Образование
#статьи

Необычная практика: как и зачем людей учат по СМС

Удивительно, но даже в век умных чат-ботов и онлайн-платформ на основе ИИ старая технология тоже на что-то годится.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Многие люди уже привыкли к продвинутому EdTech-сервису как к норме: удобные личные кабинеты на платформе, аналитика, персонализированные помощники, красивый дизайн курса, качественное видео. Но на Земле немало уголков, куда самые современные технологии дошли не в полной мере. Компенсируют это функции «постарее» — например, старая добрая рассылка СМС-сообщений.

Исследовательница из Кембриджа Кэти Джордан собрала немало примеров использования таких рассылок — она изучает эту практику. Так, в 2021 году она анализировала, насколько эта тема вообще изучена, а заодно составила небольшой обзор найденных исследований по этой теме. Предлагаем посмотреть, как устроено обучение по СМС и почему к нему обычно прибегают.

Школьная программа и прочие уроки по СМС

Чаще всего в форме СМС-сообщений рассылают учебные материалы в беднейших странах, где более привычные нам способы связи ещё не так массово доступны. Причём сервисы, которые занимаются доставкой учебного контента по СМС, выглядят как вполне современные онлайн-школы: у них могут быть собственные системы дистанционного обучения, возможности для аналитики и адаптивности. В медиа их часто называют SMS-based learning platform, то есть платформы для обучения на основе текстовых сообщений.

Один из самых известных примеров в этой сфере — платформа M-Shule в Кении. Создали её в 2017 году для обучения маленьких и взрослых учащихся. У большинства кенийцев нет компьютеров, а порой и выхода в интернет, но вот с покрытием мобильной связью там всё довольно хорошо. К тому же в стране проживает много беженцев из соседних стран, которым тоже нужно учиться.

Фото: GaudiLab / Shutterstock

Все программы M-Shule доступны на английском языке или же суахили, а материалы приходят пользователям либо обычными текстовыми сообщениями, либо через мессенджеры, такие как WhatsApp. При этом обучение адаптивное: данные учеников анализируют, а на основе этого анализа система предлагает им контент подходящего уровня сложности (включая теорию, тесты и разнообразные активности).

Новые пользователи проходят предварительные опросы и оставляют демографические данные, чтобы получить курсы по возрасту и потребностям. Информация доступна не только создателям платформы, посмотреть на успехи конкретного ученика может как он сам, так и его родители, и учителя (если речь идёт о пользователях-детях).

Ещё один хороший пример — сервис Eneza Education, он работает тоже в Кении и Кот-д’Ивуаре. Там предлагают помощь в освоении школьных программ, а чтобы начать обучение, достаточно отправить код на короткий номер. В 2020 году с помощью благотворительного фонда компании Mastercard компания запустила СМС-курсы и в Руанде.

Хотя в основном компании предлагают небольшие уроки и тесты, у Eneza Education есть и дополнительная функция «Спроси учителя», то есть возможность задать конкретный вопрос профессиональному педагогу. По программе в Руанде представители этой платформы приводили такие данные: за год сотрудникам удалось ответить больше чем на 880 тысяч вопросов от 250 тысяч учащихся.

Кстати, на возможностях задавать вопросы был построен проект Dr Math в Южно-Африканской Республике, он действовал на основе мессенджера Mxit — тот был дешевле привычных СМС-сервисов, хотя суть примерно та же. В этом мессенджере был создан специальный чат, куда школьники, у которых возникали вопросы по математике, могли написать сообщение, а потом получить ответ от тьюторов — их обязанности взяли на себя студенты местных университетов. Причём сервис включал не только общение, но также игры, квизы и возможность получить подсказки по тому или иному термину. В общем, Dr Math был похож на полноценную платформу, просто на чисто текстовой основе. Правда, сейчас он уже не действует.

В целом текстовые сообщения используют и для совместного обучения по английскому, математике, основам здорового образа жизни и другим дисциплинам. Так, Кэти Джордан в своей статье приводит в пример ряд исследований-экспериментов с минимальной выборкой (не больше 20 человек), в которых применяли такие способы обучения. И хотя все они показывали положительные результаты, эффективность этого способа ещё требует более глубокого научного разбирательства, отмечает исследовательница.

Впрочем, для подобных целей используют и WhatsApp. Так, мы уже рассказывали об истории репетитора-самоучки из Зимбабве Максвелла Чимедзы, который готовит в этом мессенджере учеников к школьным экзаменам. Приложение активно используют и в других странах, особенно когда необходимо срочно перевести ребят на дистанционное обучение. Так, WhatsApp сослужил неплохую службу ливанским школьникам после взрыва в порту Бейрута и детям из Индии на время закрытия школ из-за загрязнения воздуха.

Как текстовые сообщения помогают учителям из бедных стран

Если для обучения детей и взрослых текстовые сообщения используют до сих пор, то в 2010-х исследователи активно проводили эксперименты и с подготовкой педагогов. Они пытались проверить, можно ли с помощью такого инструмента помочь учителям и повлиять на результаты школьников.

Фото: fizkes / Shutterstock

Один из самых последних примеров — исследование швейцарских учёных, проведённое в 2018–2019 году в Кот-д’Ивуаре при поддержке местного министерства образования. В этой стране слабое школьное образование по целому ряду причин. Так, у местных педагогов не хватает компетенций для преподавания даже базовых дисциплин: к старшим (по местным меркам) классам половина учеников не умеют читать, а две трети не знают математики. Во-вторых, учителя там часто попросту прогуливают занятия (по данным учёных, их нет около 44% рабочего времени). С учениками тоже есть проблемы, такие как активная эксплуатация детского труда и распространённость физических наказаний. Доля ребят, как не окончивших школу, так и тех, кому пришлось заново пройти обучение в том или ином классе, достаточно высока.

Исследователи в сфере образования решили проверить, можно ли мотивировать учителей с помощью родителей и без их участия прикладывать больше усилий к обучению детей. Для этого они и задействовали текстовые сообщения. В 24 школах педагогам раз в неделю рассылали СМС с советами и рекомендациями по использованию разных учебных стратегий. Ещё в 26 школах рассылку организовали и для учителей, и для родителей (последним предлагали внеклассные активности, мотивировали почаще общаться с учителями, предостерегали от использования физических наказаний). В части школ такая рассылка приходила только родителям, а ещё 25 школ были условной контрольной группой — там просто никому ничего не присылали.

Результаты получились отчасти удачными: «подталкивание» одних только учителей позволило снизить количество бросающих школу учеников. Схожие результаты показала рассылка и по родителям, а вот когда сообщения получали обе группы, то эффекта не было — доля покидающих школу оставалась той же. С присутствием учителей на собственных уроках всё сложилось ещё интереснее: текстовые сообщения, которые отправляли только учителям, никак не повлияли на них с этой точки зрения, зато рассылка СМС родителям, наоборот, дала нужный толчок, чтобы педагоги всё же почаще присутствовали на занятиях. В группе, где сообщения приходили и тем и другим, получилось хуже всего: там «посещаемость» учителей даже снизилась. Примечательно, что больше всего СМС подстегнули самых «отстающих» педагогов.

Ещё одну инициативу привела в пример Кэти Джордан: проект SMS Story, который в 2013 году запустило правительство Австралии в Папуа — Новой Гвинее для учителей младших классов из деревенских школ. Педагогам отправляли планы уроков по английскому языку и истории для чтения на протяжении двух семестров. По данным департамента образования этой страны, оказалось, что эксперимент дал отличный результат: учителя, получавшие эти сообщения, активно применяли разработанные планы, а дети стали лучше читать на английском.

Позже, в 2015 году, проект в качестве эксперимента реализовали и в Индии, там к нему привлекли 50 учителей из госшкол и 2408 учеников (как в контрольной, так и в экспериментальной группах). Текстовые сообщения учителям рассылали на протяжении семи недель. В итоге их ученики стали читать на английском языке лучше и быстрее, чем сверстники, учившиеся по обычным программам.

Фото: poltu shyamal / Shutterstock

Интересный эксперимент с СМС-сообщениями примерно в это же время проводили в Малави. В этой африканской стране крайне низкий показатель младших школьников, умеющих читать. Дело в том, что там мало учителей (на одного педагога по официальной статистике приходится около 76 учеников, хотя исследователи говорят, что реальная цифра может быть куда выше), да и подготовлены они недостаточно хорошо.

Проблему попытались решить с помощью специальных тренингов и коучей — специалистов, которые приезжают в школу, присутствуют на уроке, а потом дают преподавателям советы и обратную связь по их работе. Поскольку коучей много тоже не найдёшь, приезжают они довольно редко. Так что исследователи решили дать некоторым педагогам дополнительную помощь: в перерывах между тренингами и приездами коучей им рассылали СМС с простыми, но действенными советами по методам обучения и организации работы в классе.

Вообще-то, идея была в том, чтобы проверить, окажется ли работа учителей, которые получали сообщения, более эффективной, чем те, кому эти сообщения не отправляли. Но для этого не получилось соблюсти чистоту эксперимента, потому что практически все учителя делились полученными сообщениями с коллегами. Однако даже этот факт сам по себе — хороший показатель: очевидно, учителя посчитали информацию достаточно полезной и важной, чтобы поделиться с другими, а сообщения оказались удобным способом передавать новые знания.

Где ещё используют обучение по СМС

Хотя большинство примеров обучения через текстовые сообщения связаны с беднейшими странами и именно со школьным обучением, только ими дело не ограничивается. Например, в американском штате Калифорния обучение по СМС стало частью большой кампании по подготовке к стихийным бедствиям Listos California, инициированной офисом местного губернатора.

Авторы инициативы решили обучить калифорнийцев, особенно живущих в отдалённых районах, как действовать в случае возникновения лесного пожара — распространённой проблемы в этой местности. Для этого совместно с частной платформой по микрообучению они запустили СМС-курс: чтобы записаться на него, достаточно было отправить сообщение на короткий номер. Затем пользователи в течение пяти дней получали в виде СМС учебные материалы, на изучение которых требовалось всего по пять минут. Кстати, все материалы мини-курса были доступны на 12 языках.

В результате больше 100 тысяч калифорнийцев воспользовались такой бесплатной услугой и прошли курс. По данным платформы Arist, которая помогала его создавать, 93% после этого почувствовали большую уверенность в своей подготовке к потенциальной катастрофе.

О чём могут сказать результаты проектов и экспериментов с СМС-сообщениями? Даже в век «победившего ChatGPT» мир, кажется, всё ещё нуждается в технологиях проще и доступнее, а у low tech до сих пор есть право на жизнь.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована