Образование
#новости

Названы главные факторы, которые влияют на выбор STEM-профессий школьниками

Оказалось, что девочки реже мальчиков отдают предпочтение таким специальностям из-за гендерных стереотипов.

Что изучали

Учёные из Российской академии образования (РАО) проанализировали интеллектуальные способности, академические успехи и то, кем хотят стать школьники. Участниками исследования стали 1638 учеников 7–11 классов из восьми российских регионов, сообщает пресс-служба РАО. Работа проводилась по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» при участии «Школьной лиги РОСНАНО».

Основная цель исследования состояла в том, чтобы выявить факторы, из-за которых школьники не хотят осваивать STEM-профессии (science — наука, technology — технологии, engineering — инженерия, mathematics — математика). Кроме того, учёные выяснили, что подталкивает к выбору этих направлений.

Оказалось, что профессии в технической и естественно-научной сферах чаще всего выбирают ребята с более высокими оценками по точным предметам, с хорошими пространственными способностями, а также с более широким лексиконом.

Важную роль играет и оценка детьми собственных математических способностей, а также карьерные предпочтения и ожидаемый доход.

Как выбор профессии зависит от пола

Инфографика: Skillbox Media. Источник данных: РАО
Инфографика: Skillbox Media. Источник данных: РАО

Эксперты выяснили, что факторы, которые определяют выбор будущей специальности у мальчиков и девочек, отличаются.

Девочки почти вдвое реже мальчиков выбирают STEM-профессии (32% против 63%). Оказалось, что решающую роль здесь играют гендерные стереотипы, которые вне зависимости от индивидуально-психологических особенностей способствуют снижению интереса у девочек к естественно-научным и техническим направлениям подготовки.

При этом STEM-профессии чаще выбирают девочки с объективно высоким уровнем способностей, широким словарным запасом и хорошими оценками по математике.

А среди мальчиков предпочтение им отдают те, кто оценивает свои математические способности выше, чем гуманитарные, а также ребята с более высокими карьерными и зарплатными ожиданиями.

«Учитывая исследования, которые показывают, что интерес к STEM-дисциплинам в раннем возрасте у мальчиков и девочек отличается незначительно, можно предположить, что только наиболее способные и устойчивые к давлению гендерных стереотипов семьи и общества девочки сохраняют в себе интерес к выбору STEM-профессий в старшей школе, тогда как среди мальчиков на выбор такой карьеры оказывает влияние в первую очередь интерес», — прокомментировал результаты исследования доктор психологических наук, академик РАО Сергей Малых.

Отмечается, что полученные данные продемонстрировали важность борьбы с гендерными стереотипами. Помимо этого, они могут стать основой для подготовки практических мер, направленных на искоренение препятствий для выбора таких специальностей девушками.

Кстати, ранее мы рассказывали о том, какие STEM-профессии и компетенции наиболее востребованы в России и мире.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована