Образование
#новости

Миронов призвал отменить Болонскую систему, но Мишустин не согласился

Кроме того, прозвучало предложение отменить ЕГЭ, но на него премьер-министр не ответил.

Что сказал Мишустин про отмену Болонской системы

29 марта состоялась встреча Михаила Мишустина с депутатами фракции партии «Справедливая Россия — За правду». В числе прочего обсуждались вопросы образования. Видеозапись и текстовая расшифровка размещены на сайте Правительства.

Руководитель фракции Сергей Миронов, говоря о «многострадальном образовании», призвал к отмене Болонской системы и ЕГЭ:

«В условиях санкций, в условиях того, что сегодня происходит, в том числе со стороны так называемого цивилизованного мира, я думаю, самое время раз и навсегда отказаться от Болонской системы и вернуться к истокам. К тому, что всегда служило примером всему миру и являлось лучшим образованием в мире, — это наше образование, российское. И конечно, наше требование об отмене единого государственного экзамена сейчас более чем актуально».

Михаил Мишустин на предложение касательно ЕГЭ ничего не ответил, а относительно Болонской системы отреагировал так (мы намеренно приводим полную цитату, чтобы не был искажён смысл сказанного):

«Вы упомянули о Болонской системе. Да, Россия присоединилась к этой системе почти 20 лет назад. И, несмотря на достаточно длительный срок, система российского образования в целом учитывает наши национальные приоритеты.

В Болонской системе действительно предусмотрена двухуровневая система: бакалавриат, магистратура. А в российских вузах есть ещё и подготовка кадров в рамках специалитета, с освоением образовательных программ в течение пяти-шести лет.

Они сейчас есть в 475 отечественных вузах и в 194 филиалах высших учебных заведений. То есть действует традиционная для нашей страны модель подготовки, но с изменениями, которые нужны для того, чтобы учебный процесс соответствовал современным вызовам, это абсолютно очевидно.

Конечно, у советского образования были свои сильные стороны. Наверное, те, кто в этом зале присутствует, являются в основном выпускниками советских вузов. Сегодня, конечно, многое строится иначе. И надо внимательно посмотреть на те аспекты, которые можно было бы взять в том числе из советской системы. Но мы стараемся, повторю, чтобы наши национальные особенности учитывались при подготовке специалистов».

Что это значит

Как нам кажется, из ответа председателя правительства следует, что, по его мнению, отменять Болонскую систему нет смысла, потому что она и так работает в России с учётом наших национальных приоритетов — наряду с системой бакалавриата/магистратуры у нас существует и специалитет. Ключевая фраза премьера: «То есть действует традиционная для нашей страны модель подготовки, но с изменениями, которые нужны для того, чтобы учебный процесс соответствовал современным вызовам, это абсолютно очевидно».

Более того, по мнению Михаила Мишустина, полностью вернуться к советской модели образования невозможно, потому что в современном мире многое строится иначе. А вот взять отдельные аспекты, актуальные и в наше время, — конечно, стоит.

Что это могут быть за аспекты? Напомним, с прошлого года активно обсуждается идея экспериментального введения в отдельных вузах системы «2 + 2 + 2». А она, с одной стороны опирается на Болонскую систему, с другой — в ней, как объяснял в январе на Гайдаровском форуме помощник президента Андрей Фурсенко, есть и отдельные черты советского образования. Правда, не массового, а применявшегося в Физтехе (МФТИ).

Суть «2 + 2 + 2» в том, что в первые два года учащиеся получают общую фундаментальную подготовку, которая может быть одинаковой у студентов разных, но в чём-то близких профессиональных направлений. В следующие два года изучаются специализированные предметы по конкретному направлению обучения, а дальше, если нужны ещё более углублённые знания, их можно получить на следующей двухгодичной ступени. То есть всё это укладывается как раз в рамки бакалавриата/магистратуры.

Кстати, тогда же, на Гайдаровском форуме, Андрей Фурсенко назвал Болонскую систему такой же эффективной, как и по некоторым направлениям — специалитет. В каких-то случаях больше подходит один вариант, в других — иной. «Вопрос в том, какие есть варианты дальнейшего развития», — подчеркнул он.

А почему тогда столько шума про отмену Болонской системы?

Вот с чего всё началось: 16 марта глава Российской ассоциации юристов Сергей Степашин (был председателем правительства в 1999 году) заявил, что России стоит пересмотреть необходимость участия в Болонском образовательном процессе и вернуться к классическому варианту специалитета и аспирантуры. Об этом сообщило РИА «Новости». Однако считать его личное мнение государственной позицией нет оснований. Каких-либо заявлений от представителей Министерства образования и науки, а также от других чиновников, связанных со сферой образования, относительно планов по отмене Болонской системы не было.

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована