Необычная практика: как и зачем педагоги начали включать на уроках рэп
Этот жанр может привить современным нечитающим детям любовь к литературе. Но и для преподавания математики он подходит. Да для любого предмета.
tesla / youtube
Из этой статьи вы узнаете:
- как учительница литературы впервые включила в классе рэп на уроке про «Слово о полку Игореве» и к чему это привело;
- что на Западе обучение, основанное на рэпе, — это вполне серьёзное педагогическое направление, его эффективность исследуют и педагогов учат этой методике;
- как один учитель преподаёт с помощью рэпа историю, а другой стал почти рэп-звездой ради того, чтобы увлечь детей математикой;
- как стали появляться EdTech-продукты, основанные на рэп-методике.
Хип-хоп — самый популярный сегодня музыкальный жанр в России. Об этом говорят и социологические опросы, и данные музыкальных стриминговых сервисов. Особенно много и часто такую музыку слушают подростки и молодёжь. И пока одни взрослые ругают рэперов за обилие обсценной лексики и обвиняют в развращении юного поколения, другие приносят рэп-тексты популярных исполнителей в школьные классы, чтобы помочь учащимся лучше усвоить учебную программу.
Зачем на уроках цитировать Oxxxymiron и Славу КПСС
Творчество рэпера Oxxxymiron помогает заинтересовать школьников уроками литературы. На первый взгляд, это заявление само по себе кажется оксюмороном: где школа, а где баттлы и речитативы?
Однако Лариса Арачашвили, победительница конкурса «Учитель года — 2019», уверена: качественный рэп может выступать мостиком между школьником и учебной программой по литературе. Об этом она сказала на своём мастер-классе, который провела в рамках конкурса на звание лучшего педагога страны.
Тогда же она рассказала, что столкнулась с типичной проблемой — современные дети не хотят читать — и начала искать подходящее решение. В интернете ей попалась статья, в которой предлагалось включать на уроках фрагменты из рэп-композиций для объяснения той или иной темы, и педагог взяла практику на вооружение. Оказалось, что многие современные российские хип-хоп исполнители используют в своём творчестве аллюзии к произведениям классической литературы. И даже превращают в рэп русскую поэзию.
Сама Лариса Арачашвили впервые включила хип-хоп на уроке литературы для семиклассников, которые в тот момент изучали древнерусский эпос «Слово о полку Игореве».
«Я включила им одноимённый трек группы „Каста“. Дети, конечно, сначала удивились, но, как ни парадоксально, эта композиция помогла им лучше понять смысл произведения, показала им тот самый патриотический пафос», — рассказала она Skillbox Media.
Постепенно фрагменты из популярных композиций стали звучать на уроках Ларисы всё чаще. Особенно это пригодилось на уроках, посвящённых поэзии. Например, на одном из занятий по творчеству Сергея Есенина она предложила ученикам одиннадцатого класса послушать две музыкальных композиции на стихотворение «Письмо к женщине»: от рок- и от рэп-исполнителей.
«Мы сравнивали эти композиции, потому что они написаны в совсем разных настроениях, и размышляли, кто из исполнителей был ближе к тому, что испытывает лирический герой Есенина. Это помогает делать тексты ближе, понятнее, включить их в повседневную жизнь», — объясняет педагог.
С поэзией и биографией Иосифа Бродского класс познакомился через трек «Комната» группы 25/17, в которой спрятаны отсылки к стихам поэта. С манифестом кубофутуристов — через разговор о прогремевшем в интернете батле между рэперами Oxxxymiron и Славой КПСС. А Осипа Мандельштама подростки открыли для себя через творчество Noize MC.
«Я пытаюсь быть современным учителем. Не потому, что мне нравится рэп, поверьте. Я просто стараюсь понимать то, о чём говорят дети», — подчёркивает Лариса Арачашвили.
По её словам, она использует на уроках не только рэп, но и рок и даже поп-композиции: всё, что может помочь заинтересовать учеников, зацепить их обсуждаемой темой или ввести в контекст. «Мне кажется, что музыка — это очень хороший мостик к эмоциональному отклику», — говорит учительница. Она отметила, что выбирает не исполнителей, а именно композиции — мониторит музыкальные новинки, популярных среди её учеников артистов и анализирует, может ли это быть полезно на уроках.
