Образование
#статьи

Направление подготовки в вузе: это то же самое, что специальность и учебная программа?

Объясняем, как понять, на кого вы будете учиться, если на сайтах вузов фигурируют все три эти понятия сразу.

Фото: НТИ СПбПУ

Раньше в вузах студентов готовили по конкретным специальностям, а направления подготовки стали выделять в 1990-е годы, когда в вузах, кроме привычного пятилетнего специалитета, начали появляться бакалавриат и магистратура в связи с переходом к Болонской системе. Поначалу «новые сущности» называли направлениями обучения, а термин «направления подготовки» утвердился после окончательного перехода к двухуровневой системе в виде бакалавриата и магистратуры. На самом деле разделение очень простое:

  • для бакалавров и магистров образовательные стандарты и программы на их основе создают по направлениям подготовки;
  • а для специалистов (то есть в специалитете) — как и раньше, по специальностям.

Соответственно, для поступления вузы предлагают программы и по направлениям подготовки, и по специальностям. Программ специалитета (то есть программ со специальностями) сейчас меньше, чем бакалавриата (то есть программ с направлениями подготовки), так как специалитет во время перехода к Болонской системе сохранился не во всех областях образования.

Чем различаются направление подготовки и специальность

Согласно общероссийскому классификатору специальностей по образованию, и «направление подготовки», и «специальность» представляют собой совокупность компетенций, позволяющих ставить определённые профессиональные задачи и решать их. Иными словами, в некотором смысле специальности и направления подготовки, по сути, означают одно и то же. Но есть и различия между этими понятиями.

Дело в том, что бакалавриат и специалитет считаются разными уровнями высшего образования. Отличается и срок обучения по ним: как правило, на бакалавриате учатся четыре года, а на специалитете — пять-шесть лет (хотя бывают исключения, например, более продолжительные программы подготовки бакалавров).

Выпускникам выдают разные документы о высшем образовании и квалификации — диплом бакалавра или диплом специалиста. Правда, в оформлении дипломов много схожего: указывается, программу по какому направлению подготовки или специальности освоил выпускник и какую квалификацию получил (с 2022 года в дипломе может быть указано и несколько квалификаций одновременно).

Названия квалификаций пока указываются по действующему с 2013 года перечню направлений подготовки и специальностей, утверждённому Минобрнауки, но с 1 сентября 2024 года должен вступить в действие новый перечень. Одна из его особенностей в том, что квалификации бакалавров и магистров в нём привязаны к профессиональной области — например, должны появиться бакалавры информационных технологий или магистры сельского хозяйства.

Согласно предыдущему перечню такие конкретизированные квалификации прописываются только для специалистов (то есть в их дипломах указывается присвоенная специальность — допустим, «фармацевт» или «экономист», «юрист»), а в дипломе бакалавров указывается конкретное направление подготовки (например, «экономика», «юриспруденция»), но в строке квалификации пишется одно слово — «бакалавр», без каких-либо уточнений.

Кроме названия, у каждого направления подготовки и в старом, и в новом классификаторах есть код. Например, у «Информатики и вычислительной техники» код 2.09.03.01.

Чем различаются образовательная программа и направление подготовки

Перечни направлений подготовки и специальностей для всех вузов России едины. А вот образовательные программы по одному и тому же направлению подготовки в университетах могут отличаться и содержанием, и названием. Более того, в каждом университете может быть несколько разных образовательных программ по одному и тому же направлению подготовки.

Дело в том, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) определяют только самые общие требования к подготовке по направлениям и специальностям. Как именно будет устроено обучение, описывают в своих образовательных программах сами вузы. А некоторые университеты с особым статусом — например, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МГИМО, РАНХиГС — могут создавать и собственные стандарты, а значит, и делать уникальные образовательные программы, каких нет больше нигде.

Если у вуза несколько программ по одному и тому же направлению подготовки или специальности, они отличаются профилями или направленностью. И то и другое — это ориентация образовательной программы на конкретные области знания или виды деятельности.

Например, в педагогических вузах приём ведут в основном на направление подготовки «6.44.03.01 Педагогическое образование». Но в зависимости от того, на какой именно факультет набирают будущих учителей, отличаются профили — допустим, физика или иностранный язык. При этом для каждого профиля вуз составляет отдельную образовательную программу с опорой на соответствующие профессиональные стандарты.

По одному направлению «7.45.03.02 Лингвистика» тоже существует множество образовательных программ — ниже представлен пример с сайта Московского государственного лингвистического университета, и нужно учитывать, что каждое из этих направлений в зависимости от факультета ещё и предполагает изучение разного набора иностранных языков.

Скриншот: МГЛУ / Skillbox Media

В Высшей школе экономики по одной только «Экономике» множество разнообразных программ — собственно, «Экономика», также «Мировая экономика», «Экономический анализ», «Экономика и статистика», кроме того, есть, например, совместная программа с Российским университетом транспорта «Экономика и инженерия транспортных средств».

А на скриншоте ниже показано, что, например, в МИРЭА есть три разные программы по одному направлению подготовки «09.03.03 Прикладная информатика»: «Информатизация организаций», «Управление данными» и «Цифровая трансформация».

Скриншот: МИРЭА / Skillbox Media

Если вы находите на сайте вуза образовательную программу с привлекательным названием и не понимаете, к какому направлению подготовки или специальности она относится, почитайте её описание внимательно. Скорее всего, где-то рядом указан как минимум код из классификатора. Например, название программы бакалавриата — «Программное обеспечение игровой компьютерной индустрии», а в скобках стоит код 09.03.02, который по классификатору соответствует направлению «Информационные системы и технологии».

Что может иметь значение при поступлении

Во время приёмной кампании вузы могут объявлять конкурс отдельно на разные профили в рамках одного направления подготовки. Но бывает и иначе — когда объявляют многопрофильный конкурс, и абитуриентов отбирают на несколько направлений подготовки сразу.

Как это работает? Согласно действующему порядку приёма в вузы, возможен приём на укрупнённую группу направлений подготовки и специальностей (УГСН). Например, в области образования «Гуманитарные науки и языки» (по новому перечню, который должен вступить в силу с 1 сентября) выделяют такие УГСН:

  • язык, общественные коммуникации, медиа и журналистика;
  • исторические науки;
  • философия, этика и религиоведение;
  • теология;
  • востоковедение и африканистика.

И если в вузе несколько направлений подготовки, допустим, по историческим наукам, то можно устроить на них общий конкурс, а уже после зачисления разделить студентов на историков, археологов и архивоведов.

Будут ли и дальше обучать студентов по направлениям подготовки после отмены Болонской системы?

Сохранится ли в ближайшем будущем разделение на направления подготовки и специальности, пока остаётся только гадать. Сейчас идёт эксперимент по применению новой системы высшего образования. Она предполагает новое разделение, в котором нет таких понятий, как бакалавриат и специалитет, а есть понятие базового высшего образования. Понятия магистратуры там тоже нет, вместо него — специализированное высшее образование.

Однако вузы — участники этого эксперимента используют направления подготовки и специальности с кодами из утверждённого в 2013 году перечня. При этом продолжительность подготовки по выбранным для эксперимента направлениям и специальностям неодинакова, определяют её сами вузы. Для базового высшего образования (которое заменит и бакалавриат, и специалитет) постановлением правительства утверждено, что срок обучения может составить от четырёх до шести лет.

Возможно, утверждённый в 2022 году перечень направлений подготовки и специальностей вступит в силу и будет применяться, но в изменённом виде, с иными квалификациями. Неизвестно, будут ли использоваться названия «бакалавр» и «магистр» в будущем. В принятом постановлении Правительства пока не указано, какие именно квалификации получат выпускники экспериментальных программ — предусмотрено, что образец диплома для них разработают сами вузы по согласованию с Минобрнауки.

Что касается выданных ранее дипломов, представители власти, в том числе президент Владимир Путин, неоднократно заявляли, что бакалавриат по-прежнему будет считаться полноценным высшим образованием.

Высшее образование со Skillbox

Вместе с ведущими университетами страны — РАНХиГС, СПбГУ и МПГУ — мы запустили дистанционные программы обучения. Вы получите не только теоретические знания, но и практический опыт, которого всегда не хватает выпускникам.

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована