстерн Говернорс студенты должны отправить эссе, видео или презентации, по которым преподаватели судят о том, усвоили ли они материал. В Южном университете Нью-Гэмпшира проверочные задания надо сдавать еженедельно (традиционных периодов сессий нет), и чтобы решить, усвоили ли учащиеся материал, преподаватели анализируют данные об успеваемости, в том числе соблюдение сроков сдачи тестов и прочих заданий.

Такой подход предсказуемо вызывает критику в академических кругах. «Для колледжей полностью зависеть от преподавательской рабочей силы в стиле Uber может быть разумно в финансовом плане. Но это рискованно с академической точки зрения — из‑за небольшой преемственности и отсутствия постоянных преподавателей. Кроме того, когда преподаватели оказываются в нестандартных условиях работы без прожиточного минимума и пособий — это эксплуатация», — подчёркивает Роберт Убелл, декан Политехнического института Нью-Йоркского университета, в своей колонке, посвящённой онлайн-колледжам.

При этом популярность онлайн-колледжей и университетов легко объяснима: там редко есть ограничения по времени, да и учиться в них значительно дешевле, чем в классических. Эксперты компании HolonIQ прогнозируют, что доля онлайн-программ в высшем образовании США приблизится к трети к 2030 году (но преобладать будут всё же гибридные форматы).

Однако исследования показывают, что всё не так просто. Во-первых, люди гораздо чаще просто бросают такое обучение, а получение нужной степени или сертификата занимает у них больше времени, чем в обычном колледже. Во-вторых, им куда сложнее возвращать кредит за обучение. И хотя для российского рынка это не особенно актуальная проблема, для американцев долги за образование — тема болезненная.

За что критикуют такую онлайн-модель

Один из самых одиозных примеров онлайн-колледжей — калифорнийский Колбрайт. Его основали в 2018 году как доступный муниципальный колледж, где жители штата могут получить полностью бесплатное образование в удобном формате. Возможным это стало благодаря финансированию, которое выделяет штат. Предполагалось, что учиться в колледже будут не выпускники школ, а люди взрослее — те, кому требуется довольно быстро освоить программу, например, для переквалификации, или те, кто в своё время не завершил даже общее образование.

Колледж предлагает несколько программ, которые позволяют в дальнейшем работать из дома или в офисе. Правда, набор ограничен: например, в Колбрайте учат на сотрудников техподдержки, специалистов по информационной безопасности (однако здесь потенциальным студентам нужно уже иметь опыт в IT), администраторов CRM-платформ и программистов в сфере медицины.

В основе программы — также модель обучения на основе компетенций. Начать обучение можно в любой момент: в колледже нет стандартных, обязательных к посещению лекций или семинаров. Зато там есть поддержка онлайн-преподавателей и тьюторов, бесплатные электронные учебники, аренда планшетов и модемов для тех, у кого нет своей техники.

Сам колледж указывает: если заниматься по 6–12 часов в неделю, то большую часть программ можно освоить за шесть месяцев. Правда, по итогам выпускник получает не диплом, а сертификат, подтверждающий то, что он прошёл программу и сдал нужные тесты.

Как раз с выпускниками у колледжа возникли проблемы: их к 2021 году насчитывалось всего 70. Больше того, из 518 студентов, которые числились в колледже в этом же году, только 129 действительно активно учились. То есть онлайн-колледж столкнулся с типичной проблемой EdTech-платформ — низкая доходимость до конца курсов.

Это вызвало недовольство властей штата: несмотря на то, что показатели Колбрайта улучшились, его сейчас пытаются закрыть уже в третий раз. Аргумент политиков прост — миллионы долларов, которые уходят на поддержку онлайн-вуза, вполне можно было бы потратить на те колледжи, где выпускников в сотни раз больше.

Впрочем, у учебного заведения были и другие проблемы: например, неоправданно высокие зарплаты представителей администрации, недовольство сотрудников завышенными цифрами по якобы активным студентам и потенциальным обманом властей штата.

Фото: AnnaStills / Shutterstock

Но невзирая на все эти проблемы, популярность Колбрайта растёт. По данным издания СalMatters, в 2022-м там числилось 2300 калифорнийцев, каждый месяц число поступающих растёт на 8%, поэтому уже к лету в колледже могут учиться около 3000 человек. При этом во втором квартале 2022 года 70% студентов были активными — то есть проходили курсы и сдавали домашние задания. Однако выпускников от этого пока больше не становится — хотя данные за 2023 год пока недоступны, меньше 10% получили свои сертификаты в течение года.

А, например, в Южном университете Нью-Гэмпшира, как утверждает Роберт Убелл, доходимость на курсах составляет 90% — EdTech-платформам есть чему позавидовать.

Есть ли подобный опыт в России

Вузов, которые работали бы полностью онлайн, в России пока нет. Однако в обычных университетах, как государственных, так и частных, есть образовательные программы высшего образования, организованные полностью в онлайн-формате. Обычно — в сотрудничестве с EdTech-платформами. Например, такие партнёрские программы реализуют РАНХиГС, петербургский Политех, МПГУ, УрФУ, МФТИ — со Skillbox и Skillfactory. НИУ ВШЭ в мае 2023 года презентовал онлайн-кампус «Вышка Онлайн» — платформу, на которой представлены три программы бакалавриата и 16 программ магистратуры, реализуемые онлайн, а также короткие курсы. В отдельных частных колледжах тоже есть факультеты, которые работают полностью онлайн.

Цифровой колледж Skillbox

Поступите и учитесь в онлайне, получите диплом о среднем профессиональном образовании в сфере дизайна или веб-разработки. Подойдёт выпускникам 9-х и 11-х классов, а также тем, кто хочет сменить профессию.

Узнать подробнее
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована