Образование
#новости

Научные ролевые игры способны помочь сократить гендерный разрыв в STEM-образовании

Оказывается, притворство может быть полезно для учёбы.

Такой вывод сделали американские учёные. Их работа опубликована в журнале Psychological Science.

Исследователи вдохновились статьёй о том, как дети, притворявшиеся супергероями, лучше справлялись с заданиями по самоконтролю (так называемый эффект Бэтмена), и решили провести похожий эксперимент, в рамках которого школьницы должны были представлять себя выдающейся учёной Марией Кюри.

В чём была суть эксперимента

Участниками эксперимента стали 240 мальчиков и девочек в возрасте от четырёх до семи лет. Эту возрастную группу выбрали неслучайно — примерно в это время у детей начинают формироваться идентичность и оценка своих способностей.

«Дети уже в возрасте шести лет начинают думать, что мальчики умнее и лучше разбираются в науке, чем девочки», — пояснили авторы работы.

Мальчиков и девочек разделили на три группы, в каждую из которых вошли дети обоих полов. Первой группе просто сказали, что её участники на день должны стать учёными. Ребят из второй попросили о том же, но ещё рассказали о достижениях знаменитых учёных (мальчикам — об Исааке Ньютоне, а девочкам — о Марии Кюри), их успехах, а также трудностях, связанных с преодолением гендерного неравенства. А третьей группе, помимо всего перечисленного, поручили притвориться деятелями науки, о которых они услышали.

Сама же игра, которую предложили всем детям, была довольно простой: на экране компьютера показывали разные предметы, парящие над бассейном, а участники должны были отгадать, утонут эти предметы или всплывут, если их бросить в воду. Сделав выбор, они сразу узнавали правильный ответ, наблюдая, как объект либо погружается, либо остаётся на плаву. Все участники сыграли в эту игру хотя бы по одному разу. После первого раунда их спрашивали, хотят ли они продолжить или заняться чем-то другим.

Что удалось выяснить

Все девочки и мальчики одинаково часто давали правильные ответы — около 70%. Мальчики в целом не показали никаких различий в зависимости от групп, в которые их распределили, — во всех случаях они давали примерно одинаковое число верных ответов и играли одинаково долго.

При этом девочки, притворявшиеся Марией Кюри, оказались вдвое упорнее, чем те, кто были в других двух группах. Участницы, примерившие роль учёной, играли так же долго, как и мальчики, — в среднем по 12 раундов. А остальные девочки бросали игру в среднем после шестой попытки. Помимо этого, анкетирование показало, что девочки, которым рассказывали про учёных, но которых не просили ими притворяться, значительно повысили оценку собственных способностей, необходимых для научной деятельности.

Кстати, на похожем принципе базируется такое явление, как математическая генеалогия: изучение трудного пути реальных учёных к науке помогает осознать стереотипы и бороться с ними.

Ранее учёные доказали, что закрепиться в STEM девушкам чаще всего мешает неуверенность в себе. По мнению исследовательниц из НИУ ВШЭ, повысить их настойчивость в учёбе может помочь дополнительная поддержка в преодолении трудностей — например, сопровождение тьюторов. Кстати, негативное влияние гендерных стереотипов наблюдается уже в школьные годы — из-за них девочки реже мальчиков отдают предпочтение STEM-профессиям.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована