Образование EdTech
#Мнения

Мнение: благодаря ИИ продолжительность обучения может сократиться на треть

Мнением о будущем образования поделился руководитель крупнейшего вуза Германии.

Иллюстрация: pngwing / master1305 / KamranAydinov / svstudioart / Freepik / dzha / Sven Mieke / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Свен Шютт

Генеральный директор IU Group — учредителя Международного университета прикладных наук IU. Этот частный вуз базируется в Германии, и в нём учатся более 130 тысяч студентов из разных стран. Университет предлагает свыше 250 программ высшего образования и около 600 курсов повышения квалификации и переподготовки в дистанционном, смешанном и очном форматах.

В интервью для сайта консалтинговой компании McKinsey Свен Шютт рассказал, как в университете IU внедряют искусственный интеллект (ИИ). Речь шла как о дополнении программ новыми дисциплинами и модулями, связанными с ИИ, так и о том, что в вузе активно используют чат-боты на основе генеративных нейросетей в качестве цифровых помощников студентов и преподавателей.

По оценке специалистов вуза, с помощью ИИ-тьюторов студенты учатся как минимум на 50% быстрее, чем без них. Эксперт предположил, как распространение подобных ИИ-помощников скажется на всей системе образования в будущем. Пересказываем основные тезисы.

Время формального обучения сократится

Практически любую программу обучения, считает Свен Шютт, можно освоить быстрее с помощью ИИ. При этом он ссылается на исследования эффективности индивидуальных занятий, обобщённые Бенджамином Блумом, и предполагает, что продвинутый ИИ-тьютор может обеспечить учащемуся полную персонализацию, как при работе с учителем один на один.

Получается, что общая продолжительность обучения в школе и в вузе может сократиться на треть. Эксперт отмечает, что это открывает молодёжи массу новых возможностей. Выпускники начнут выходить на рынок труда раньше — причём, как верит Свен Шютт, с более подходящими для реальной работы навыками. Это будет возможно благодаря тому, что ИИ-технологии упрощают обновление образовательных программ.

Но тут есть и вопросы. Время обучения в школе, колледже или университете важно не только для получения общеобразовательных и профессиональных знаний и навыков, но и для формирования личности, накопления социального опыта и развития соответствующих навыков. Возможно, что-то из этого ИИ тоже сможет поддержать, но условия развития молодых людей явно изменятся. К чему это приведёт с социальной точки зрения, пока неизвестно.

Роль преподавателя будет совершенно иной

Стоит спросить себя, какие традиционные задачи преподавателя технологии могут выполнить лучше, чем люди, рассуждает Свен Шютт. Он называет два аспекта, в которых имеет смысл использовать ИИ, — это адаптация программ под потребности учеников, то есть персонализация, а также оценивание. Преподавателей, вероятно, от этих задач можно будет освободить.

Что же остаётся? Социальный контекст, говорит Свен:

«Людям нужен социальный контекст обучения, который преподаватель может создать, поддерживать и продвигать, но другие аспекты преподавания, такие как оценивание и персонализация учебной программы, могут быть значительно улучшены с помощью искусственного интеллекта. Это особенно важно для работающих взрослых, которым требуются гибкие и персонализированные варианты обучения. <…> В будущем преподаватели будут больше похожи на создателей социальной среды, чем на распространителей знаний. Основываясь на том, что мы знаем о нашем преподавательском составе, мы считаем, что эта роль может принести им больше пользы, несмотря на то, что она значительно отличается от традиционной модели чтения лекций в аудитории. Для них это серьёзный поворот. Лично я считаю, что это к лучшему, но это приведёт к совершенно иным условиям для совместного творчества с обучающимися, управляемыми искусственным интеллектом».

Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Самый серьёзный вызов на данный момент, считает Свен Шютт, в том, чтобы преподаватели научились проектировать для студентов образовательный опыт в новых условиях. А значит, им нужно учиться использовать ИИ. Традиционное обучение в классе вряд ли исчезнет полностью, но по большей части образование будет происходить за пределами аудиторий, в цифровых и неформальных средах. Разрабатывать программы для этого преподавателям придётся совместно с ИИ-помощниками.

Наступит настоящий расцвет обучения в течение всей жизни

Несмотря на большие нерешённые вопросы относительно ИИ, Свен Шютт надеется, что необходимость адаптироваться к новому ИИ-миру приведёт к тому, что люди будут дольше сохранять любопытство и действительно учиться в течение всей жизни. Он поделился представлением, как это могло бы выглядеть:

«Думаю, у каждого из нас будет ИИ-компаньон для учёбы, который будет, например, напоминать о том, что нужно изучить, и вообще возьмёт на себя рутинные административные дела. Это оставит нам больше времени для фокуса на обучении, в котором компаньоны станут нас сопровождать».

В таком будущем формальное образование по программе школы или вуза, считает эксперт, во многом перемешается с информальным обучением для себя, ради удовольствия. Облик системы образования станет благодаря этому совершенно иным.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована