Необычная практика: как освоить всю школьную программу за 3–4 года
Недавно прославилась семья Тепляковых, где старшая дочка в восемь лет готовится поступать в МГУ, а её семилетний брат окончил 9-й класс.
Dana Moskvina / Skillbox Media
В семье семеро детей, а старшая дочка Алиса совсем недавно в свои восемь лет получила аттестат (причём экзамены она сдала годом раньше). Она сдавала ЕГЭ по физике, информатике, химии, биологии, русскому языку и математике. Правда, публичной информации в СМИ о том, сколько баллов девочка получила по каждому предмету, нет, но даже если они не превышают необходимый минимум, факт сдачи ЕГЭ в том возрасте, когда ровесники оканчивают первый-второй классы, сам по себе удивителен.
«В четыре года Алиса довольно уверенно читала, считала, писала — по сути, знала программу первого класса. Мы решили, что её надо отдать в школу, а в пять лет она уже была пятиклассницей», — рассказал Евгений Тепляков, папа Алисы.
По словам папы, в школу девочку не приняли, хотя Алиса ради этого даже написала письмо президенту. В стандартной системе образования место вундеркинду не нашлось, Тепляковым предложили подождать пару лет, чтобы отдать дочку в первый класс. Тогда родители стали учить ребёнка самостоятельно по программе семейного образования. Так Алиса проторила путь для своих младших братьев и сестёр: большинство из них уже отличились серьёзными образовательными успехами. Их родители уверяют: дело не в гениальности, а в подходе.
Привычные подходы
Тепляковы объяснили журналистам, что использовали советские разработки по психологии и педагогике. Полную методику обучения детей они пока не раскрывают, но рядом подробностей всё же поделились в статье «Развитие навыка чтения и его влияние на познавательную и интеллектуальную деятельность детей дошкольного возраста». Плюс кое-каким опытом и наблюдениями родители делятся на личной странице в Facebook*.
В статье в качестве методологической основы для обучения своих детей Тепляковы выделили:
- Культурно-исторический подход Льва Выготского. Он предполагает, что обучение — социальный процесс, поэтому ключевую роль в развитии ребёнка играет среда. Мышление при этом развивается через овладение знаками-символами, то есть языком, письмом, счётом. Обучение же происходит через задачи, которые ребёнок не способен решить самостоятельно и может сделать это лишь с помощью взрослых — именно эту область знаний Выготский называет зоной ближайшего развития.
- Деятельностный подход Алексея Леонтьева. Учёный считал, что именно через деятельность происходит процесс самопознания и самоопределения. Любое обучение — это обучение деятельности, но её не бывает без мотивации и цели. Деятельностный подход предполагает развитие мотивации в ребенке, осмысление им происходящего, получение знаний через опыт.
- Концепцию внутренней мотивации Эдварда Деси и Ричарда Райана. Внутренняя мотивация — это свободная деятельность, то есть исследование и изучение среды, без необходимости внешнего поощрения. Наградой служат открытия, которые совершает человек в процессе обучения или познания, и получаемый им опыт. В развитии детей и образовании это означает, что взрослые обеспечивают ребёнку возможность свободного выбора и решения каких-либо задач без серьёзных ограничений.
В основе всего — чтение
Тепляковы убеждены, что основным навыком в раннем развитии ребёнка является чтение, именно вокруг него «строится всё остальное». По их наблюдениям, дети способны читать по слогам и составлять из них слова уже к трём годам, а к шести-семи могут дойти до стандартной, взрослой скорости чтения без использования каких-то дополнительных методик. Скорость — ключевой показатель на начальном этапе.
«При этом ни в коем случае не нужно задаваться вопросом „А он понимает то, что прочитал?“ или занимать позицию „скорость — не главное“. На этапе обучения навыку чтения скорость — основной параметр, наиболее значимый и являющийся предиктором успеваемости в старшей школе», — пишут Тепляковы.
Когда скорость достигнута, дети могут читать по 100–300 страниц в день. При самых скромных подсчётах (100 страниц в день в течение года, чтение книг по 350 страниц) — это больше ста книг в год. Примерно столько же учебников осваивает обычный школьник за десять лет обучения, отмечают Тепляковы.
«То есть при правильном подборе литературы, как художественной, так и научной, основываясь на постулате „обучение ведёт за собой развитие“, у ребёнка открывается колоссальный потенциал, который может быть успешно реализован», — считают они.
В формировании навыков чтения семья использовала буквари, развивающие мультфильмы, игры издательства «Просвещение», кубики Зайцева.