Коллеги часто спрашивают Ларису, не боится ли она, что после таких занятий школьники начнут слушать рэперов ещё больше. Её мнение на этот счёт такое: «Полюбят ли они после этого рэп или Бродского, зависит от меня». Она видит свою задачу в том, чтобы показать ученикам, что в основе творчества их любимых исполнителей лежит огромный и богатый пласт культуры, который не стоит игнорировать.
Почему рэп на занятиях полезен
Лариса Арачашвили — не единственный педагог, использующий современную музыку на уроках. Учителя русского языка и литературы Римма Раппопорт из Санкт-Петербурга и Полина Пятакова из Краснодара, преподаватель английского из Оренбурга Сергей Коновалов — вот лишь ещё несколько учителей, применяющих эту практику в России. Наверняка есть и другие.
Сегодня педагогам, которые хотели бы приобщать учеников к литературе через хип-хоп, также может помочь интерактивная карта связей. Это совместная разработка «Билайна» и «Яндекса» в рамках кампании «Почитай старших» — проекта, который демонстрирует, как связаны литература и современный рэп, и мотивирует аудиторию читать больше.
На карте, созданной с помощью нейронной сети, можно легко проследить, в каком треке Тимати цитирует Тютчева, какие стихи Бродского положил на музыку исполнитель 43ai, какие аллюзии на тексты этого поэта есть в композициях группы «Кровосток» и у Noize MC и к каким авторам отсылает слушателей рэпер со сценическим именем ATL (спойлер: к самым разным, вплоть до Данте Алигьери и Корнея Чуковского).
Изучать карту можно, как разглядывая и вращая виртуальную «сцену», отображающую культурные переплетения, так и с помощью поиска: по имени интересующего писателя или рэп-музыканта.
В западных образовательных методиках распространился даже отдельный термин — Hip-Hop Based Education (HHBE), то есть обучение на основе хип-хопа. Этот подход подразумевает использование хип-хопа и, в частности, рэп-текстов в качестве учебных материалов. Сторонники HHBE считают, что такой подход помогает учитывать культурные особенности учащихся, а значит, даёт им возможность обращаться к собственному культурному капиталу и налаживать связь между личными интересами и учебной программой. Особенно это актуально для учеников из тех социальных групп, чья история мало или однобоко отражена в традиционных образовательных программах: детей беженцев, иммигрантов или представителей тех национальностей, чьи права долго ущемляли (например, афроамериканцев в США).
Причём музыкальный жанр стал популярен в преподавании самых разных дисциплин и для всех возрастных категорий — как ученикам младших классов, так и студентам университетов.
В 2021 году педагогический факультет одного из колледжей в Огайо даже начал предлагать первую в мире программу подготовки учителей на основе хип-хопа: студентам объясняют важность включения эстетики хип-хоп-культуры в обучение и учат использовать хип-хоп в классе.
HHBE посвящён целый ряд исследований и научных публикаций. Авторы одних доказывают, что хип-хоп действительно может работать как элемент образования, в других работах рассматриваются навыки, которые можно развивать с помощью такого обучения: например, критическое мышление, критическая грамотность, навыки устной и письменной речи.
«Хип-хоп — самый потребляемый культурный артефакт нашего времени», — утверждает Кристофер Эдвин, преподаватель кафедры математики, науки и техники Колумбийского университета.
Эдвин — основатель некоммерческой организации HipHopEd. Она содействует распространению учебных программ, использующих элементы хип-хоп-культуры в качестве образовательного элемента. Одна из разработок HipHopEd — инициатива Science Genius, в которой хип-хоп-музыка используется, чтобы заинтересовать молодёжь наукой. Участвующие в программе школьники пишут рэп на научную тематику, а затем исполняют его перед сверстниками, учителями и консультантами из HipHopEd.
Как ещё используют рэп и хип-хоп
На уроках истории
Доктор Мануэль Растин преподаёт в средней школе в калифорнийской Пасадене историю через призму хип-хопа. Педагог заметил, что устоявшиеся стандарты преподавания работают не одинаково для всех учеников. Особенно когда речь идёт о школьниках из маргинализованных сообществ.
