Не только про бизнес: зачем компании приглашают лекторов-космонавтов и искусствоведов
Спойлер — это тоже помогает рабочим процессам.
В классическом корпоративном обучении основное внимание направлено на развитие компетенций сотрудников, которые непосредственно влияют на бизнес-метрики организации. И оценить экономическую выгоду от проведённого обучения достаточно легко: менеджеров по продажам обучили новым приёмам — они стали продавать быстрее и больше.
В то же время компании всё чаще проводят внутрикорпоративные просветительские мероприятия, которые не относятся напрямую или даже косвенно к сфере деятельности компании или функциям персонала. Например, организуют вебинары об искусстве, литературе, психологии и так далее. Дивиденды от таких активностей практически невозможно посчитать. Однако они тоже помогают успешной деятельности и развитию организации.
Разберёмся вместе с HR-экспертами, зачем это нужно бизнесу, а также выясним, с чего начать практику неформальных мероприятий и как оценить результат проделанной работы.
Эмоциональная поддержка
Работодатели не всегда уделяют должное внимание психологической составляющей рабочего процесса. Вместе с тем исследования показывают, что сотрудники, которые находятся в подавленном состоянии, менее продуктивны. К тому же выгорание — одна из главных проблем, с которыми сталкиваются офисные работники в 2021 году.
«В компании работают люди. И, как бы много мы ни говорили про метрики и показатели бизнеса, человеческие особенности тоже имеют большое значение. К сожалению, не везде принято говорить о них. На проблему обращают внимание, когда она уже находится в критическом состоянии», — отмечает Мария Белоглазова, руководитель направления в корпоративном университете Skyeng.
В компании важно создать такую среду, в которой каждый может получить эмоциональную поддержку в любой момент. Предупредить проблемы проще, чем справляться с ними по мере их появления. Так, в Skyeng проходят вебинары с психотерапевтами, где они говорят про эмоции и заботу о себе. Кроме того, у них работают внутренние «линии поддержки» с «бадди», их задача — оказывать эмоциональную помощь.
Разовые просветительские мероприятия тоже уместны для такой задачи. Так, во время самоизоляции в период пандемии многие оказались в непривычной ситуации затворничества и неопределённости: работа из дома, недостаток общения, неуверенность в будущем. Всё это психологически сильно давило. Поэтому, например, в банк «Открытие» пригласили космонавта-испытателя Сергея Рязанского. Он поделился своим опытом настоящей, полной изоляции в космосе и борьбы со стрессовыми ситуациями. В корпоративном университете банка говорят, что эта лекция получила большой отклик у сотрудников: люди смотрели эфир с семьями, делились ссылками друг с другом и потом долго ещё говорили о событии.
Сплочение коллектива
Зачастую общение на рабочем месте носит формальный характер: люди переписываются и встречаются, только чтобы обсудить рабочие вопросы. При переходе на удалёнку с живым неформальным общением стало ещё хуже. При этом обычные человеческие отношения очень важны для сплочения команды: в таком коллективе рабочие задачи решаются проще, быстрее и эффективнее. Елена Мажугина, HR-директор 12 STOREEZ, считает, что неформальные мероприятия — один из лучших способов сплочения коллектива:
«У нас всё началось с мероприятия в честь дня рождения компании. Так как 12 STOREEZ основана в Екатеринбурге, а сотрудники работают в разных городах, важно было объединить команду. Поэтому в основе наших активностей лежали темы не „про бизнес“, а направленные просто на знакомство друг с другом.
Сейчас команда очень быстро растёт. Для нас важно, чтобы между сотрудниками была налаженная коммуникация, все знали, к кому по каким вопросам обращаться. Лучшим способом для этого являются мероприятия, которые не касаются бизнеса. И, конечно, мы стараемся привнести в каждую встречу смысл, что-то интересное и уникальное».
Стоит попробовать такие форматы, когда сотрудники сами проводят лекции или мастер-классы на темы, связанные с их хобби: например, рассказывают про вселенную Marvel или учат друг друга кулинарному искусству. Это сближает, потому что помогает людям узнать друг друга не только с профессиональной стороны. Ещё один хороший вариант — создать кружки по интересам, такие как читательский клуб или клуб любителей путешествий.
Поддержка корпоративной культуры и бренда
Корпоративная культура — это ценности, которыми живёт компания. Очень важно, чтобы они не ограничивались рабочими процессами. Обучающие и просветительские мероприятия помогают сделать так, чтобы ценности транслировались не только на бумаге, но и на деле.
«Мы активно поддерживаем проекты, которые касаются экологии и разумного потребления. Поэтому регулярно рассказываем сотрудникам, например, о том, как сортировать мусор, как бороться с загрязнением в мире и в России и о многом другом. Это важно не только для поддержания нашей корпоративной культуры, но и для бренда L’Oreal», — рассказывает Ксения Михеева, HR-менеджер L’Oreal.
Вместе с тем Елена Мажугина отмечает, что формирование корпоративной культуры тесно связано с налаживанием связей внутри организации. И эта задача также решается благодаря мероприятиям на нерабочие темы: «Чем лучше налажена коммуникация внутри компании, тем лучше развивается её культура. Это не значит, что неформальные события самостоятельно развивают корпоративную культуру, однако они помогут снять барьеры, которые этому мешают».
Развитие творческого мышления
Чтобы сотрудники приносили интересные идеи и мыслили нестандартно в рабочих ситуациях, в некоторых компаниях проводят семинары и вебинары с интересными творческими личностями, а также мероприятия, посвящённые искусству и науке. Во-первых, некоторые исследования подтверждают, что лучшие идеи посещают нас не во время работы, а во время отдыха и при переключении внимания от рабочей задачи на что-то другое. А во-вторых, подобные активности развивают креативное мышление, насмотренность и эрудицию.
«Мы верим, что развитие чувства прекрасного у наших сотрудников помогает им делать наш продукт лучше. Мы планируем внедрять различные мероприятия: круглые столы с дизайнерами и экспертами из сферы моды и искусства, совместное посещение выставок и спектаклей. В первую очередь эти активности касаются команд, которые занимаются разработкой продукта, так как они позволяют развивать насмотренность и умение создавать эстетику через детали», — делится Елена Мажугина.
В этом направлении можно придумать много нестандартных для классического корпоративного обучения форматов. Например, Корпоративный университет банка «Открытие» сотрудничает с галереей, поэтому у них в офисе располагается сменяемая экспозиция скульптур и картин.
Формирование привычки получать новые знания
Если сотрудники неохотно идут на курсы по повышению профессиональных компетенций, попробуйте начать с мероприятий не на рабочие, а на просто интересные им темы. Это поможет привить культуру непрерывного обучения в вашей компании, привычку получения новых знаний. Ксения Михеева говорит, что для них это основная цель при проведении неформальных активностей:
«У нас нет задачи научить чему-то. Мы хотим вызвать желание учиться, а также самостоятельно узнавать что-то новое. Для этого мы выбираем темы, которые не связаны с бизнесом. Больше года назад мы ввели новый формат flex-вебинаров, в рамках которого говорим про нестандартные вещи, такие как Design Thinking и Trend Watching. Сотрудники могут участвовать в них по желанию».
С чего начать и как оценить результат
С чего начать, если в компании ещё не было опыта подобных познавательных мероприятий «не про работу»? Эксперты советуют в этом вопросе опираться на интересы самих сотрудников. Вот что может помочь:
- опросы сотрудников по интересующим их темам: о чём хотелось бы услышать, с какими творческими личностями встретиться. Возможно, что команда HR видит картину совсем иначе, чем большинство сотрудников;
- опросы о форматах, в которых люди обычно предпочитают получать новые знания по темам, которые им просто интересны (видеозаписи лекций, живые встречи офлайн или онлайн с возможностью задавать вопросы спикеру, дискуссии).
«Помимо всего прочего, мы регулярно проводим опросы вовлечённости персонала, чтобы понять, что у людей „болит“. Так мы понимаем, какую тему стоит обсудить с сотрудниками. В опрос заложены метрики. Мы оцениваем их, чтобы в последующем провести на эти темы вебинары и прочие ивенты. Например, мы заметили, что раньше звучало слово „токсичность“, а в последующей итерации — „эмоциональное выгорание“», — делится Мария Белоглазова.
После таких исследований для понимания темы можно подобрать спикеров, которые подойдут по формату подачи материала, а также смогут хорошо раскрыть тему.
Кстати, привлекать сотрудников в неформальные мероприятия проще, если проводить их одновременно с бизнес-повесткой. Таким образом поступили в 12 STOREEZ, когда проводили стратегическую сессию.
Для оценки результатов проведённых мероприятий Мария Белоглазова предлагает три варианта:
- Смотреть на конверсию: сколько человек посетило событие и сколько осталось по его завершении. Если показатель больше 80% — это успех, тема «зашла».
- Проводить анонимные опросы сразу после мероприятия. Это поможет разобраться, насколько людям было полезно и интересно присутствовать, а также что стоит доработать.
- Поговорить с руководителями направлений. Они поделятся впечатлениями, изменилось ли что-то в работе их людей.
Мероприятия, которые напрямую не касаются бизнес-тем, в конечном счёте имеют целью замотивировать и вдохновить. Вдохновение, конечно, не та штука, которая поддаётся измерению, а вот инструменты измерения мотивации и вовлечённости HR-практике давно известны — их тоже стоит использовать.
Как вовлечь в обучение 40% своих сотрудников?
А ещё:
- оптимизировать расходы на обучение;
- сформировать внутренний кадровый резерв;
- усилить HR-бренд и ускорить рабочие процессы.
Нестандартный кейс «Газпромбанка» по мотивации и вовлечению. Механика, цифры и подробности — в бесплатном гайде.
Скачать кейс