Как устроены занятия
Евгений Тепляков объяснял, что во многом секрет успеха Алисы и других детей кроется в домашнем образовании:
- Занятия длятся в среднем три-пять часов в день. «У нас чистота образовательного процесса, ребёнок не просто „отсиживает“ шесть-семь уроков, а тратит время эффективно», — рассказывал Тепляков. При этом родители и дети вольны сами организовывать перерывы, чёткого расписания и уроков по часам нет. «Четверть этого времени, а может быть, треть, а если скоро экзамен, то две трети времени отданы чтению учебной и научно-популярной литературы. А там уже начинается наша работа — понять, что ребёнок не понял, почему и как объяснить», — рассказал глава семьи в репортаже на «Правмире». То есть в основе — опять-таки чтение.
- В отличие от обычного класса, дома дети получают максимум индивидуального внимания родителей в образовательном процессе.
- Программу дети проходят по стандартным школьным учебникам (хотя в то же время упоминаются научно-популярная литература и необычные учебники, составленные в увлекательном формате). Пропускают, по словам Теплякова, только «необязательные» элементы — вроде заучивания стихов и переклички. При этом из программы исключаются и некоторые произведения, в том числе роман Льва Толстого «Война и мир». Тепляковы отмечали, что чтение этой книги по образовательному стандарту занимает до трети общего объёма времени, выделенного на освоение программы по литературе за 10–11 классы. Они считают, что это противоречит реальным возможностям детей; кроме того, далеко не все школьники могут понять суть классического произведения.
- Контрольные тем не менее остаются — как и в классической системе, они позволяют найти пробелы в знаниях.
Про математику папа Алисы говорит так: «Школьная математика — ничего сложного, по крайней мере до седьмого и даже до восьмого класса. Сначала — сложение, умножение, базовые арифметические операции, числа, скобки. Пятый-шестой класс — дроби, десятичные и простые. Показываете ребёнку, что вы нарезали конфету, тортик или апельсин, — получились части. Каждая часть — это дробь. Части меньше, чем целое. Мы их можем складывать, можем есть, можем вычитать. Можем собирать из этих кусочков апельсин, будет получаться больше, чем один, можно выделить целую часть. Вы это объясняете, переводя на язык ребёнка».
Результаты
Алиса Теплякова сдала единые государственные экзамены в семь лет и стала призёром школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, экономике, экологии, обществознанию за 8–9 классы.
Недавно девочка, как сообщила «Комсомольская правда», прошла дополнительные вступительные испытания на факультет психологии МГУ, набрав 48 баллов (максимальная оценка, как и за ЕГЭ, составляет 100 баллов). Университет ранее заявлял, что готов принять маленькую абитуриентку, если она успешно сдаст вступительные экзамены. В вузе отметили, что учёба Алисы может стать частью «включенного эксперимента» с её личным участием. Однако с таким предложением не согласились родители ребёнка. Они отметили, что «поблажек» от университета девочке не требуется, максимум — возможность свободного посещения. При этом, утверждают Тепляковы, девочка уже освоила программу психфака МГУ и прочла все учебники по изучаемым там дисциплинам.
Ранними успехами могут похвастаться также братья и сёстры Алисы:
- Семилетний Хеймдалль уже освоил программу девятого класса, в пятилетнем возрасте он стал призёром школьного этапа ВсОШ по математике, биологии, экологии, обществознанию за 5–7 классы, а также принял участие в муниципальном этапе ВсОШ за седьмой класс.
- Пятилетняя Лейя получила звание «самой юной школьницы в стране» и заканчивает четвёртый класс,
- Четырёхлетняя Терра собирается в первый класс.
Оставим за рамками вопрос о том, стоит ли идти в вуз в восемь лет, в данном случае заслуживает внимания вот что: при условии, что занятия действительно не превышают 3–5 часов в день, и у детей есть каникулы и выходные, получается, ребёнок на таком домашнем обучении тратит фактически столько же времени, сколько проводил бы на уроках в школе, но успевает несоизмеримо больше. Тогда дело тут, вероятно, не только в индивидуальном внимании «учителя». Пожалуй, опыт Тепляковых заслуживает того, чтобы на него обратили внимание профессиональные педагоги.
Правда, существует и такая версия, что в действительности в данном случае нет полноценного освоения программы за 11 классов школы, а есть лишь «взлом системы» среднего образования и натаскивание ребёнка на формальную сдачу ЕГЭ. Если так, то эта история — яркий сигнал того, что с системой что-то не так.