Названы направления, которые получат больше всего дополнительных бюджетных мест в вузах
Среди тройки лидеров — педагогика!
: syda productions / shutterstock
Об этом глава Минобрнауки Валерий Фальков рассказал на «Деловом Завтраке» в «Российской газете».
Он назвал пять направлений, по которым в 2021 году больше всего увеличилось количество бюджетных мест. Это:
- образование и педагогическая деятельность (увеличение на 14%);
- информатика и вычислительная техника (14%);
- клиническая медицина, здравоохранение (14%);
- математика и механика (13%);
- электроника, радиотехника, система связей (10%).
Министр заявил, что сейчас востребовано всё, что связано со школой. Именно поэтому педагогика получает столько бюджетных мест. Кроме этого, он прокомментировал прирост по направлению «Математика и механика». По его словам, любая IT-специальность базируется на хорошем фундаментальном знании математики. Очевидно, информатика попала в этот перечень ещё и потому, что это направление становится всё более популярным. Более того, президент поставил задачу обеспечить цифровизацию основных отраслей экономики. А этого невозможно добиться без необходимого количества профессионалов в IТ-сфере.
Про бюджетные места
Ранее в Минобрнауки каждому второму абитуриенту пообещали бюджетное место в вузе. А уже в апреле стало известно, сколько мест университеты получат в 2022/23 учебном году. Кстати, тогда тоже говорили о лидерах по приросту бюджетных позиций: направления практически совпадают, но в прошлом списке на первом месте оказались инженерные специальности. Помимо этого, была названа ещё одна сфера — сельское хозяйство.
Какие специальности востребованы
По мнению Фалькова, это в первую очередь всё, что связано с медико-биологическими исследованиями и генетикой, а также IT, медицина и педагогика.
Вице-президент РАН Ирина Донник, в свою очередь, высказалась об особой востребованности естественно-научных и IT-специалистов.
Чего хотят дети
В Skillbox Media писали об исследовании, в котором эксперты выясняли, каким специальностям отдают предпочтение школьники. Их ответы тоже явно перекликаются с перечнем, который озвучил глава ведомства, но там лидируют IT и искусство.
А что в итоге?
В результате опроса, проведённого АНО «Россия — страна возможностей» и ГК «ЭФКО», выяснилось, что выбранная специальность нравится 46% студентов. Но 40%, несмотря на это, не уверены, будут ли они строить карьеру в той же сфере. Помимо прочего, известно, что по полученной в вузе профессии работают только 40% россиян.
Возможными причинами этого могут быть как неправильное представление о выбранной профессии, которая во время учёбы разочаровывает, так и сложности с поиском работы, удовлетворяющей ожиданиям молодёжи по условиям и зарплате. Не исключено также, что молодые люди поступают на направления, по которым изначально не собираются работать, — лишь бы попасть на бюджетное место (чем больше мест, тем меньше конкурс и проще пройти) и получить корочку о высшем образовании.
К примеру, по педагогическому направлению в начале 2020 года министр просвещения озвучил такие данные: в год на бюджетные места в педвузы поступают до 70 тысяч студентов, но до школы потом доходит меньше половины из них. Следовательно, одним только выделением бюджетных мест под востребованные государством и экономикой направления проблему нехватки специалистов не решить.