«Одна из причин, по которой студенты отстраняются от школы, заключается в том, что они не чувствуют, что школа актуальна, что школа говорит о том, что у них на сердце и в мыслях в настоящий момент», — объясняет Растин.
К тому же в школе, где он работает, уроки идут блоками по 90 минут. Удерживать внимание школьников на протяжении столь долгого времени, — настоящий вызов для учителя.
Педагог разработал курс «Городская культура и общество». Хотя он является только факультативом по социальным наукам, его программа согласована комитетом по образованию штата Калифорния, а сам предмет включён в расписание, и уроки идут в основное учебное время. В программе курса хип-хоп используется как контекст для изучения современной американской истории. «Мы используем хип-хоп-культуру как линзу, сквозь которую смотрим на социальные проблемы в Америке, преимущественно на проблемы семидесятых-девяностых годов», — рассказывает Мануэль Растин.
Занятия на курсе строятся так: учащиеся заранее выбирают тему, которую хотят обсудить, готовят презентацию на её основе и показывают классу. После они дискутируют, обмениваются мнениями и знакомятся с историей презентованной проблемы. Тексты рэп-композиций школьники используют для того, чтобы глубже погрузиться в историю вопроса, а также в качестве доказательств или опровержений выдвигаемых в ходе дискуссии тезисов.
Такой подход, утверждает учитель, вовлекает школьников в учебный процесс, способствует развитию критического мышления и навыков презентации.
По словам Растина, этот курс привлекает учеников больше, чем обычная программа по американской истории, поскольку сосредоточен на их жизненном опыте. Расизм, дискриминация, социальное и гендерное неравенство — далеко не полный список тем, которые поднимаются на уроках и с которыми ученики Растина так или иначе сталкиваются в повседневной жизни. Учитель рассказывал, что однажды во время оживлённых дебатов попросил поднять руки студентов, которые были лично затронуты насилием с применением оружия, — а эта тема часто звучит в композициях американских рэперов, — и в классе не было никого, кто не поднял бы руку.
На уроках математики
Необязательно приносить в класс лучшие новинки из музыкальных чартов. Для некоторых особо творческих учителей рэп — это способ организации учебного материала. Проще говоря, они преподносят тему урока в формате рэпа.
Вот, например, история Алекса Каджитани, американского учителя математики и обладателя звания «Учитель года — 2009» штата Калифорния. В начале педагогической карьеры ему никак не удавалось увлечь ребят своим предметом. Особенно Алекса огорчало то, что школьники с трудом могли вспомнить, о чём говорилось на прошлом уроке, хотя легко воспроизводили тексты новых рэп-песен, услышанных по радио.
«Но однажды меня осенило. Я понял: вместо того чтобы выключать их радиоприёмники, мне нужно предложить им другую „радиостанцию“, — рассказывал Каджитани изданию Education World. — Я пошёл домой и сочинил рэп-песню по теме, которую мы в то время проходили, — сложение и вычитание десятичных дробей. Я практиковался всю ночь, приправил текст умными фразочками и положил его на хип-хоп-бит, который нашёл в интернете».
Учитель произвёл фурор, когда исполнил своё произведение в классе: во время выступления дети хохотали, а уже в обеденный перерыв напевали отрывки из песни в столовой. «Мистер Каджитани, вы снова собираетесь читать рэп? Вчера был лучший урок математики!» — это было первое, что Алекс услышал, когда вошёл в класс на следующем после его музыкального дебюта занятии.
Постепенно учитель стал читать рэп обо всех математических концепциях, которые преподавал. Он заметил, что ему наконец удалось заинтересовать учащихся своим предметом, их поведение на уроках улучшилось, а со временем и результаты тестов стали выше.
Каджитани даже придумал себе сценическое имя — The Rappin’ Mathematician — и, воодушевлённый коллегами-учителями, записал альбом, чтобы и другие педагоги могли включать его песни на своих уроках. И учителя по всей территории США стали пользоваться этой возможностью, а Каджитани получил множество электронных писем и звонков от родителей и педагогов, которые говорили, что благодаря его трекам их ученики тоже полюбили математику.
Успех своей методики Алекс Каджитани объясняет тем, что с помощью рэпа ему удаётся связывать математику с жизнью учеников, с их миром и интересами. И делать это на понятном и привычном для них языке. «Я стараюсь придумывать рифму, которая будет помогать ученикам вспоминать основную концепцию текущей темы. Затем строю остальную часть песни вокруг этой рифмы. Также я пытаюсь отразить в песне, где и как эта математическая концепция используется в нашей повседневной жизни», — рассказывает педагог.
В подготовке к экзаменам
Несколько лет назад 19-летний студент Брауновского университета Остин Мартин провёл исследование и обнаружил, что из ста самых частотных слов, встречающихся в школьном выпускном экзамене SAT, 67 широко распространены в текстах популярных хип-хоп исполнителей.
Именно тогда Мартин придумал использовать рэп и другую популярную музыку в качестве инструмента для расширения словарного запаса и повышения грамотности. Так появилась образовательная платформа Rhymes with Reason, которая учит студентов лексике и другим навыкам ELA (English Language Arts) с помощью музыки в стиле хип-хоп.
Создатель программы утверждает: стоит использовать в обучении интересы детей, чтобы помогать им достигать академических успехов. Учить лучше с помощью того языка и контекста, которые детям уже близки и понятны.
«Студенты и так слушают этих артистов в свободное время. Мы нашли способ согласовать национальные стандарты учебной программы с тем, что учащиеся делают для развлечения, — объяснил Мартин изданию The Harvard Gazette. — Это предлагает ученикам компромисс. Теперь учитель может сказать: „Эй, ты всё ещё можешь слушать Ариану Гранде, но иди заодно выучи несколько словарных слов из программы шестого класса!“»
Сегодня учителя в разных штатах Америки всё чаще используют платформу Мартина. Педагоги отмечают высокую эффективность методики. «Я увидел резкое улучшение результатов тестов моих учеников всего за десять недель использования Rhymes with Reason», — рассказывал Education Post Куан Неломс, учитель литературы из Детройта.
При этом Rhymes with Reason — не единственная программа, нацеленная на популяризацию хип-хопа в классе. Ещё один пример — платформа Flocabulary: она предлагает образовательные видеоролики в стиле хип-хопа, с помощью которых можно изучать английский, историю, естествознание и математику. Хип-хоп как способ подачи материала создатели проекта выбрали из-за его ритмичности и рифм.
«Человеческий мозг обладает удивительной способностью поглощать и сохранять рифмованный контент», — объясняет Алекс Раппапорт, соучредитель Flocabulary. В качестве примера того, как рифма и ритм успешно используются в качестве педагогических инструментов, он приводит популярное стихотворение: «В тот момент, когда кто-то говорит: „Колумб плыл по синему океану“, ваш мозг почти непроизвольно генерирует стихотворение „В 1492“, и это одна из немногих исторических дат, которые мы все помним с детства. Мы во Flocabulary считаем, что мнемоническую силу музыки и рифмы следует использовать для учащихся всех возрастов. Рэп — отличный способ обновить эту технику для XXI века».
С чего начать знакомство с методикой
Доктор Нолан Джонс, профессор педагогики в колледже Миллс, — один из «проповедников» преподавания на основе хип-хопа. Вот какие советы он дал тем педагогам, которые хотят включить элементы хип-хопа в обучение:
- Сделайте обучение ориентированным на учащихся. Педагогика хип-хопа основана на творчестве и в центр ставит учеников и их интересы. Если вы не фанат хип-хопа и совсем в нём не разбираетесь, попросите своих подопечных рассказать вам, что они знают об этом культурном явлении. Так вы переключите разговор на самих же учеников и сможете работать с ними, чтобы найти способы связать хип-хоп-культуру с занятиями.
- Установите основные правила. Например, вы можете запретить использование в классе рэп-текстов, содержащих ненормативную лексику. Заодно вы можете обсуждать с ребятами, почему конкретное слово или фраза неуместны в школе.