Что изучали
Учёные из Российской академии образования (РАО) проанализировали интеллектуальные способности, академические успехи и то, кем хотят стать школьники. Участниками исследования стали 1638 учеников 7–11 классов из восьми российских регионов, сообщает пресс-служба РАО. Работа проводилась по заказу Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» при участии «Школьной лиги РОСНАНО».
Основная цель исследования состояла в том, чтобы выявить факторы, из-за которых школьники не хотят осваивать STEM-профессии (science — наука, technology — технологии, engineering — инженерия, mathematics — математика). Кроме того, учёные выяснили, что подталкивает к выбору этих направлений.
Оказалось, что профессии в технической и естественно-научной сферах чаще всего выбирают ребята с более высокими оценками по точным предметам, с хорошими пространственными способностями, а также с более широким лексиконом.
Важную роль играет и оценка детьми собственных математических способностей, а также карьерные предпочтения и ожидаемый доход.
Как выбор профессии зависит от пола
Эксперты выяснили, что факторы, которые определяют выбор будущей специальности у мальчиков и девочек, отличаются.
Девочки почти вдвое реже мальчиков выбирают STEM-профессии (32% против 63%). Оказалось, что решающую роль здесь играют гендерные стереотипы, которые вне зависимости от индивидуально-психологических особенностей способствуют снижению интереса у девочек к естественно-научным и техническим направлениям подготовки.
При этом STEM-профессии чаще выбирают девочки с объективно высоким уровнем способностей, широким словарным запасом и хорошими оценками по математике.
А среди мальчиков предпочтение им отдают те, кто оценивает свои математические способности выше, чем гуманитарные, а также ребята с более высокими карьерными и зарплатными ожиданиями.
«Учитывая исследования, которые показывают, что интерес к STEM-дисциплинам в раннем возрасте у мальчиков и девочек отличается незначительно, можно предположить, что только наиболее способные и устойчивые к давлению гендерных стереотипов семьи и общества девочки сохраняют в себе интерес к выбору STEM-профессий в старшей школе, тогда как среди мальчиков на выбор такой карьеры оказывает влияние в первую очередь интерес», — прокомментировал результаты исследования доктор психологических наук, академик РАО Сергей Малых.
Отмечается, что полученные данные продемонстрировали важность борьбы с гендерными стереотипами. Помимо этого, они могут стать основой для подготовки практических мер, направленных на искоренение препятствий для выбора таких специальностей девушками.
Кстати, ранее мы рассказывали о том, какие STEM-профессии и компетенции наиболее востребованы в России и мире.