Образование
#статьи

Научение, учение и обучение — в чём разница?

«Стоп, разве это не одно и то же?» — можете спросить вы. Нет, есть тонкости!

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

В психологии и педагогике существует несколько связанных между собой понятий: научение, учение, обучение и учебная деятельность. Все они в той или иной степени описывают процесс и (или) результат получения знаний и навыков. Они также связаны между собой. Однако стоит сразу оговориться: не существует единого подхода к определению и разграничению этих понятий.

Предпримем попытку разобрать эти понятия в парах.

Научение — учение

Начать стоит с понятия «научение». Пришло оно из сферы психологии, а в педагогике его чаще всего рассматривают в контексте идей бихевиористов. Авторы американского учебника «Теория научения» приводят определение научения, данное профессором Университета Дюка Грегори Кимблом, как наиболее чёткое:

«Научение — это сравнительно постоянное изменение поведения или потенциальной возможности поведения, которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным телесным состояниям, вызванным, например, заболеванием, усталостью или лекарственными препаратами».

В образовательной сфере научением обычно называют процесс и результат получения навыков и знаний. Причём проходить он может стихийно: например, ребёнок может неосознанно научаться, наблюдая или повторяя действия взрослых.

Фото: Sharomka / Shutterstock

Так, «Словарь по образованию и педагогике» В. М. Полонского (приведённый на сайте «Педагогическая энциклопедия») определяет научение как «процесс приобретения знаний, умений и навыков, формирование индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших и сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения) в результате целенаправленного или стихийного обучения». А профессор Кубанского государственного педагогического университета Александр Остапенко приводит такое определение: «Научение — естественный процесс образования, в результате которого человек спонтанно осваивает сведения и факты».

Иногда научение используют как синоним понятия «учение» — например, так в Большом психологическом словаре под редакцией Б. Мещерякова и В. Зинченко:

«Учение (научение) (англ. learning) — процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида».

В книге «Педагогика: словарь системы основных понятий», выпущенной к 70-летию Российской академии образования, уточняется, что понятие «учение» является синонимом «учебной деятельности», а ей, в свою очередь, даётся такое определение:

«Учебная деятельность — (синоним — учение) — деятельность человека (обучающегося) по развитию своего опыта личности — знаний, умений (компетенций), навыков, привычек».

Если говорить о разнице между научением и учением, то в книге «Профессиональное образование. Словарь» она определяется так:

«Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта (овладение технологией оптимального выполнения задачи, процесс разрешения проблемы, достижения цели). Научение отличается от учения, которое характеризуется как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и усилиями. Путём научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки)».

Проще говоря, в большинстве случаев разницу между научением и учением определяют так: научение может происходить спонтанно, стихийно, а вот учение происходит осознанно. Но, к сожалению, всё не совсем так просто. Это станет понятнее при сравнении понятий «учения» и «обучения».

Учение — обучение

В том же «Словаре системы основных понятий» приводится сразу несколько определений «обучения» из нескольких источников. Например, Большая советская энциклопедия определяет обучение как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство человека к жизни и труду, а Российская педагогическая энциклопедия — как совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Тем не менее в качестве более современного определения приводится такое:

«Обучение (синоним — учение) — развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося — или, что то же, — развитие его опыта (в первом, психолого-педагогическом значении)».

То есть обучение тут ставится в один ряд с учением, а оно, в свою очередь, — в один ряд с учебной деятельностью. С учётом того, что в другом определении учение приравнивалось к научению, немудрено запутаться.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

Известный российский психолог Роберт Немов в книге «Психология» («Книга 2. Психология образования») объясняет, что все три понятия (учебная деятельность, обучение и учение) относятся к содержанию учебного процесса:

  • Учебная деятельность — процесс приобретения новых или изменения существующих знаний, умений и навыков, развитие способностей человека.
  • Обучение — совместная деятельность учащегося и педагога, то есть передача знаний от одного к другому. «Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения», — уточняет он.
  • Учение — относится к действиям, которые предпринимает уже ученик, чтобы развить свои навыки, знания и способности.

Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

«Обучение отличается от научения <…> ещё и тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, в то время как научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности, связанный с работой учащегося, также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. В первом случае учение является стороной обучения, трактуемой в широком смысле этого слова, а во втором — результатом того, что называется социализацией. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятия учения и обучения обычно связаны со специальной учебной деятельностью».

Проще говоря, обучение и учение — это процесс, а научение — результат. Учение — процесс учащегося, а обучение — совместный процесс учащегося и того, кто его учит.

Кроме того, разница между научением, обучением и учением, объясняет Роберт Немов, касается и возрастных рамок: «Разница между научением, обучением и учением видится также в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения — импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное — ребёнок оказывается практически готовым с первых дней и месяцев жизни, то есть почти сразу после рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется у него примерно к 4–5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, то есть в возрасте около 7–8 лет».

При этом научение происходит в процессе учебной деятельности, а она, в свою очередь, включает два других процесса. Это учение — то есть деятельность того, кто учится, и обучение — деятельность того, кто обучает.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована